Ракетный удар по Сумам. Что означают слова Трампа об "ошибке"
Президент США — это сейчас наше слабое звено. И Путин хочет его еще больше ослабить

Россия усилила ракетный террор. В результате удара по Кривому Рогу 4 апреля погибли 20 украинцев, в том числе 9 детей; ранены 74, в том числе 17 детей. Удар по Сумам 13 апреля стал еще более смертоносным: погибли 34 человека, среди них двое детей; 117 людей ранены, среди них 15 детей.
Две задачи ракетных атак
Конечно, Кремль делает это не по ошибке, а специально. Это циничный террор, имеющий две задачи: запугать украинцев и испугать Трампа.
С первой задачей вроде бы все ясно: Путин хочет, чтобы украинцы попросили пощады и согласились на капитуляцию из страха за свои жизни. Не нужно недооценивать этих его расчетов. Полномасштабная война идет уже четвертый год, но именно сейчас в повестке дня стоит ее завершение или замораживание. Поэтому Кремлю именно сейчас нужно как можно больше гражданских жертв в крупных городах. Чтобы видео с места трагедии моментально разлетались по соцсетям. Чтобы украинцы утратили волю к сопротивлению, захотели скорейшего завершения этого ужаса и были готовы заплатить за это любую цену.
А цена, которую выставляет Путин, большая: отказ от оккупированных территорий, отказ от курса в НАТО, "демилитаризация", официальный статус русского языка, взятие на себя вины за эту войну. Плюс Запад должен снять с России все санкции, вернуть арестованные активы и возобновить business as usual.
Похоже, Путин рассчитывает, что чем больше гражданских жертв, тем ближе эти цели. В таком случае следует готовиться к новым ракетным ударам по крупным городам, в том числе и по столице.
Защита от террора
Конечно, для Украины в такой ситуации жизненно важно усилить противоракетную оборону своих городов. В последний месяц это одна из главных тем в диалоге между Киевом и Вашингтоном. 11 апреля в Кривом Роге Владимир Зеленский дал интервью ведущему программы 60 Minutes Скотту Пелли на CBS News, где рассказал, какие варианты он предложил Дональду Трампу в телефонном разговоре 19 марта.
"Есть система Patriot, и у вас их много, и у вас есть производство. Есть несколько шагов по защите Украины. Шаг первый: одна система, которая стоит полтора миллиарда долларов, мы готовы купить не менее десяти систем, чтобы закрыть некоторые города, только гражданское население и городские центры, где много людей. Это 15 миллиардов долларов. Мы готовы заплатить эти 15 миллиардов долларов. Мы найдем эти деньги, и мы все заплатим", — сказал Зеленский.
Второй вариант, по его словам, — лицензии на производство систем и соответствующих ракет. Третий вариант — передача в Украину американских системы Patriot, размещенных в странах на Ближнем Востоке, в Европе, Азии, где сейчас нет военных действий. "Мы были готовы получить их даже в аренду. Форматов, как это обеспечить, много. Нужно желание", — резюмировал Зеленский.
О том же он говорил 11 апреля в онлайн-обращении из Кривого Рога к участникам очередного "Рамштайна". "Днепр, Кривой Рог, Никополь, Полтава, Николаев, Запорожье, Сумы, Харьков, Одесса, Чернигов и многие другие. Все они нуждаются в защите от российских ракет. Вы знаете, что в Украине есть дефицит систем ПВО. Вы знаете, что система Patriot может эффективно защищать от баллистических угроз. Вы также знаете, что мы вынуждены перемещать те системы, которые есть, по стране, чтобы хотя бы временно оказать защиту разным городам. И вы знаете, что случается, когда даже одна система выходит из строя: это значит потерянные жизни. В России они воспринимают это как свое преимущество — способность быть террористическим государством. И мы должны избавить их от этой способности — их уверенности в том, что убийства можно воспринимать легкомысленно. Я прошу вас сосредоточить внимание, прежде всего, на ПВО для Украины. Нам действительно это нужно. Десять систем Patriot — у свободного мира они есть. Сейчас нужны политические решения, чтобы эти системы работали ради мира. Нам нужен этот результат".
Новая дилемма Трампа
Всем понятно, что сейчас наше слабое звено — это Трамп. И Путин хочет это слабое звено еще более ослабить. Раньше Трамп многократно провозглашал лозунг "Мир посредством силы". Москва пытается реализовать противоположную концепцию: "Мир посредством слабости Трампа". Такое окончание войны однозначно будет выгодным Кремлю и крайне опасным для Украины.
