Резолюция ПАСЕ по Украине. Что в ней для нас плохого
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 25 января приняла новую резолюцию по Украине в контексте российской агрессии на Донбассе. И она несколько проигрывает в сравнении с октябрьским документом, который окрестили "историческим" за то, что ПАСЕ впервые назвали все происходящее на Востоке и в Крыму своими именами - агрессией, оккупацией и т.п.
Документу, принятому в среду, больше подходит характеристика "неидеальный". Именно так, его назвал вице-президент ПАСЕ, украинский нардеп Георгий Логвинский. "Нельзя сказать, что у нас все идеально и нельзя назвать эту резолюцию идеальной, но она достаточно защитила наши интересы и показала, что реформы в нашей стране есть, мы на правильном пути... Я очень надеюсь, что сейчас нас ждет позитивное время", заявил он в интервью телеканалу "112 Украина". Господин Логвинский также назвал резолюцию "сбалансированной" и такой, которая стала "результатом плодотворной работы с докладчиками".
Кстати, о докладчиках. Ими выступили представители либеральной группы АЛДЕ Хорди Шукла и ЕНП Аксель Фишер. Первый - член "Демократической конвергенции Каталонии", настаивающей на независимости испанской автономии с последующей евроинтеграцией; а второй - член, сюрприз, Христианско-демократического союза, лидером которого является Ангела Меркель. С другой стороны, будущие сентябрьские выборы и непростая политическая ситуация в Германии вынуждает канцлера лавировать между требованиями и позицией местных сил, декларирующих лояльность Кремлю, (имеется ввиду Социал-демократическая партия Германия), с целью хоть как-то компенсировать рейтинговые потери из-за миграционного кризиса.
Учитывая эти факты, на самом деле не так уже и удивляет решение протолкнуть поправку о проведении выборов на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Любопытно, что саму поправку предложил член, скажем так, еще более маргинальной политсилы - депутат ПАСЕ от партии "Левая" (Die Linke) Андрей Гунько. Докладчики ее лишь несколько модифицировали, как сообщают СМИ.
В любом случае, данная поправка, поданная на заседании ключевого комитета в разработке документа - мониторингового комитета ПАСЕ. Это была устная поправка, и ее на самом деле могли включить в резолюцию. Но и блокировать ее можно. Для этого не менее десяти депутатов ПАСЕ должны одномоментно выступить против. Так и случилось.
В резолюции, как говорил все тот же Логвинский, сохранилась формулировка "российская агрессия" вместо "внутреннего конфликта". Хотя, опять-таки, документ украинская делегация признала неидеальным. Тогда что же такого было включено в резолюцию? Разобьем документ, опубликованный на сайте ПАСЕ, на блоки с негативным для Украины оттенком.
Реформы
В первом пункте ПАСЕ благосклонно признает "амбициозную программу реформ" украинских властей в ответ на требования, озвученные во время Революции достоинства. И также признает, что воплощать задумки в реальность довольно тяжело из-за российской агрессии на Донбассе и аннексии Крыма.
Но в то же время в резолюции черным по белом указывается, что "отсутствие прогресса" в выполнении минских соглашений, или проще говоря - с учетом практически полной бесполезности "Минска" как такового, нельзя тормозить процесс реформирования страны, ведь в Украине уже "достигнут значительный прогресс в изменении нормативно-правовой базы, необходимой для реформ". Проще говоря, Европа ударила по больному месту (а таких у Украины, к сожалению, хватает) - низким темпам реформ и постоянному переводу стрелок чиновниками на войну. ПАСЕ хочет реформ на практике.
Оппозиция
Ассамблея тревожится за резкое сужение политического диалога в Украине, которые выражается в обвинении "оппозиционных политических сил" в госизмене или экстремизме. В ПАСЕ призвали всех участников политического процесса преодолеть разногласия и сообща работать над "стабильностью и укреплением демократии". В общем, депутаты вступились за весьма разношерстную по идеологии украинской оппозицию.
Они свято верят в демократические ценности и права. Например, в право на свободу мнений. Это действительно прекрасно и Украине нужно стремиться к этому. Однако ЕС ощущает на себе максимум эффект информационной войны. Украина же, если так можно выразиться, страдает куда больше. Гибнут люди. И в нынешней политической среде нет как таковой ни четко выраженной проукраинской коалиции, ни каноничной оппозиции. Они перетекают друг в друга, а к последней еще и относят себя явно пророссийские элементы. В условиях войны демократия сильно страдает, что прискорбно. Европейцев, конечно, нельзя назвать бездушными роботами. Возможно те европейские политики, которые далеки от украинских реалий, хотят понять проблемы своего соседа, но это дается им с трудом. Или просто по нежеланию.
Свобода слова
Логично, что вслед за бедами оппозиции в ПАСЕ обратили внимание на ситуацию со свободой слова в Украине. В стране нападают на журналистов с различными взглядами и из разных СМИ. Но депутаты переживают и за российских журналистов, большинство из которых являются сегодня лишь винтиками в пропагандистской машине Кремля. Да, ПАСЕ понимает опасения украинской власти в отношении российской пропаганды, но убеждена, что запрет на въезд можно использовать лишь в крайнем случае, в соответствии со статьями 16 и 17 Европейской конвенции о правах человека и статьей 20 Международного пакта о гражданских и политических правах. Не по нраву европейцам пришлась и публикация "Миротворцем" данных журналистов, которые получали аккредитацию в ОРДЛО.
