Равнее всех. Почему социальное равенство не приносит украинцам счастья (ИНФОГРАФИКА)

Украина вышла на первое место в мире по равномерности распределения доходов и трат, согласно обновленному рейтингу Всемирного банка
Фото: УНИАН

Эта новость не порадовала, а даже разозлила большинство украинцев: почему нас посчитали "равнее" всех, когда мы каждый день видим пропасть между бедными и богатыми? 

Разберемся, как же так получилось, что статистика вывела Украину в лидеры по денежному равенству даже в сравнении со странами, которые известны активной политикой уравнивания доходов, например Норвегией, занявшей третье место.

Все плюсы и минусы

Всемирный банк оценивает распределение доходов согласно индексу Джини (по имени итальянского экономиста и статистика начала XX в. Коррадо Джини). Суть в том, чтобы одним числом отразить неравенство.

Сначала статисты берут за основу общие доходы (или расходы) в каждой из 140 анализируемых стран. Затем эксперты Всемирного банка разбивают население на пять категорий по 20% - от самых богатых до самых бедных - и смотрят, какой процент от всего объема годовых доходов (расходов) пришелся на каждую категорию. В самых расслоенных обществах богатейшие 20% населения могут получать более половины национального дохода. Для большей точности отдельно рассматриваются суммарные доходы 10% богатейших и 10% беднейших людей страны. Естественно, в разных группах реальные доходы и расходы будут отличаться от среднего показателя - либо в минус, либо в плюс.

Индекс Джини, который может быть от нуля до 100%, учитывает все отклонения от "нормы", чем они значительнее - тем больше неравенство. Теоретически, если каждый житель страны получает средний доход - этот индекс равен 0%, а если все захватила одна семья - 100%. Для получения более объективной картины индекс рассчитывается обычно после уплаты налогов и получения гражданами пособий. Поэтому в некоторых странах могут использоваться данные о расходах, а не доходах.

Правда, такие подсчеты упрощают реальность. Индекс Джини, который сводится к одному числу, априори не отражает структуру распределения доходов: большой разрыв может быть и потому что богатые "слишком" богаты, и потому что бедные "слишком" бедны.

Более полную картину мы получаем как раз благодаря анализу разных категорий населения по уровню дохода. И данные, собранные Всемирным банком, показывают четкую тенденцию: чем ниже индекс Джини - тем меньшую часть национального дохода получают самые богатые. К примеру, в странах, где этот показатель от 25 до 30%, в частности Норвегии, Дании, Румынии, богатейшие 20% населения получают до 40%. А доля доходов беднейших 20% приближается к 10%. И это хорошие цифры, потому что при среднем индексе Джини в 35-40% на самых богатых 20% приходится около 45% национального дохода, а на самых бедных - порядка 6%.

Если же присмотреться поближе и в категории 20% самых обеспеченных жителей той или иной страны выделить половину богатейших (то есть 10% по отношению ко всему населению), то увидим закономерность: чем выше в обществе индекс Джини, тем больше дохода приходится на самых богатых, и наоборот.

И тут мы подходим к Украине, где как раз все наоборот.

Самый долгий путь к вершине

В Украине индекс Джини составляет рекордно низкие 24,6%. Всемирный банк в нашей стране рассчитывает его на основе расходов, которые так распределяются по пяти 20%-ным категориям населения:

беднейшие - 10,3%, четвертая категория - 14,5%, третья категория - 17,9%, вторая категория - 22,2%, богатейшие - 35,1%. Отдельно рассматриваются самые бедные 10%, которые тратят всего 4,4% из общего объема расходов и самые богатые 10% - у них 21,1%.

Интереснее всего - вершина иерархии. Присмотримся к богатейшей категории украинцев- это 20% от всего населения. Но 60% из общей сумы их расходов делают всего 10% самых богатых наших сограждан. Для сравнения: в странах со средним индексом Джини в 35-40%, например в Испании, Португалии, Вьетнаме, Австралии, этот показатель составляет от 61 до 65%. В постсоветских республиках индекс Джини низкий или средний, и в странах, где он колеблется в диапазоне 35-40% - Литве, Латвии, Грузии, Узбекистане и Туркменистане - самые богатые 10% всегда претендуют на долю в 63-67% от доходов (расходов) 20% богатейших сограждан.

Разница между Украиной и рассмотренными государствами не очень большая, но тенденция становится явной, если сравним со странами, где индекс Джини зашкаливает за 50%: 10% самых богатых бразильцев получают 73% из доходов 20% богатейших людей страны, в Колумбии этот показатель равен 72%, в Южноафриканской Республике - 74%.

Вывод один: больший разрыв в доходах (или расходах) соотносится с большим денежным "весом" 10% самых богатых членов общества и наоборот. Быстрое увеличение доходов по мере продвижения к вершине пирамиды даст в целом большую сумму. Но ведь во многих, даже бедных странах, есть долларовые миллиардеры и мультимиллионеры, а значит, каким бы равномерным не было распределение, где-то у вершины иерархии должен быть резкий скачок в доходах и потреблении. К сожалению, он выпадает из поля зрения Всемирного банка, который не дает подробных данных. А зря, ведь разница между средним доходом 1% самых состоятельных персон, назовем их условно "сливками общества", и средним доходом последующих 9% богачей обычно огромна. То же касается и разрыва в доходах 0,1% сверхбогатых и последующих 0,9% людей в денежной иерархии.

