Скандал в Запорожье. Как разворовывание западной гуманитарки ударит по Банковой
Участники схемы могут подозреваться не только в расхищении гуманитарной помощи от западных партнеров Украины, но и в работе на врага
Локальная, казалось бы, новость из Запорожья может иметь плохие последствия для руководителя Офиса президента Андрея Ермака или же для его заместителя Кирилла Тимошенко. Слишком огромные масштабы выявленных злоупотреблений, чтобы можно было сделать вид, что Банковая ни при чем. И слишком много в этой истории влиятельных игроков, чтобы можно было замять расследование.
О чем узнала Служба внешней разведки
НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура совместно с департаментом контрразведки СБУ провели более 20 обысков в Запорожье, в том числе в помещениях горсовета, областной военной администрации, складских помещениях и жилых помещениях возможных причастных к преступлению лиц. Об этом НАБУ и СБУ сообщили 30 августа. Обыски санкционированы Высшим антикоррупционным судом. Они были проведены в рамках расследования по факту возможного незаконного присвоения гуманитарной помощи, легализации доходов, полученных преступным путем, и незаконного обогащения.
Самое интересное — откуда НАБУ получило информацию об этом факте. "Сведения об этом факте были получены детективами Национального бюро при информационном содействии Службы внешней разведки Украины", — говорит НАБУ. "Расследование указанных фактов детективы НАБУ проводят по обращению Службы внешней разведки Украины", — уточняет СБУ.
Уже из самого названия Службы внешней разведки Украины понятно, что эта спецслужба не ведет деятельность внутри Украины. И если она узнала о масштабном разворовывании гуманитарки в Запорожье, то источником этих сведений были западные партнеры.
По официальным сообщениям СВРУ, она обменивается развединформацией с американским ЦРУ, британской секретной разведслужбой MI6, немецкой разведслужбой BND, Объединенным дивизионом разведки и безопасности (JISD) НАТО. С 23 июля прошлого года СВРУ возглавляет Александр Литвиненко. Как только Литвиненко был представлен коллективу СВРУ, Владимир Зеленский подписал указ, который обязал СВРУ согласовать в трехмесячный срок с НАТО "активизацию диалога разведывательных органов Украины с соответствующими органами НАТО и государств — членов НАТО".
Итак, СВРУ получила информацию и поделилась ею с НАБУ. Второе интересное обстоятельство — это то, что НАБУ подключило к расследованию департамент контрразведки СБУ. Это выглядит совершенно излишним, если дело касается исключительно разворовывания гуманитарки.
Согласно сообщениям НАБУ и СБУ, следствие ведется по трем статьям Уголовного кодекса: ч. 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой); ч. 3 ст. 209 (легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем, совершенные организованной группой или в особо крупном размере); ст. 368-5 (незаконное обогащение). Все эти три статьи подследственны НАБУ.
А департамент контрразведки СБУ занимается совсем другими делами. Согласно закону об СБУ, он осуществляет контрразведывательные мероприятия с целью предупреждения, выявления, прекращения и раскрытия любых форм разведывательно-подрывной деятельности против Украины. Сайт СБУ рассказывает, что департамент контрразведки разоблачает и прекращает шпионскую деятельность иностранных разведок, противодействует их попыткам проникнуть в украинские органы власти и завести туда собственных агентов влияния.
Логично предположить, что СВРУ получила информацию не только о расхищении гуманитарной помощи в Запорожье, но и о том, что участники этой схемы работают на врага. Или же детективы НАБУ получили такие сведения в ходе расследования. В любом случае, если к проведению обысков в Запорожье были подключены контрразведчики СБУ, это означает, что искали не только доказательства коррупции, но и улики, позволяющие разоблачить российских агентов влияния в областной администрации и горсовете.
Андрей Ермак или Кирилл Тимошенко?
Теоретически Банковая могла бы попытаться похоронить это расследование. Способ известен: для этого Офис генпрокурора должен был бы забрать дело у НАБУ и передать СБУ. Но на практике это не дало бы желаемого результата, а только вызвало бы еще больший скандал.