Насколько это реальная перспектива, можно узнать из реакции Трампа на интервью Зеленского CBS News. "Почти каждую неделю 60 Minutes, — возмутился Трамп, — упоминают имя "Трамп" в уничижительном и клеветническом ключе, но "трансляция" этих выходных превзошла их все. Они сделали не одну, а две основные истории о "Трампе", одна из которых была связана с Украиной, что, как я говорю, является войной, которая никогда бы не произошла, если бы выборы 2020 года не были сфальсифицированы, другими словами, если бы я был президентом, а другая история была связана с Гренландией, представляя нашу страну, которой я руководил, ложно, неточно и мошеннически".
Программа 60 Minutes об Украине вышла 13 апреля и прямо связала Трампа с российской ракетной атакой на Сумы: "Во время своей президентской кампании Трамп хвастался, что положит конец войне до дня инаугурации. Вместо этого сегодня, в Вербное воскресенье, российские ракеты нанесли удар по украинскому городу Сумы". В интервью программе Зеленский выразил сомнение в том, что Трамп поддерживает Украину. Приведем фрагмент из публикации на сайте CBS News.
Скотт Пелли: Соединенные Штаты вас поддерживают?
Президент Владимир Зеленский: (ПАУЗА) Даже в этой моей паузе есть проблема. Потому что я хочу честно и быстро ответить, что Соединенные Штаты — наш стратегический, сильный партнер. Но пауза — это сомнение. Я не сомневаюсь, что народ Америки с нами. Но в долгой войне многие детали забываются. В Европе все боятся, что Соединенные Штаты могут отдалиться от Европы.
Скотт Пелли: Вы можете обойтись без США?
Президент Владимир Зеленский: Я думаю, что без США мы понесем большие потери. Человеческие и территориальные. Поэтому я бы не хотел это рассматривать. Но это наша судьба, наша земля, наша жизнь. Так или иначе, мы закончим эту войну.
Также в том интервью Зеленский напомнил, что Трамп свою политику "мир посредством силы" применил к Украине, но почему-то не применил к России. Кстати, эта странная асимметрия зафиксирована на сайте Белого дома на страничке, посвященной успехам Трампа в реализации принципа "мир посредством силы".
"Президент Трамп начал переговоры с президентом России Владимиром Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским с целью окончательного установления мира в Украине. Президент Трамп ясно дал понять президенту Украины, что Америка, которая финансировала большую часть обороны Украины, не будет использована в его интересах — и единственным долгосрочным решением является МИР". А о том, что Трамп что-то "ясно дал понять" Путину, там не сказано ничего.
Зеленский в интервью напомнил, как США прекратили Украине помощь и обмен разведданными, потребовав согласия на безусловное прекращение огня. "У меня вопрос: что США сделали зеркальное в сторону русских? Иди на прекращение огня, иначе тебе очень сильный санкционный пакет?" Нет, ничего подобного не было, рассказал Зеленский и подчеркнул: "Выходит так, что мир посредством силы работает в одну сторону — и только в нашу. Я считаю, что это несправедливый подход". По его мнению, США должны сделать сильный шаг: "Мы на это еще очень сильно надеемся и надеемся, что будут условия в сторону России, а не в сторону Украины".
Путин нащупал болевую точку президента США: тот очень не хочет ассоциироваться с гибелью людей. Ракетными атаками по украинским городам хозяин Кремля формирует для Трампа новую дилемму: или он принуждает Украину к капитуляции, или будут новые ракетные атаки и новые массовые жертвы среди мирного населения.
В итоге Трамп оказался перед выбором: или продать Украине 10 систем Patriot, как просит Зеленский, или пойти по пути, предложенному Путиным. В обоих случаях ему нужно принимать решения и предпринимать действия — то ли в пользу Украины, то ли в пользу России. Он и раньше хотел окончить войну быстро, чтобы получить славу миротворца. Теперь он еще сильнее хочет побыстрее добиться прекращения огня, чтобы не нести ответственности за массовую гибель украинцев.
Вряд ли имеет смысл предугадывать его решение по его комментариям российской атаки типа "мне сказали, что они сделали ошибку". Или по тому факту, что 10 апреля он продлил санкции против России, наложенные его предшественником Джо Байденом. Пока еще Трамп не сделал стратегического выбора.
Но в любом случае российский ракетный террор будет продолжаться вплоть до момента подписания соглашения о полном прекращении огня. По-видимому, этот способ вести переговоры будет для Путина не менее важным, чем попытки нового наступления на фронте.