РС-80 с самонаведением. Что за чудо-ракету покажет на оружейной выставке завод "Артем"
Традиционно перед открытием ежегодной октябрьской оружейной выставки "Оружие и безопасность" наша военная промышленность спешит выкатить сразу целый ворох новинок
Однако по старой украинской традиции только крайне небольшая часть из них доходит до вооружения армии, а большая часть представляет собой проекты из серии "потому что можем" или "я тебя слепила из того, что было".
Одной из изюминок выставки, судя по информации от ГК "Укроборонпром", будет новая модификация 80-мм неуправляемых авиационных снарядов РС-80 "Оскол" с радиолокационной головкой самонаведения.
Стоит сказать, что в 2018 году на вооружение были приняты неуправляемые авиационные ракеты РС-80 "Оскол" с кумулятивно-осколочной боевой частью и РС-80ГММ с габаритно-массовым эквивалентом боевой части, разработанные и выпускаемые ГАХК "Артем". Собственно говоря, это по сути отечественный клон советской ракеты С-8, разработанной еще в конце 1960-х.
При массе кумулятивно-осколочной боевой части в 5 кг наши конструкторы обеспечили бронепробитие в 400 мм гомогенной брони на дальности пуска в 1300-4000 м. При этом стоит отметить, что аналог превзошел оригинал — так, на советских С-8 установлена боевая часть всего в 3,6 кг.
Необходимость освоения серийного выпуска ракет было связана с тем, что в ходе активных боевых действий на Донбассе в 2014 году именно ракеты С-8 стали основным вооружением украинской авиации и расходовались в довольно больших количествах.
Тогда же начались эксперименты по расширению диапазона применения ракет – ведь только при производстве больших партий можно было бы уменьшить их себестоимость. В авиации стали экспериментировать с машинами, где изначально возможности применения блоков для пуска С-8 не было предусмотрено производителем. Яркий пример: вооруженный вариант легкого вертолета Ми-2 — Ми-2МСБ. Конструкторы ПАО "Мотор Сич" внесли целый ряд изменений в изначальную конструкцию, установив комплект несущих ферм балочных держателей, блоки Б8В8МСБ, каждый на восемь ракет типа С-8, пусковое устройство, способное выполнять стрельбу в режимах по две, четыре и восемь ракет одновременно. Дополнительно в кабине установлен авиационный прицел.
Были попытки создания наземной платформы – на несколько легких артиллерийских тягачей МТЛБ были поставлены блоки для пуска таких ракет, снятые с боевых вертолетов. Неуправляемые ракеты ввели в состав вооружения перспективного наземного беспилотного БТР "Фантом-2".
Мало того, пробовали их применять даже на море – так, две установки для пуска находятся на вооружении десантно-штурмовых катеров класса "Кентавр" (проект 58181).
Однако стоит сказать, что все эти эксперименты не совсем удовлетворили военных. Так, эрзац-РСЗО на базе МТЛБ после весьма непродолжительной эксплуатации в одной из десантно-штурмовых бригад были разобраны. Да и "Кентавры" пока не введены в состав флота.
По всей видимости, именно с таким положением вещей и связана попытка "Артема" продать вооруженным силам еще одну модификацию своей ракеты. Правда, упоминание радиолокационной головки самонаведения выглядит несколько странным. Мало того, что даже в Российской Федерации, которая поныне является крупнейшим производителем ракет этого типа, ничего подобного нет, так еще и радиолокационная головка самонаведения применяется исключительно на управляемом оружии – прежде всего на противокорабельных ракетах и ракетах класса "воздух – воздух".
Сама радиолокационная система наведения на цель предполагает наличие радиолокационной станции (РЛС). Как правило, принцип применения таких ракет следующий: летчик обнаруживает цель с помощью бортовой РЛС (или по командам с наземного пункта управления), переводит РЛС в режим автоматического сопровождения цели направленным радиолучом и при достижении разрешенной для атаки дистанции производит пуск. Войдя в радиолуч, ракета удерживается в его равносигнальной зоне, а отклонения парируются рулями.
Если такое смогли реализовать на ракете РС-80, то это серьезный прорыв, и такую ракету уже сложно называть неуправляемой. Однако тут возникает целый ряд вопросов – прежде всего, с какого носителя собираются применять такое оружие? По сути, нынче единственным носителем является вооруженный вариант Ми-8 (Ми-24 из-за проблем с лопастями сегодня стоят на земле), самолеты стоит рассматривать в крайне ограниченной перспективе – ведь к 2035 году советские машины в той или иной степени будут заменены на западные образцы.
Второй большой вопрос – цена такого оружия? Ведь неуправляемые С-8 задумывались и производились как дешевое оружие для работы по площадным целям. При установке же головки самонаведения их цена сразу вырастет, условно говоря, в несколько раз. И залп из двух блоков Б-8В20А в 40 ракет обойдется в немалые деньги.