Операция в Ливане. Почему Иран не может помешать Израилю уничтожить "Хезболлу"

Иран запустил по Израилю 181 ракету. Погиб 1 палестинец, ранены двое израильтян. Операция Израиля в Ливане продолжается

Утром 1 октября армия Израиля (ЦАХАЛ) начала на юге Ливана наземную часть операции "Северные стрелы". Воздушная часть длилась с 23 сентября и позволила, среди прочего, уничтожить главный штаб "Хезболлы" в Бейруте вместе с основателем этой террористической организации Хасаном Насраллой.

Боевики "Хезболлы" в этой истории выступают как прокси (то есть марионетки) Ирана. Когда ЦАХАЛ начала продвигаться в Ливане, по сообщению Military Israel, у боевиков "Хезболлы" появился "новый объект для ненависти — Иран! Обвиняют патрона в трусости и предательстве".

Поэтому режим аятолл в Иране обязан был показать свою "страшную месть" Израилю. Это выглядело как повторение событий апреля этого года. Напомним, что 1 апреля авиаудар ВВС Израиля уничтожил здание иранского консульства в Дамаске, столице Сирии. Погибли 16 человек, включая бригадного генерала Мохаммада Резу Захеди и еще 7 офицеров Корпуса стражей исламской революции. В ответ на этот удар Иран в ночь с 13 на 14 апреля запустил по Израилю около 170 беспилотников, более 30 крылатых ракет и более 120 баллистических ракет. Из-за обстрела была тяжело ранена 7-летняя бедуинская девочка. Незначительный ущерб понесли две израильские авиабазы. Почти все дроны и ракеты были сбиты военно-воздушными силами Израиля, США, Великобритании, Франции и Иордании.

Вечером 1 октября Иран подобным способом ответил на израильскую операцию "Северные стрелы" против "Хезболлы". По информации The Times of Israel, Иран выпустил по Израилю 181 ракету. ВВС Израиля вместе с США и Иорданией перехватили большинство снарядов. Один палестинец на Западном берегу погиб, а двое израильтян получили ранения в результате падения обломков. Получила серьезные повреждения школа в Гадере в центральном Израиле.

Чего ждать дальше? Во-первых, будет израильский ответ. На атаку 13-14 апреля Израиль ответил ударами по Ирану утром 19 апреля. В результате был уничтожен радар ПВО, охраняющий ядерный объект в провинции Исфахан. После иранской атаки вечером 1 октября Израиль пообещал более серьезный ответ, чем 19 апреля. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху поклялся, что Тегеран "заплатит" за свою "большую ошибку".

А во-вторых, Израиль спокойно продолжит операцию "Северные стрелы". Точнее, уже продолжает. Иран мог бы этому помешать, если бы начал настоящую войну с Израилем. Но Иран этого не хочет. Он боится самого Израиля — и еще он боится США.

Миротворческие эскадрильи

По данным USNI News на 30 сентября, Центральное командование вооруженных сил США (CENTCOM) располагает в Оманском заливе, у берегов Ирана, авианосной ударной группой, в которую входят авианосец USS Abraham Lincoln (CVN-72) с истребителями F-35C, F/A-18 и F/A-19, крейсер USS Frank Petersen, Jr. (DDG-121), эсминец USS O'Kane (DDG-77).

Кроме того, в Средиземном море у берегов Израиля военно-морской флот США развернул эсминцы USS Bulkeley (DDG-84), USS Arleigh Burke (DDG-51), USS Cole (DDG-67) с управляемыми ракетами. Там же размещены группа десантных кораблей с с 24-м экспедиционным отрядом морской пехоты.

Пресс-секретарь Пентагона генерал-майор Пэт Райдер сообщил на пресс-конференции после иранской атаки по Израилю 1 октября, что эсминцы USS Bulkeley и USS Cole "поддержали оборону Израиля, выпустив около дюжины перехватчиков по приближающимся иранским ракетам".

