Пять сюрпризов для Зеленского. Чем закончится новый конкурс в Конституционный суд Украины
Нужно ли проводить президентские выборы во время войны — ответ на это сможет дать КСУ, когда пополнится пятью новыми судьями. Если ему зададут такой вопрос
На минувших выходных начался первый этап конкурса на пять вакансий конституционных судей. На этом конкурсе схлестнутся интересы наших западных партнеров и Банковой. И его финал сейчас выглядит совершенно непредсказуемым.
Лакмусовая бумажка для Европы
Если совсем коротко, то G7 и Евросоюз хотят, чтобы новоизбранные судьи укрепили независимость КСУ от Банковой. Если это не будет достигнуто, в июне нам могут заблокировать начало переговоров о вступлении в ЕС.
Напомним, что в июне 2022 года Украина получила от Еврокомиссии список из семи шагов, которые необходимо сделать для начала переговоров. И самым первым шагом было записано: "Принять и внедрить законодательство о порядке отбора судей Конституционного суда Украины, включая процесс предварительного отбора на основе оценки их добросовестности и профессиональных качеств, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии".
Чтобы выполнить это требование, Верховная Рада в декабре 2022 года приняла закон, который ввел для кандидатов отборочное сито в виде Совещательной группы экспертов (СГЭ). Три члена СГЭ назначаются президентом, парламентом и съездом судей, еще три — Кабмином по предложениям международных организаций и Венецианской комиссии.
Но принятый закон показался западным партнерам недостаточным. И по их требованию Верховная Рада в июле 2023 года еще раз усовершенствовала законодательство. В частности, международные эксперты получили решающий голос в СГЭ. Чтобы кандидатура прошла отбор, она должна получить поддержку не менее двух международных экспертов.
И вот теперь эта система будет проверена на практике. Имеем своего рода лакмусовую бумажку для Европы: согласна ли Банковая играть по правилам, закрепленным в законе. Если результат устроит Еврокомиссию, это повысит наши шансы на начало переговоров в июне. А также на получение очередных траншей финансовой помощи от ЕС, МВФ и США.
Если же конкурс каким-то способом будет сорван, это может быть воспринято как сигнал, что такая же судьба может ожидать и следующие конкурсы в КСУ, и вообще все конкурсы, где в процедуре отбора задействованы международные эксперты. То есть цена вопроса гораздо шире, чем соотношение сил в КСУ. Вопрос стоит о договороспособности украинской власти. Именно поэтому Банковая имеет прямой интерес в том, чтобы конкурс прошел образцово-показательно.
Кто кого перевесит
Полномочия КСУ охватывают ряд вопросов, важных для любой власти: проверка на конституционность законов и постановлений Верховной Рады, актов президента и правительства; толкование Конституции, проверка на соответствие требованиям Конституции законопроектов о внесении изменений в Конституцию. Поэтому любая власть заинтересована в лояльности конституционных судей.
Но у Владимира Зеленского сейчас специфическая ситуация. 20 мая заканчивается установленный Конституцией пятилетний срок, на который граждане избрали его президентом. И как раз к тому времени КСУ должен пополниться пятью новыми судьями.
Согласно Конституции, КСУ должен состоять из 18 судей: по шесть от президента, Верховной Рады и съезда судей. Сейчас в нем 13 судей. Четверо назначены в 2016-2018 годах президентом Петром Порошенко, двое в 2022 году президентом Владимиром Зеленским. То есть президентская квота заполнена полностью.
Один судья назначен в 2018 году прошлой Верховной Радой, двое в 2021-2022 годах нынешней Верховной Радой. Остальные три места по парламентской квоте вакантны. По квоте съезда судей вакантны два места, заполнены четыре: два в 2015-2017 годах и еще два в октябре 2019 года.
Чтобы решение КСУ было принято, за него должны проголосовать не менее десяти судей. Сейчас среди 13 судей КСУ не наберется десяти, которые были бы однозначно лояльны Банковой. Но и десяти однозначно нелояльных тоже не наберется.
Очень четко об этом говорит ситуация с председателем КСУ: его нет. И заместителя председателя тоже нет. С декабря 2020 года обязанности председателя исполняет Сергей Головатый (из числа судей, назначенных Порошенко), который на тот момент был заместителем председателя, но его трехлетние полномочия заместителя окончились в сентябре 2022 года.
Председатель КСУ и его заместитель избираются на один трехлетний срок тайным голосованием, для избрания необходимо как раз десять голосов. Если бы в КСУ было десять судей, однозначно лояльных Банковой (или наоборот, нелояльных), они давно избрали бы из своего состава и председателя, и заместителя. И раз этого до сих пор не случилось, значит, нынешний конкурс на пять вакансий решающий. Он может обеспечить перевес одной из сторон.
Впрочем, лояльность — понятие абстрактное и относительное. А Банковую сейчас интересует одна конкретная проблема: что будет после 20 мая. КСУ может или подыграть Зеленскому, или, наоборот, сыграть против него.
