На заметку зрадофилам. Как исход войны зависит от Байдена и от ЕС
Усилия кремлевского лобби в Белом доме малоуспешны. Более того, у Байдена есть очень весомые внутриполитические причины делать ставку на нашу победу
Два экзистенциальных страха начали понемногу укореняться в нашем обществе: "Запад о нас забыл" и "Запад нас предал". Конечно, если хочется найти подтверждения своим страхам, то их всегда найдешь. Но пока что можно спокойно констатировать, что нас не забыли и не предали. Более того, мы по-прежнему в центре мирового внимания.
15-16 июня в Брюсселе проходит "Рамштайн-3" — третье заседание организованной министром обороны США Ллойдом Остином Контактной группы по вопросам обороны Украины. Анонсировано участие министров обороны около 50 стран мира (в том числе всех стран НАТО).
23 июня, тоже в Брюсселе, Европейский совет (высший орган Европейского Союза) должен обсудить предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС.
26-28 июня Германия будет принимать в замке Эльмау в Баварских Альпах саммит "Большой семерки". Главными вопросами будут финансовая и военная помощь Украине и дальнейшее усиление экономической войны против России.
28-30 июня в Мадриде состоится саммит НАТО на высшем уровне. Задача этой встречи — обеспечить практическую реализацию договоренностей, которые будут достигнуты лидерами G7 в замке Эльмау.
Опасения насчет "евротрио"
Не будем пытаться спрогнозировать конкретные результаты всех этих саммитов. Более важно, какова их конечная цель. Разве не оправдан наш страх предательства Запада? Где гарантия, что Запад не станет подталкивать нас к капитуляции?
Эти опасения ассоциируются прежде всего с тремя крупнейшими странами Евросоюза — Германией, Францией и Италией, которые являются также членами G7. Эти три страны в силу различных причин весьма чувствительны к интересам Кремля. Об этом "ДС" подробно рассказала в статье "Трус, Балбес и Бывалый. Во что играют Шольц, Макрон и Драги". Именно в силу такой чувствительности, когда итальянская La Stampa и немецкий Bild сообщили, что лидеры "европейского трио" Олаф Шольц, Эммануэль Макрон и Марио Драги собрались вместе приехать в Киев перед заседанием Евросовета, это вызвало плохие предчувствия.
В самом деле, есть реальная опасность, что "евротрио" попробует "продать" нам статус кандидата в члены ЕС в обмен на наше согласие "заморозить" войну на условиях Кремля. Такая сделка была бы для нас абсолютно невыгодной. Статус кандидата — это как обещание жениться. Турция имеет этот статус с 1999 года, но перспективы ее полноценного членства по-прежнему призрачны.
Впрочем, хотя эту опасность нельзя недооценивать, но и преувеличивать ее тоже не следует. Чтобы "евротрио" могло принудить нас к капитуляции, у него должны быть, во-первых, сильные рычаги влияния на Киев, а во-вторых, сильные мотивы сыграть в пользу Путина. Однако ни одного, ни другого у Шольца, Макрона и Драги нет.
Первая скрипка Байдена
Что касается рычагов влияния, то все, чем гипотетически могли бы нам угрожать Германия, Франция и Италия, это прекратить поставлять нам вооружения. Однако, при всей нашей благодарности этим странам, первую скрипку в деле военной помощи все же играют, безусловно, США. Более того, Вашингтон еще и дирижер всего этого процесса — как в рамках G7 и НАТО, так и в более широких рамках "Рамштайна" (то есть Контактной группы по вопросам обороны Украины).
Плакать, что "Запад нас предал", можно было бы только в одном случае — если бы Джо Байден позвонил Владимиру Зеленскому и сказал: "Больше никакой помощи от нас не будет, и никаких "Рамштайнов" тоже не будет, поэтому быстрее подписывайте все, что хочет Путин". Тогда в самом деле мы имели бы очень большую проблему.
Но сейчас в этом плане проблема не у нас, а у России. Хотя в окружении Байдена есть, скажем так, кремлевское лобби, но его усилия малоуспешны. Более того, у Байдена есть очень весомые внутриполитические причины делать ставку на нашу победу.
В этой связи упомянем, что Байден несколько раз заявлял о своих планах баллотироваться на второй срок на выборах 2024 года. 13 июня эти планы вновь подтвердила спикер Белого дома Карин Жан-Пьер. "Вы знаете, я даже не могу угнаться за ним, — сказала она на брифинге. — Мы только что вернулись из Нью-Мексико, мы только что вернулись из Калифорнии… Просто посмотрите на работу, которую он делает, и посмотрите, что он делает, как он работает для американской публики".