Американские корабли и самолеты на Ближнем Востоке являются наглядным предостережением Ирану, чтобы тот не начал войну против Израиля.27 сентября, когда Израиль прицельным ударом покончил с Насраллой, министр обороны США Ллойд Остин дважды говорил по телефону со своим израильским коллегой Йоавом Галантом. "Министр Остин подчеркнул, что США полны решимости не допустить, чтобы Иран и поддерживаемые Ираном партнеры и прокси использовали ситуацию или расширяли конфликт. Министр ясно дал понять, что США по-прежнему настроены защищать американские силы и объекты в регионе и привержены обороне Израиля", — подчеркивается в пресс-релизе Пентагона об этих разговорах.

30 сентября Остин вновь поговорил с Галантом и дал добро на наземную операцию. Конечно, в пресс-релизе не говорится "дал добро", там сказано витиеватее: в разговоре два министра "согласились с необходимостью демонтажа инфраструктуры атак вдоль границы, чтобы гарантировать, что ливанская "Хезболла" не сможет проводить атаки в стиле 7 октября [2023 года] на северные общины Израиля".

Перед этим разговором Остина и Галанта заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх провела брифинг для прессы, чтобы объявить о последних решениях Остина. Он по-прежнему, сказала Сингх, сосредоточен на защите граждан и сил США в регионе, обороне Израиля и деэскалации ситуации посредством сдерживания и дипломатии. С этой целью Пентагон предпринял шаги по дальнейшему укреплению оборонной позиции сил США в регионе Ближнего Востока для сдерживания агрессии и снижения риска более масштабной региональной войны.

И дальше пошла конкретная информация о методах "деэскалации посредством сдерживания". "Это включает в себя указание министра Остина, чтобы авианосная ударная группа USS Abraham Lincoln оставалась в зоне ответственности CENTCOM, а также укрепление наших оборонительных возможностей воздушной поддержки, — сказала Сингх. — Я не буду называть конкретные сроки или цифры по соображениям безопасности операций, но могу сказать, что эти усиленные силы включают истребители F-16, F-15E, A-10, F-22 и связанный с ними персонал".

Журналисты, конечно, заметили, что Сингх сказала об укреплении именно воздушных сил, а не морских. И первый вопрос был именно об этом. "Почему именно военно-воздушные силы? Почему вместо кораблей? От чего именно самолеты могут защитить?" — спросила корреспондент Associated Press Тара Копп.

"Это решение было рекомендовано по разным каналам вплоть до министра. Министр считает, что это лучший способ для наших сил в регионе иметь необходимую им защиту и, конечно, при необходимости, прийти на защиту Израиля", — ответила Сингх.

"Но что они будут делать конкретно?" — не унималась журналистка.

"Я просто не буду вдаваться в подробности", — сказала представительница Пентагона.

Если для защиты Израиля на Ближний Восток направляются эскадрильи истребителей, значит, это миротворческие эскадрильи, которые уже самим своим присутствием будут сдерживать Иран. Например, F-16 Fighting Falcon и F-15E Strike Eagle могут иметь на вооружении ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", а также бомбы, среди которых могут быть и ядерные B61 и B83 (мощностью до 400 и 1200 килотонн, соответственно).

Урок сговорчивости

Конечно, решение устроить демонстрацию силы у берегов Ирана было принято не в Пентагоне, а в Белом доме. Вопрос в том, какую конечную цель преследует Джо Байден. Можно назвать три цели, которые для него важны.

Первая цель — это, несомненно, "разрядка напряженности". Напряженность долгое время специально нагнеталась "Хезболлой" — и теперь израильские "Северные стрелы" ее разряжают, как умеют. Чтобы эффект был долговременным, ЦАХАЛ, вероятно, закрепится на юге Ливана. Но что дальше?

Дальше "Хезболла" и Иран должны стать сговорчивее. Именно в этом заключается вторая цель.

О ней довольно подробно рассказал на брифинге для прессы 30 сентября представитель Госдепартмента США Мэтью Миллер. Он высказался в поддержку наземной операции Израиля на юге Ливана, но пояснил, что она нужна, чтобы приблизить дипломатическую договоренность.