Главная интрига конкурса
Неделю назад "Зеркало недели" сообщило, со ссылкой на свои источники в офисе Зеленского, что на Банковой подготовили конституционное представление в КСУ с двумя вопросами. Первый: разрешает ли Конституция проведение президентских выборов в условиях военного положения. Ответ КСУ на этот вопрос должен внести ясность насчет конституционности запрета проведения выборов в условиях военного положения (такой запрет содержится в законе о правовом режиме военного положения и в Избирательном кодексе). Второй вопрос касается легитимности президента по истечении пятилетнего срока пребывания на посту, то есть после 20 мая.
Согласно Конституции, с конституционным представлением в КСУ могут обратиться президент, Кабмин или 45 нардепов. Но Банковая не решилась ни на один из этих вариантов. "Основным сдерживающим фактором является то, что у ОП нет уверенности в том, что они получат от КСУ быстрое, а главное нужное им решение", — писало "ЗН".
И главная интрига тут не в вопросе о легитимности. Это — детский вопрос. Даже ребенок, если он умеет читать, откроет Конституцию, найдет статью 108 и прочитает: "Президент Украины выполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины".
Главная интрига — в вопросе о выборах. Тут конкурируют две правовые позиции. Одна указывает на установленный Конституцией пятилетний срок президента и расшифровывает это в пользу необходимости выборов. Другая позиция указывает на требование Конституции о том, что выборы должны быть свободными, и подчеркивает, что во время войны обеспечить всем гражданам свободное волеизъявление невозможно.
Легко можно представить себе решение КСУ по двум вопросам, где будет записано: 1) после 20 мая Зеленский, конечно, остается абсолютно легитимным президентом до вступления на пост новоизбранного президента; 2) выборы президента провести необходимо, а запрет на президентские выборы во время войны неконституционен.
"Трое знакомых конституционных судей, с которыми я на этот счет общался, утверждают, что, вероятно, проголосовали бы за выборы", — рассказал на днях политолог Карл Волох.
Конечно, КСУ может вообще не дать никакого ответа. Особенно если никто его не спросит. По крайней мере, пока что никто не обратился к нему с конституционным представлением — ни власть, ни оппозиция. И это логично. Спрашивать КСУ имеет смысл в том случае, если наперед знаешь ответ. А сейчас никто не может быть уверен в том, какой ответ даст КСУ, когда пополнится пятью новыми судьями.
Три этапа конкурса
Но это будет потом, а сейчас несколько слов о самом конкурсе. Он проходит в три этапа, из них первые два проводит СГЭ, а заключительный — Верховная Рада и съезд судей.
Первый этап — оценивание на соответствие критерию высоких моральных качеств. Для этого со 2 по 8 марта проводится собеседование с кандидатами. В течение 15 дней после собеседования СГЭ должна отсеять тех, кто не соответствует. Второй этап — оценивание на соответствие критерию признанного уровня компетентности в сфере права. СГЭ опять должна отсеять тех, кто не соответствует, и на это тоже отводится 15 дней. При этом должно остаться не менее двух кандидатов на каждую вакансию.
Третий этап — комитет Верховной Рады по правовой политике проводит собеседование с кандидатами по парламентской квоте, а Совет судей Украины — с кандидатами по квоте съезда судей, после чего Верховная Рада и съезд судей проводят голосования и заполняют свои квоты. Или не заполняют — и тогда конкурс проводится вновь с самого начала.
В СГЭ поступили документы от 25 кандидатов на три вакансии по квоте парламента и от 15 — на две вакансии по квоте съезда судей. При этом три кандидата подали документы одновременно по двум направлениям. Поэтому суммарно получилось 37 кандидатов на пять вакансий.
С тех пор шесть кандидатов передумали участвовать в конкурсе, и на данный момент остался 31 кандидат: 22 на вакансии по квоте парламента и 10 — съезда судей, причем один баллотируется сразу по двум направлениям.
Есть ли у Банковой фавориты? В числе кандидатов по парламентской квоте два нардепа из числа "слуг народа" — Александр Копыленко (замглавы комитета по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству) и Павел Павлиш (замглавы комитета по правовой политике), а также два члена Центризбиркома (по квоте "слуг народа") — Александра Кармаза и Павел Любченко. Также там есть прокурор Офиса генпрокурора Тарас Цимбалистый. Но сейчас слишком рано что-либо прогнозировать.
Ситуация особенно обострится на третьем этапе, когда будут голосовать Верховная Рада и съезд судей. Например, нельзя исключать, что после отборочного сита СГЭ на вакансии по квоте парламента останутся только такие кандидаты, которые не устроят "слуг народа" (читай Банковую). И тогда все они могут быть провалены один за другим.
Так что конкурс обещает быть интересным. Можно уверенно предсказать, что пять новых конституционных судей станут для Зеленского сюрпризом. А вот будет сюрприз приятным или наоборот — этого сейчас не знает никто.