В самом деле, Байден много ездит по стране и вообще демонстрирует высокую публичную активность, потому что 8 ноября пройдут выборы всего состава Палаты представителей и 34 из 100 сенаторов. И по крайней мере до этой даты Байден не "спрыгнет" с украинской темы. Да ему и не дадут этого сделать ни однопартийцы (демократы), ни конкуренты (республиканцы).
У Байдена есть печальный афганский опыт: в сентябре прошлого года его рейтинг резко упал после того, как американские войска были выведены из Афганистана и страну быстро захватили талибы. Несомненно, наша история затмила афганскую. И для демократов очень важно, чтобы она была историей успеха. Поэтому в ближайшие пять месяцев администрация Байдена будет максимально стараться показать, во-первых, что Вашингтон оказывает Киеву всю необходимую помощь, и во-вторых, что эта помощь дает желаемый результат: украинцы приближаются к победе, а россияне — к поражению.
Причем в эту игру будут играть и демократы, и республиканцы. Никто (кроме нескольких откровенных любителей Путина) не захочет обвинений в том, что они сорвали помощь Украине и позволили выиграть России.
Главные решения уже приняты
Позиция Германии, Франции, Италии тут не может быть решающей. Но ее, конечно, не назовешь совсем уже малозначимой. Для нас в любом случае лучше, чтобы эти страны нарастили, а не прекратили помощь нам вооружениями. И чтобы они поддерживали, а не блокировали финансовую помощь нам со стороны ЕС.
Поэтому важен вопрос о мотивах, которые могут двигать "европейским трио". Самым опасным было бы, если бы Берлин, Париж и Рим сейчас мечтали "вернуть все взад", чтобы вести с Россией business as usual. Но этого уже не будет.
Российская брутальная захватническая война всерьез испугала как европейских политиков, так и европейских обывателей. Понятно, что многим из них наплевать на нас. Но на себя, любимых, им не наплевать. Поэтому даже те из них, кто советует нам капитулировать, не примеряют этот совет к себе.
В Евросоюзе уже приняты главные, стратегические решения о том, что необходимо побыстрее избавляться от любых зависимостей от России. Сейчас все дискуссии в основном уже технические: о сроках отказа от нефти и газа из России, об альтернативных маршрутах поставок и т.п. И никто ради России не захочет все это отменять. За что, собственно? За то, что Путин создал глобальный кризис, крупнейший со времен Второй мировой войны? За то, что российские войска своими варварскими обстрелами городов и зверствами против мирного населения Украины вызвали устойчивое отвращение ко всему российскому: государству, народу, культуре?
Точно так же европейские компании, ушедшие из России, уже оправились от пережитого шока, научились жить без российского рынка — и не горят желанием туда возвращаться. Они не хотят подвергать себя риску еще одного шока, да к тому же все уже сомневаются в том, остались ли у российского рынка какие-то перспективы, кроме коллапса.
Впрочем, у Евросоюза все же есть мотивы подталкивать нас к капитуляции, но они второстепенные (и скорее раздутые кремлевской пропагандой, чем действительные). Например, это ожидание миллионов беженцев из Африки и Азии, которых якобы будет подстегивать голод из-за нехватки украинского зерна. Однако США, Евросоюз и Украина уже согласовали целый ряд действий для решения этой проблемы.
Добавим, что Вашингтон напрямую заинтересован в ослаблении зависимости Европы от России. Потому что расширяется рынок сбыта для нефти и сжиженного газа из США. Ну и вообще США возвращают себе роль глобального дирижера на рынке энергоносителей. Например, в рамках G7 уже обсуждается создание "антиОПЕК" — картеля покупателей нефти.
Из-за чего задержка с оружием
Сейчас главный аргумент против оптимистичных взглядов на планы Вашингтона — это очевидная недостаточность поставок американского оружия. Но если просуммировать информацию из разных источников, то можно прийти к выводу, что все-таки не нужно спешить обвинять тут ни американцев, ни наше руководство. Первые два месяца после 24 февраля Пентагон считал приоритетным направлением поиск по всему миру техники советского и российского производства, которая знакома нашим военным и не требует длительного обучения. Но затем это направление выдохлось по понятным причинам: запасы такой техники ограничены, да и боеприпасы к ней уже заканчиваются.
Тогда и было принято (в Вашингтоне и Киеве) решение о переводе нашей армии на калибры и технику по стандартам НАТО. Старт этому процессу был дан на американской авиабазе "Рамштайн" в Германии 26 апреля. Именно там оформилась антипутинская коалиция в виде Контактной группы по вопросам обороны Украины. Но тут узким местом является необходимость обучения наших военнослужащих западными инструкторами на полигонах в странах НАТО.
Поэтому еще слишком рано делать окончательные выводы насчет того, действительно ли Вашингтон хочет нашей победы или только делает вид. Время для оценок наступит ближе к концу лета. Будем надеяться, что сбудутся все самые плохие ожидания россиян.