Распыление ресурсов. Зачем КБ им. Морозова тратить время и деньги на проект роботизированного БТР
Даже американцы пока еще только экспериментирует со средними беспилотными боевыми машинами весом до 10 т
Проблема отечественной военной промышленности в том, что она генерирует большое количество проектов, которые зачастую даже не доходят до стадии опытного образца, а если и доходят — серийное производство наши предприятия освоить уже не могут. Яркий пример — появление на вооружении польского бронеавтомобиля Oncilla, который по сути является улучшенным вариантом нашего "Дозора-Б".
Вместо того чтобы заниматься модернизацией тех немногочисленных образцов, которые освоены в производстве и находятся на вооружении, наши конструкторские конторы предпочитают более легкие способы привлечения государственного финансирования, предлагая сомнительные прожекты. Чего стоит, например, появление вооруженного варианта легкого вертолета Ми-2. Или взять свежую новость — ГП "ХКБМ" совместно с Центральным научно-исследовательским институтом вооружения и военной техники ВСУ разрабатывает тактико-техническое задание для создания роботизированного наземного комплекса на колесном шасси БТР-4Е.
Начальник организационно-аналитического сектора предприятия Сергей Стримовский рассуждает о том, каким удачным является шасси БТР-4Е для такого проекта. Тут и автоматическая коробка передач, и дистанционно управляемый боевой модуль "Парус". В общем, может сложиться впечатление, что появление в армии такого роботизированного монстра — дело ближайшего будущего.
Хотя даже американцы — гораздо более развитая в технологическом отношении страна — пока еще только экспериментирует со средними беспилотными боевыми машинами весом до 10 т, а полевые испытания легкого беспилотного танка весом 20-30 т планируют на 2023 г.
Отметим, что смелые рассуждения представителя ГП "ХКБМ" происходят на фоне того, что армия так и не получила желаемого количества БТР-4 (обыкновенных, не беспилотных) и вынуждена рассматривать вариант принятия на вооружение пехотных частей для подстраховки бронетранспортера "Отаман" от НПО "Практика".
Также пока не совсем понятно, удалось ли харьковчанам создать плавающий вариант БТР-4. Так, БТР-4М, который отправили на конкурс на перевооружение морской пехоты Индонезии, в ходе испытаний потерпел фиаско. По неофициальным данным, не впечатлили наших военных и испытания БТР-4 с дополнительными поплавками, которые прошли в конце 2020 г.
В итоге, снова-таки по неподтвержденным данным, на уровне Генерального штаба было принято решение перевооружить части морской пехоты ВМСУ на БТР-80, которые будут собраны по всем ВСУ. Такое решение вызвано тем, что нынче только "восьмидесятки" попадают в разряд плавающих.
Впрочем, вполне может оказаться, что ГП "ХКБМ" удастся доработать свои машины как плавающие. Косвенно об этом свидетельствует и утверждение Стримовского о том, что предприятие производит партию БТР-4Е для подразделений морской пехоты. Как это может быть на фоне сведений о том, что военные не очень довольны результатами десантирования на воду бронетранспортера БТР-4 с катера "Сватово", пока не совсем понятно.
В тоже время не так давно были сообщения, что в числе заказанных армией в рамках Государственного оборонного заказа бронетранспортеров есть и 60 машин "морской" серии. Впрочем, как финансируется и выполняется ГОЗ — это тема для отдельного разговора.
Возвращаясь к БТР-4 отметим, что производитель среди прочего хвалится созданием целой линейки специальных машин, в том числе командирского БТР-4К, командно-штабного БТР-4КШ, ремонтно-эвакуационного БРЭМ-4РМ и санитарного БММ-4С, однако ныне все они не востребованы армией. Так, в контракте от декабря 2020 г. на поставку 75 бронетранспортеров БТР-4Е фигурирует только один БТР-4К и один БРЭМ-4РМ.
Отдельно стоит сказать о том, сколько времени завод будет производить эти 75 БТРов. Так, прошлый контракт на 45 БТР-4Е, подписанный в декабре 2016 г. с датой окончания поставок в июне 2019 г., завершили только в августе 2020 г., после вмешательства на уровне президента. То есть если такие темпы производства сохранятся, то все 75 машин армейцы увидят лет через шесть…
Обращает на себя внимание и то, что Министерство обороны покупает БТР-4Е, а не гораздо более современный БТР-4МВ1, который был представлен в Киеве на выставке "Зброя та безпека-2017". По всей видимости, довести его до серийного производства предприятие оказалось не способным и по обыкновению все ограничилось демонстрацией выставочного образца.