Россия перешла к ползучей аннексии Донбасса
Через неделю исполнится год с начала российско-украинской войны на Донбассе. Многие отечественные эксперты и политики уверены, что одним из самых вероятных исходов этого конфликта будет окончательное оформление на оккупированной части Луганской и Донецкой области нового "Приднестровья". И все основные атрибуты "ДНР" и "ЛНР", казалось бы, указывают на то, что к тому все и идет. Тем не менее, это не совсем так. Целый ряд факторов указывает на то, что Россия намерена создать здесь нечто среднее между непризнанными республиками и федеральными округами, входящие в состав соседнего государства.
Одним из главных признаков ползущей аннексии Донбасса Россией является перевод значительной части внутренних расчетов, в том числе и в розничной торговле в "ДНР" и "ЛНР" на рубли. На первый взгляд, ничего странного в этом нет. Ведь то же "Приднестровье", а также другие непризнанные "государства"-марионетки Кремля также активно используют российскую национальную валюту. Тем не менее, в ПМР, например, были запущены в обиход свои "деньги". В "ДНР" и "ЛНР" от этой затеи отказались изначально, хотя сначала такая перспектива рассматривалась. При этом Россия систематически накачивает подконтрольную зону в Украине своими рублями. Это и расчеты за нелегально вывозимый в Россию украинский уголь, и оплата "труда" тысяч российских наемников, инструкторов, "общественных" деятелей и других организационных элементов, и социальные подачки местному населению, о чем пойдет речь ниже.
Вторым атрибутом теневой аннексии можно считать начало выплаты живущим на оккупированной территории Донбасса пожилым гражданам пенсий и в тех же рублях. Как ни парадоксально, учитывая изначальное нежелание Москвы содержать захваченные украинские населенные пункты, но в Донецке на днях люди действительно стали получать такие пенсии. Автору этой статьи известны конкретные примеры. И, хотя сейчас нет каких-либо достоверных данных относительно количества пенсионеров, которые смогут рассчитывать на такую щедрость Кремля, факт остается фактом.
Третий атрибут – синхронизация остатков системы образования, сохранившейся на оккупированных территориях, с образовательной системой России. Например, точно известно, что клон эвакуированного в Винницу Донецкого национального университета и российский Южный федеральный университет подписали соглашение, позволяющее выдавать студентам, проживающим на оккупированной части Донбасса, дипломы двух образцов: "внутренний" для "ДНР" и российского образца. Сегодня стало известно, что дипломы Ростовского государственного строительного университета уже получили студенты клона Академии строительства и архитектуры, эвакуированной из Макеевки в Краматорск.
Таким образом, выпускники несуществующих де-юре сепаратистских вузов получают дипломы российских высших учебных заведений, что должно защитить их от каких-либо проблем в поиске работы, как в РФ, так и в других городах Украины. Поэтому, СБУ следовало бы поработать над созданием открытой базы таких липовых дипломов, чтобы уберечь отечественных работодателей от серьезных ошибок в подборе персонала.
Также лидеры сепаратистов неоднократно хвалились, что школы, работающие на оккупированных территориях, принудительно и в массовом порядке переходят на российские учебники.
Стоит ли напоминать, что в культурной и информационной сфере оккупированная часть Донбасса уже давно интегрирована в "Русский мир". Что также можно назвать "заслугой", а вернее следствием бездеятельности и наших властей, в частности Министерства информационной политики. Конечно, де-юре проводить с "ДНР" и "ЛНР" то же самое, что год назад Кремль провел с Крымом, то есть организовать полноценную аннексию, команда Владимира Путина сейчас не будет. Непризнанные образования-марионетки еще нужны российскому президенту для продолжения войны с Украиной. Поэтому он и дальше будет делать вид, что Кремль здесь ни при чем, и у соседа идет "гражданская война".
Но, как показывает опыт, повторять банальную схему, уже использованную при создании "республик" типа ПМР, Южной Осетии, Абхазии и НКР не получится. Хотя бы потому, что на оккупированных территориях Донецкой и Луганской области проживает около 3 млн. человек, то есть в три раза больше, чем во всех упомянутых "республиках" вместе взятых. А управление таким количеством граждан возможно лишь с помощью более сложной административной организации. То есть такой, какая есть в самой России. Но, поскольку Москва пока что не готова к принятию новых субъектов Федерации и держит уродцев "ДНР" и "ЛНР" на административном расстоянии, то и организация такого управления возможна лишь де-факто.