Поскольку инициатором расследования стала СВРУ, то можно не сомневаться, что об этом деле знают западные партнеры. И если бы Банковая сейчас попыталась замять это дело, то в их глазах это бы выглядело как признание своего соучастия. А речь идет, подчеркнем, о разворовывании именно западной помощи.
Попытаться надавить на расследование тоже не имеет перспективы. НАБУ, САП, ВАКС на данный момент вполне независимы от Банковой, более того, они заинтересованы в том, чтобы предъявить украинскому обществу и своим западным защитникам результаты своей деятельности. Все спрашивают: "Где посадки?" — и вот теперь есть достаточно громкое дело.
Что же касается департамента контрразведки СБУ, то у него аналогичный интерес. Возглавляет этот департамент кадровый контрразведчик, бригадный генерал Александр Поклад. Он получил эту должность 30 ноября прошлого года, до того возглавлял пятое управление того же департамента. Именно он руководил операцией, в результате которой 14 апреля 2020 г. был задержан генерал-майор СБУ Валерий Шайтанов по подозрению в государственной измене и организации террористических актов в интересах ФСБ РФ. Если сейчас в ходе обысков в Запорожье контрразведчики что-то найдут, то для столичных покровителей запорожской схемы было бы крайне глупо попытаться надавить на Поклада, вместо того чтобы максимально дистанцироваться от всей этой истории.
Пытаться замолчать это дело, наложить на него информационное табу уже поздно. О расследовании официально сообщили НАБУ и СБУ, а в информпространство уже просочилась информация о масштабах разворовывания. Нужно учесть, что Запорожье сейчас прифронтовой город (50 км от линии фронта) и является одним из крупнейших реципиентов зарубежной гуманитарки.
В постановлении ВАКС, которым санкционированы обыски, упоминается, что согласно полученным в ходе досудебного расследования данным, с начала введения в Украине военного положения Запорожская областная военная администрация получила 22 морских контейнера, 389 железнодорожных вагонов и 220 грузовиков с гуманитарной помощью. В дальнейшем "значительная часть" этой помощи "была присвоена и реализована через подконтрольные субъекты предпринимательской деятельности".
Запорожским медиа удалось разузнать, что обыски проведены у весьма высокопоставленных деятелей, таких как заместитель главы областной администрации Злата Некрасова, и.о. мэра Запорожья, секретарь горсовета Анатолий Куртев, заместитель мэра Анатолий Васюк. Отметим, что Некрасова и Куртев — это представители партии "Слуга народа". Поэтому скандал с гуманитаркой явно не добавит популярности правящей партии. И это касается не только Запорожья.
Скандал настолько масштабный, что уже вызвал всеукраинский резонанс. И на него не может не отреагировать Киев. Уже появились слухи о том, что ожидается отставка главы областной администрации Александра Старуха. Теперь вопрос в том, заденет ли этот скандал руководство Офиса президента.
Согласно указу Зеленского от 2 марта, гуманитарной помощью от правительств иностранных государств и международных организаций заведует Координационный штаб по гуманитарным и социальным вопросам во главе с Андреем Ермаком. Однако функция Ермака — это прежде всего добиваться регулярного поступления помощи в Украину. А за распределение помощи отвечает член того же Координационного штаба, заместитель Ермака по вопросам региональной политики Кирилл Тимошенко. В частности, в Запорожье областной гуманитарный штаб возглавляет Злата Некрасова, которая по вопросам получения и распределения гуманитарки напрямую завязана на Кирилла Тимошенко. За областные администрации и их глав, включая того же Александра Старуха, на Банковой отвечает, опять же, Кирилл Тимошенко.
Можно только догадываться, кто на кого какие показания даст, если расследование будет продолжаться с нынешним энтузиазмом. Повторим, подозрения касаются не только разворовывания гуманитарки, но и работы на врага. Впрочем, по большому счету, если гуманитарная помощь не досталась тем, кто в ней нуждался, это тоже работа на врага. В общественном сознании это так. И это не может не учитывать Банковая, пытаясь минимизировать свой ущерб от этой истории.