Российское дроностроение. Нужно ли нам бояться "Ориона", "Охотника" и "Гелиоса"
Американский аппарат MQ-9 Reaper может подниматься на высоту 15 км, у его китайской копии потолок 10 км, а у российской тоже как бы копии — 7,5 км
На фоне резкого усиления роли беспилотных летательных аппаратов на поле боя и реальных успехов в ходе войн последнего времени — особенно в Нагорном Карабахе — часть европейских и азиатских стран задумались о покупке таких дронов. В частности, о том, что рассматривают вопрос закупки турецких "Байрактаров", заявили Болгария и Сербия, а последняя купила еще и беспилотники китайского производства. Планирует серьезно нарастить их количество, вплоть до постройки производственных мощностей по их сборке, и Украина.
Но подобное усиление своей армии не может себе позволить Россия, чтобы не выпасть в массовом сознании тамошнего обывателя из статуса "великой". Российским конструкторам поставлена задача создать полноценный ударный аппарат. Рассмотрим, почему эти усилия пока нельзя назвать иначе, чем жалкими.
До осени 2020 г. все успехи российского дроностроительства ограничивались лицензионной (читай отверточной) сборкой израильских аппаратов типа "Searcher 2", известных как "Форпост" (кстати, их неплохо сбивали наши военные на Донбассе).
И вот в октябре на одном из российских ТВ-каналов показали развернутый сюжет о работе конструкторского бюро "Кронштадт" и одной из его новинок — ударном БПЛА "Орион". Причем журналисты утверждали, что аппарат прошел все стадии государственных испытаний, летал в Сирии и ныне поступает в войска.
Что же приняли на вооружение россияне? Прежде всего бросается в глаза конструктивная схожесть "Ориона" с американским MQ-9 Reaper. Тут российские конструкторы не одиноки — ранее так поступили китайцы со своим СН-5 и иранцы.
Впрочем, во всех случаях копия получилась хуже оригинала. Хотя китайцы оказались наиболее прилежными учениками и их аппарат почти достиг характеристик американца. За исключением такого важного показателя, как высотность: СН-5 может забираться на высоту 10 км против 15 км у американца.
Но все еще хуже у российского "Ориона", который по официальным данным может набирать высоту 7,5 км. Что явно мало, чтобы уничтожать зенитно-ракетные комплексы ближнего действия "Оса" и "Стрела-10" (их высота поражения целей находится в диапазоне 8-10 км), как это делали, например, операторы азербайджанских "Байрактаров" во время последней войны в Нагорном Карабахе.
Впрочем, проблема высотности была вполне ожидаема — отсутствие хороших авиационных двигателей характерно для всего российского самолетостроения, как пилотируемого, так и беспилотного.
Весьма скромны показатели "Ориона" по массе полезной нагрузки — она составляет примерно 200 кг. После того как из нее вычесть массу радиоэлектронного оборудования, оптико-электронной станции, средств связи и управления, то в сухом остатке останется совсем немного. По заявлению разработчика, на трех узлах подвески комплекс может нести пару управляемых ракет и авиабомбу массой 50 кг. Понятно, что это больше, чем у "Байрактара", но и класс аппаратов немного разный (упомянутый СН-5 может нести до 24 ракет).
Впрочем, как у турка, так и у россиянина оружия в режиме "свободная охота" хватит только на однократное применение. Однако турки не позиционируют свой аппарат как чисто ударный и возможности "Байрактара" по наведению артиллерии или в разведке весьма недурственны за счет установленного оборудования западного производства. А что устанавливают на "Орионе", большой вопрос — особенно после введения санкций, то есть в условиях дефицита импортных высокотехнологичных деталей и оборудования.
Таким образом, можно говорить, что российская военная промышленность со своим "Орионом" так и не смогла догнать даже китайцев, а с американцами их даже сравнивать нельзя. Для полноценного противостояния с НАТО таких аппаратов явно недостаточно, максимум что можно — так это гонять их по сирийской пустыне.
Еще у россиян есть С-70 "Охотник" (копия американского Lockheed Martin RQ-170 Sentinel), который по идее может воевать в большой войне. Однако о его принятии на вооружение речь пока не идет — свой первый полет аппарат совершил только в августе 2019 года. По причине продолжающихся испытаний сложно говорить и о тактико-технических характеристиках аппарата. Зато в пропагандистских материалах в российских СМИ он якобы сможет подавлять средства ПВО на большой дальности и даже прикрывать пилотируемую авиацию от атак с земли.
А есть вообще супер-проект беспилотника дальнего радиолокационного обнаружения "Гелиос". Который, как предполагается, сможет стать летающим воздушным командным пунктом, способном координировать действия истребительной авиации и наземных средств ПВО на огромном, в несколько сот километров, фронте. Как это будет реализовано — очередной вопрос без ответа, так как тут главное это аппаратура, а с ней в России беда. Собственной элементной базы нет, а военные микросхемы даже Китай не спешит продавать, чего уж там Америка.
В целом можно говорить о том, что на данный момент российская армия не располагает даже средним ударно-разведывательным аппаратом по типу "Байрактара". И у нас есть реальный шанс обойти россиян, резко усилив беспилотную составляющую военной авиации. Особенно на фоне того, что российские системы ПВО ближнего действия оказались неспособны сбивать турецкие машины ни в Сирии, ни в Ливии, ни в Нагорном Карабахе.