Ринат Ахметов: обратной дороги нет
Как пишут неофициальные биографы Рината Леонидовича, в юности он увлекался азартными играми и боксом. К этому его пристрастил покровитель, первый президент "Шахтера" Ахать Брагин - авторитетный в 1990-х деятель донецких криминальных кругов. Такие развлечения обычно оставляют неизгладимый отпечаток на характере и мировоззрении человека: импровизировать, неожиданно атаковать и, если уверен, что никто не накажет за несоблюдение правил, не соблюдать не раздумывая.
Способы, которыми СКМ прирастала активами, никогда не блистали чистотой. Хрестоматийным считается пример попытки приватизации "Криворожстали" в 2004 г. Схема, которую провернул Ахметов на паях с зятем тогдашнего президента Леонида Кучмы Виктором Пинчуком, позволила увести актив из государственной собственности за 4,2 млрд грн. - в шесть раз меньше реальной рыночной стоимости. Дело закончилось реприватизацией и объявлением нового прозрачного конкурса, в котором Ахметов уже не участвовал.
Отыграться, и даже с прибылью, Ахметов смог после президентских выборов 2010 г. Получив монополию на власть на всех уровнях, "регионалы" обеспечили основному спонсору режим максимального благоприятствования. Скажем, за четыре неполных года стоимость активов холдинга ДТЭК, входящего в СКМ, выросла в пять раз, до 95,1 млрд грн. Рецепт невиданного успеха был прост - безальтернативная приватизация целого ряда энергетических активов "под патронатом" власти. В частности, компаниям Ахметова отошли контрольные пакеты акций "Западэнерго", "Днепроэнерго" и "Киевэнерго". По тем же правилам псевдоконкуренции Ахметов получил в 2011 г. в концессию на 49 лет "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит" - два крупнейших угледобывающих предприятия Украины. В том же году малоизвестная компания ЕСУ победила в конкурсе с одним участником по приватизации "Укртелекома", после чего перепродала его СКМ.
Привыкнув работать в сверхкомфортной среде, Ахметов растерял навыки и чутье хищника, полученные на неласковых улицах Донецка в начале 1990-х. Он забыл "запах крови", разучился бороться. И оказался совершенно не готов к быстро изменившимся условиям - после Революции достоинства, а потом и развязанной Россией войны в Донбассе. С того времени начался отсчет потерь человека, привыкшего именоваться в регионе "хозяином". В частности, после отказа Ахметова лично возглавить исполнительную вертикаль в родной Донецкой области к нему приклеился ярлык труса. Инициированная им абсолютно бессмысленная акция "Гудок", непонятные обращения "о голосе Донбасса", ночной визит к сепаратистам, начавшим захватывать административные здания, и в конечном итоге банальное бегство в Киев из "родового гнезда" в Донецком ботаническом саду только усугубили картину.
А реакция на террористический акт, когда в родной школе олигарха после обстрела погибли игравшие в футбол дети, показала, что превращение Ахметова в инфантильного наблюдателя, живущего в вымышленном мире, идет полным ходом. Он вновь побоялся плохо помянуть террористов или, не приведи Путин, Россию, ограничившись призывом "всем сторонам прекратить огонь".
Не за горами время, когда Ахметову придется примерить на себя еще один новый костюм - жертвы недружественного отжима собственности. Здесь первым в очередь записался Игорь Коломойский, но всего, что есть у Ахметова, даже ему не проглотить. Для начала нынешний губернатор Днепропетровщины предложил вернуть в государственную собственность "Укртелеком", "Западэнерго" и "Днепроэнерго". Между тем у Ахметова больше нет административного ресурса, который помог бы отбивать атаки. Неплохой вариант - получить гарантии у Президента, но вопрос в том, что Ахметов сможет предложить взамен. Ну а процесс утраты влияния продолжится при любом раскладе, здесь у Рината Леонидовича обратной дороги уже нет.