А был ли Патрушев? Почему приключения Зеленского в Омане не заканчиваются
Чуть больше месяца прошло, а оманский вояж Владимира Зеленского по-прежнему не забыт. Прощальный подарок уже экс-главы Офиса президента Андрея Богдана, подтвердивший, что поездка президента не имела официального характера, лишь усилил сомнения и вынуждает журналистов искать ответ на вопрос, с кем же в действительности встречался глава государства и что это за загадочный чартер, который прибыл из Москвы, чтобы доставить его домой. Сперва рассматривалась версия с Виктором Медведчуком. Однако вчера журналисты программы "Радио Свобода" - "Схемы" - опубликовали расследование, согласно которому на самолете в Мускат мог прилететь российский влиятельный чиновник Николай Патрушев.
Патрушев работает в связке с Дмитрием Козаком, замглавы администрации президента России и куратором украинского направления, с которым, в свою очередь, по данным УП, очень плотно общается преемник Богдана Андрей Ермак. Также Патрушев - фактически в России человек номер два после Владимира Путина, поскольку представляет силовой блок. Это раз. Два - бывший директор ФСБ, то есть находится на той же позиции, с которой "стартовал" в свое время сам Путин, с которым к тому же Патрушев очень-очень давно знаком. Ныне Патрушев является секретарем Совета безопасности РФ. Помня о том, что функции данного органа в рамках конституционной реформы будут расширяться под Путина, влияние у Патрушева немалое. Он человек действия, готовый испачкаться даже в кокаине.
Если информация, предоставленная журналистами, ссылающимися на свои источники, в том числе в базе данных о пересечении границы РФ, соответствует действительности, то сугубо стилистически визит Патрушева в Мускат больно напоминает миссию Рудольфа Гесса. Это также был человек номер два в стране после фюрера - его зам в Национал-социалистической рабочей партии Германии (NSDAP) и рейхсминистр (1933-1941 гг.). Гесс, памятуя о надежде Гитлера на мир с Великобританией, отправился в несанкционированный и рискованный полет на острова на истребителе Messerschmitt Вf110. О чем, правда, фюрера не известил заранее. Миссия Гесса не увенчалась успехом. Получилось ли это у Патрушева, покажет время. Однако секретарь СБ вряд ли страдает таким самоуправством, как бывший рейхсминистр. Ну, и, конечно, в Москве учли, что Оман - не Великобритания. Вероятные переговоры там вести куда комфортнее, нежели было бы Гессу с лордом Гамильтоном.
Хотя такую вероятность, ожидаемо, принялись опровергать в Украине, причем, скажем так, по разные стороны баррикад. Хотя риторика схожа. И бывших "регионалов", и "рупоров" Банковой, и экс-нардепа Сергея Лещенко объединяет одно - критика в адрес непосредственно "Радио Свобода". Убедительных ответов на вопросы о пребывании президента в Омане и о том, как и почему именно таким образом он покинул эту страну, по-прежнему нет. И катастрофическое неумение Офиса президента коммуницировать с медиа будет и в дальнейшем порождать разного рода домыслы и расследования. Пока в ОП не научатся говорить необязательно правду, а хотя бы внятно врать. В противном случае будут пребывать в перманентном зашкваре. Сколько не язви, дела это не исправит.
Но. К скандальному расследованию тоже есть вопросы. Во-первых, важно понимать, что чартерный джет - это воздушное такси. А потому не факт, что пассажиры в курсе, кто грел их кресла во время предыдущего рейса. Не исключено, что и Зеленский не знал ничего о Патрушеве. Ну, или ему ничего не сказали. Это лишь предположение, поскольку... Да, те самые необъясненные 19 часов с момента фейсбучного извещения о срочном возвращении на родину в связи с крушением самолета МАУ и до, собственно, прилета в "Жуляны".
Второе. К вопросу об источниках расследователей и отношении к "Радио Свобода", которое Банковая и "регионалы" определили едва ли не в категорию fake news (последние так точно). А Офис президента даже всерьез вознамерился судиться с журналистами-расследователями. Бытует мнение, что "Радио Свобода" является инструментом американского Госдепа, а потому использует данные спецслужб США и вообще врать попросту не может. То есть доверять его данным можно без каких-либо сомнений. Что ж, вероятно. В особенности если учесть, что в Вашингтоне, судя по всему, заинтересовались обстоятельствами поездки Зеленского в Оман. Допустим, что источником информации на самом деле была американская разведка. В таком случае само по себе расследование является месседжем Зеленскому: "Мы все видим. Осторожнее".
С другой стороны, такое отношение к данному СМИ, безоговорочное доверие, ему же вредит, поскольку данный тезис позволяет критикам спокойно подвергать сомнению сведения "Радио Свобода", ведь получается, что это не независимое СМИ.
К тому же если предположить, что полученная журналистам информация не была достоверной, то каких шагов от них следует ждать? Заявят ли об этом публично и принесут извинения? Потому как, помимо тезиса о "подконтрольности Госдепу", те представители окружения Зеленского, которые неустанно твердят, что журналисты им не нужны, получают еще один инструмент для информационной манипуляции. По аналогии с трамповским fake news. То есть можно, дескать, доверять лишь официальным источникам и украинским Fox News, Breitbart, Daily Caller и т. п. (не потому, что эти СМИ ультраконсервативные, а из-за их отношения к президенту). А всех остальных мы прижучим с помощью скандального закона о дезинформации. Ну, еще можно, как в России, проверить их на пропаганду наркотиков. Впрочем, это не избавит команду Зеленского от неудобных вопросов. Особенно там, где речь заходит о потенциальной возможности или реализованных теневых схем и кулуарных договоренностей. В особенности с агрессором.