Примечательно, что эти уколы в адрес Киева со стороны ЕС озвучены одновременно с публикацией Human Rights Watch и Amnesty International доклада о незаконных задержаниях в Украине как сепаратистами, так и СБУ. Прямо-таки шквал камней в огород.
Конституционная реформа: децентрализация и судебная система Европа также традиционно настаивает на изменении Конституции Украины с последующей децентрализацией. Реформа основного закона, говорится в резолюции, запустит общее реформирование страны и тесно связано с дальнейшей реализацией "Минска". ПАСЕ давит не необходимость в децентрализации для демократии и т.п. Но откровенно слабенько выглядит кусок о надеждах депутатов на выполнение соглашений Россией. Кремль регулярно дает понять, что он все обязательства выполняет, а во всех смертных грехах винит Украину. Вот и выходит, что от Украины снова потребовали конституционной реформы даже без аванса со стороны РФ.
Другое замечание, справедливое, заметим, касается судебной реформы. В ПАСЕ довольны принятием ВР соответствующих конституционных поправок и сейчас хотят видеть полной адаптации законодательства. Депутаты верят, что это придаст импульс реформе судебной системы с превращением ее в действительно независимую ветвь власти. Правда, как и в решении многих других важных вопросов, народные избранники отличаются известной медлительностью, и даже нерасторопностью.
Расследование убийств на Евромайдане
Еще одно больное место. Больше прежде всего для украинцев, на чье недовольство в Евросоюзе не могу не обращать. Расследование преступление как бы есть, но его как бы и нет. Три года украинцы все ждут хоть какого-то результата по событиям в Киеве и Одессе.
Люстрация
Также граждане Украины ждали реально действующей люстрации, которой не состоялось. Была создана лишь видимость. Но и ее хватило, чтобы представители старой системы заявили о всевозможных нарушениях и несправедливости. Да и сегодня продолжают защищать то, что в теории после революции должно было отмереть. Ведь без этого революцию нельзя и назвать революцией. Ассамблея же в резолюции выразила обеспокоенность нарушением прав человека в положения закона о люстрации. ПАСЕ требует сделать его более европейским - привести в соответствие к стандартам ЕС.
Коррупция
Было бы странно, если бы в резолюции ПАСЕ не указала Киеву на эти мельницы, которые вполне трезвомыслящие украинские дон кихоты не могут побороть. Депутаты указали на медленные темпы борьбы с коррупцией и тесную взаимосвязь политиков с экономикой. Ассамблея говорит, что хочет видеть результат, а добиться его, по ее мнению, можно с помощью НАБУ и САП. И Бюро, и прокуратура должны иметь достаточно ресурсов: первые для проверки деклараций, а вторые для выполнения своих задач в целом. ПАСЕ также призывает создать специализированный антикоррупционный суд и бороться с коррупцией в самой судебной системе.
Выборы
Помимо злополучных выборов в ОРДЛО Ассамблея снова призвала вернуть пропорциональную систему. И справедливо обратила внимание на фактическое подчинение рядовых депутатов верхушке партии. Речь о возможности исключить депутата, если он сменит фракцию. ПАСЕ требует изменить соответствующую 81 статью Конституцию. И ко всему прочему отменить изменения, которые дают возможность постфактум менять партийные списки. Вопрос в том, отреагируют ли на эти требования в Раде или предпочтут перенести внимание на более острые вопросы из той же резолюции.
Язык и насилие
И в заключение депутаты ПАСЕ не прошли мимо языкового вопроса и насилия в отношения женщин. Европейцы, также знакомые с многообразием языков в пределах одной страны, ожидаемо вступаются за языки нацменьшинств. Естественно, имеется ввиду русский, который, вероятно, нещадно притесняют украинские нацисты. Нет, языковый вопрос, безусловно, острый. Кто-то ратует за двуязычный патриотизм, кто-то за сугубо украинский. Так или иначе это по-прежнему благотворная почва для критики как со стороны России, так и со стороны Европы. Что касается насилия. То ПАСЕ призвала Украину ратифицировать конвенцию Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин.
Итак. Да, Парламентская ассамблея Совета Европы приняла сторону Украины. Опять. Да, были невыгодные поправки, которые удалось блокировать. Это первое впечатление, базирующееся даже не на беглом просмотре всего текста. Если же принять во внимание все вышеуказанные пункты, то на самом-то деле большая часть резолюции - это шпильки в адрес Украины. Конкретные требования и напоминания с намеком: хватит уже кивать на войну, работайте. И если так подумать, то где гарантии, что изменение политического ландшафта в Европе после выборов во Франции, Нидерландах и Германии не приведет к тому, что новые поправки Гунько будут все-таки приняты в другой резолюции ПАСЕ?