А все потому, что в таком масштабе становится заметным "вес" каждого мультимиллионера, стоящего на вершине пирамиды.

Именно этим можно объяснить, почему в Украине такой низкий индекс Джини, несмотря на наглядную разницу в доходах и расходах между сверхбогатыми людьми и обществом в целом. По самым свежим данным Госстата за 2015 г., одно украинское домохозяйство в месяц тратило в среднем всего 5 тыс. грн. Значит наше денежное равенство - это равенство "бедных". Взглянем еще раз на данные Всемирного банка: даже богатейшие 20% населения потребляют в среднем только на ¾ больше (35,1% расходов на 20% населения). А значит, что в 2015 г. одно "богатейшее" домохозяйство тратило 5000 *1,75 = 8500 грн в месяц, если отталкиваться от официальной статистики.

По таким же расчетам, средние месячные расходы даже 10% самых богатых в пересчете на домохозяйство составляли около 10 тыс. тыс. грн. Но по сути, шиковали только "сливки общества", а следующие за ними 9% тратили и того меньше.

Даже 1% "сливок общества" - это около 400 тыс. человек, включая детей. Так что все соотечественники, чьи доходы и яркая жизнь нас впечатляют, спокойно попадают в этот процент. А вот людей за пределами данной группы сложно назвать даже средним классом, учитывая их доходы. Как ни парадоксально, но выходит, что в "обществе бедных" с низким индексом неравенства вычищается средний класс. Он бы мог стать заметным в двух случаях. Во-первых, если бы в Украине, как в тех же странах Скандинавии с равномерным распределением, все общество в среднем было богатым. Во-вторых, если бы у нас расслоение по доходам и расходам было большим - и тогда доля по-настоящему состоятельных людей за пределами 1% "сливок общества" увеличилась бы.

В этом и феномен Украины, что лучший в мире индекс Джини не отражает ни хороших экономических условий, ни благосостояния в целом.

Но все это так при одном условии: если цифры не врут. Может быть, еще рано хоронить наш средний класс.

Несравнимые деньги

Так статистика работает в идеальных условиях, но в попытке оценить неравенство одним числом есть множество подводных камней. С одной стороны, очень сложно собрать правильные исходные данные, с другой - финансовое неравенство многомерно, и его вообще невозможно адекватно отразить одним показателем.

Во-первых, при расчете индекса Джини используются национальные счета разных стран. Если где-то исходные данные неточные - то и сам показатель неравенства будет неправильным. Чаще всего, как и в Украине, данные о доходах и расходах официальная статистика занижает. Обычно больше всего возможностей скрыть свои доходы и траты у более состоятельных членов общества, а это значит, что для государств, где такое явление распространено, индекс Джини занижается, ведь официальная статистика сглаживает неравенство. Так что сравнение стран с разным качеством национальных счетов ставит под сомнение весь глобальный рейтинг. Что касается Украины, то скрытые доходы могут делать часть людей богаче, чем в официальной статистике, а это значит, что в "полутени" есть все шансы встретить представителей среднего класса.

Во-вторых, Всемирный банк оперирует данными разных лет. Индекс Джини для некоторых стран до сих пор определен за 1998 и 1999 гг. Самые свежие расчеты - за 2013-й: в Украине, Беларуси, Грузии, Казахстане, Польше, Турции, Иране, Индонезии, США, Бразилии и еще 26 странах в основном из Латинской Америки. Таким образом, наши показатели сняты еще до войны и последующего экономического спада.
В-третьих, как уже отмечалось, Всемирный банк определят индекс Джини либо по доходам, либо по расходам - в какой стране как удобнее подсчитать. Но доходы не эквивалентны потреблению, часть из них идет на сбережения. В обществах, где принято откладывать больше денег (как у азиатов), расходы у не самих бедных людей могут быть значительно меньше доходов, взамен они накапливают богатство, например в виде финансовых сбережений. В таком случае неравенство по расходам будет меньшим, чем неравенство по доходам, а значит и сравнивать страны по таким разным критериям некорректно.

И наконец, индекс Джини по методике Всемирного банка отражает лишь распределение денежных потоков, будь то доходы или расходы, при этом размеры богатства учитываются лишь косвенно: чем больший капитал, тем больший доход от него можно получить. Однако на практике самые богатые - это далеко не всегда те, кто у кого больше всех доходов и расходов. Поэтому в предыдущих расчетах мы называли богатыми или бедными людей с разным уровнем дохода условно и для удобства.

Не в индексе счастье

Важно также учитывать, какую часть доходов люди получают от оплаты труда, а какую - от капитала. Так, если в бедной стране очень высокая концентрация капитала, неравенство подавляющего большинства граждан определяется разными зарплатами. А неравенство в оплате труда считается более справедливым, потому что зависит от индивидуальных качеств человека, а не размера унаследованного имущества. Казалось бы, почти все должны быть довольны. Но беда в том, что даже 1% богатейших людей, владеющих третью или даже половиной всего капитала, может заполонить своей роскошной жизнью почти все информационное пространство, так что каждый член общества ежедневно будет видеть пропасть между "сливками" и "народом". И даже несмотря на факт, что удовлетворенность жизнью определяется не столько размерами своих доходов, сколько сравнением с благосостоянием соседей, лучший индекс Джини не может сделать украинцев счастливее - слишком часто мы сравниваем себя с самыми богатыми. По индексу счастья Украина уверенно держится во второй сотне стран.