"Если посмотреть на то, что сказал сегодня исполняющий обязанности лидера "Хезболлы", то их атаки на Израиль продолжатся. Поэтому Израиль имеет право защищать себя от этих атак. Это включает в себя нацеливание на террористическую инфраструктуру внутри Ливана. В то же время мы хотим в конечном итоге увидеть дипломатическое разрешение этого конфликта — такое, которое позволит гражданам по обе стороны границы вернуться в свои дома", — сказал Миллер. И специально для непонятливых подчеркнул: "Военное давление иногда может способствовать дипломатии".

Он напомнил о резолюции 1701, принятой Советом безопасности ООН 11 августа 2006 года. Она требует создания на юге Ливана "зоны, свободной от любого вооруженного персонала, средств и оружия, кроме тех, которые принадлежат правительству Ливана и UNIFIL [то есть миротворцам ООН]", а также "разоружения всех вооруженных групп в Ливане, с тем чтобы в соответствии с решением ливанского кабинета министров от 27 июля 2006 года в Ливане не было оружия или власти, кроме как Ливанского Государства". То есть "Хезболла" должна или разоружиться, или покинуть Ливан.

По словам представителя Госдепа, все должны ясно понимать, что бремя этого дипломатического урегулирования ложится не только на Израиль, но и на "Хезболлу".

Шанс для Ливана

Уже почти два года в Ливане вакантно кресло президента. В этой стране президент избирается парламентом сроком на шесть лет. Полномочия последнего, 13-го президента Мишеля Ауна окончились 30 октября 2022 года. Выборы нового сорвала "Хезболла".

Теперь у Ливана появился новый шанс. И это — третья цель Белого дома.

Мэтью Миллер на том же брифинге подчеркнул, что в Ливане сейчас вакуум власти, потому что "Хезболла" не допустила избрания парламентом нового президента. "Так что это печальная констатация реальности, что существует политический вакуум, который не позволяет этой стране двигаться вперед с полным политическим управлением и возможностью реализовать резолюцию 1701 Совета безопасности ООН", — сказал Миллер. Он не стал рисовать перспектив прекрасного будущего Ливана, но отметил, что ливанцы уже получили один очень важный повод для радости.

"Это безусловное благо для народа Ливана и народа более широкого региона, что Хасан Насралла больше не ходит по этой Земле. Он тот, кто удерживал политическое управление Ливана от продвижения вперед. Он тот, кто нападал на мирных жителей Ливана на протяжении многих лет. Он тот, кто нападал, очевидно, на мирных жителей Израиля, он нападал на американских граждан, и он нападал на мирных жителей Сирии. Так что это безусловное благо для региона и мира, что его больше нет с нами. Но куда двинется Ливан, я думаю, еще слишком рано говорить. Очевидно, мы хотим, чтобы народ Ливана мог выбирать свое будущее и не быть заложником террористической организации", — заявил представитель Госдепа США.

Ливанские власти дали два сигнала, которые можно расценивать как намерение воспользоваться новым шансом. Во-первых, 29 сентября исполняющий обязанности премьер-министра Ливана Наджиб Микати после встречи со спикером парламента Набихом Берри заявил, что правительство Ливана готово полностью выполнить резолюцию 1701 Совета безопасности ООН, направленную на прекращение вооруженного присутствия "Хезболлы" на юге Ливана. "Мы приветствовали бы помощь ливанских вооруженных сил в обеспечении соблюдения резолюции 1701", — прокомментировал эту новость Миллер.

Во-вторых, агентство Reuters, ссылаясь на источник в органах безопасности Ливана, сообщило, что поздно вечером 30 сентября ливанские войска оставили позиции вдоль границы с Израилем, переместившись примерно на пять километров севернее. То есть воевать за интересы "Хезболлы" ливанская армия не захотела.

Теперь все зависит от военных успехов Израиля. Конечно, Иран еще может прийти на помощь своим прокси и начать войну против Израиля. Если миротворческие аргументы Вашингтона не сработают — тогда мы увидим, серьезно ли его обещание возмездия для Тегерана.