Рост экономики на бумаге просто неизбежен
Правительство обещает скорое окончание экономических катаклизмов. "Мы постепенно, но уверенно выходим из этапа кризиса", - заявила недавно министр финансов Наталия Яресько. "Я считаю, что худшие макроэкономические показатели позади", - поддержал коллегу министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. Свой прогноз правительство официально оформило в проекте бюджетной резолюции, доработанную версию которого в конце прошлой недели внесли в парламент. Из документа следует, что ВВП в 2016 г. подрастет на 2% при годовой инфляции 9% и среднегодовом курсе гривни 22,5 грн./$.
Однако чиновники умалчивают, что, несмотря на формальное улучшение показателей, ни экономике, ни гражданам в ближайшее время лучше не станет. Единственным фактором, который обеспечит символический рост ВВП в 2016 г., будет низкая сравнительная база. По предварительной оценке Госслужбы статистики, в первом квартале экономика уже просела на 17,6% (год к году). Правда, этот показатель не учитывает оккупированные территории Крыма и отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Следовательно, реальное падение может быть еще глубже. Уже очевидно, что по итогам текущего года спад будет больше, чем предполагалось. И МВФ, и ЕБРР ухудшили прогноз снижения украинского ВВП до 9% с 5,5 и 7,5% соответственно. Да и нынешнюю инфляцию, которая по итогам мая в годовом выражении достигла 58,4%, превзойти будет сложно. Конечно, если в следующем году гривня не обвалится до 40-50 грн./$.
Конфликт в Донбассе, обнищание населения и сокращение внутреннего спроса добивают промышленность, торговлю и транспорт. Позиции экспортеров дополнительно подкашивает внешняя конъюнктура. Ситуация с ценами на мировых рынках металлов не самая радужная - начав падение в прошлом году, они продолжают снижаться. Риски высоки и для сельского хозяйства, которое остается едва ли не последней отраслью, показывающей положительную динамику. На выпуск аграрной продукции могут негативно повлиять сокращение внутреннего и российского спроса, которое лишь частично компенсировано ростом экспорта в ЕС.
"Но эскалация военного конфликта и возвращение к популистским мерам - наибольшие риски", - полагают эксперты Института экономических исследований и политических консультаций. Если этого удастся избежать, реальный ВВП в 2016 году может составить до 1,6%. Самый интересный вопрос заключается в том, какие меры будет предпринимать правительство, чтобы реанимировать экономику. Ведь прекращения военных действий или консервации конфликта явно недостаточно, чтобы ситуация разрешилась сама собой. По словам Наталии Яресько, приоритетными для правительства остаются вопросы привлечения инвестиций и улучшения бизнес-среды. Глава Минфина заверила, что перед Кабмином стоит цель увеличить приток инвестиций уже со второй половины текущего года. Но в условиях войны, неразберихи на валютном рынке и преддефолтного состояния Украины это практически невыполнимая задача. В минувшем году, по сведениям Национального института стратегических исследований, доля инвестиций в структуре ВВП снизилась до 14% против 16,9% по итогам 2013 г. Капитальные инвестиции в 2014 г. уменьшились на 11,8%. "В прошлом году лишь 2,7% расходов на капитальные инвестиции были профинансированы за счет средств иностранных инвесторов. При этом сокращение прямых иностранных инвестиций в экономику Украины в 2014 году составило $12,2 млрд (или 21% относительно 2013 года)", - констатируют аналитики.
Приободрить инвесторов Минфин планирует новым проектом налоговой реформы, который обещают выдать на-гора к осени. Предстоящие изменения якобы выведут экономику из тени, позволив ликвидировать налоговые ямы и перекрыть схемы контрабанды. Но никаких радикально новых наработок чиновники до сих пор не озвучили. И бизнес продолжает нести колоссальные убытки как из-за кризиса, так и из-за жесткого налогового пресса. Подтверждение тому - падение динамики сбора налога на прибыль, который является прямым индикатором состояния дел в промышленности и предпринимательстве в целом. По данным Госстата, в первом квартале убыток бизнеса до налогообложения составил 385,9 млрд грн., тогда как в январе-марте минувшего года минус предприятий был втрое меньше - 124,6 млрд грн.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 8 июня 2015 г. (№23/733)