Путин в спину. Штайнмайер и Эро приезжали в Киев решать свои проблемы

Главное сегодня проявить твердость политической воли и сказать "нет" нашим европейским друзьям
Фото: news-front.info

В Киеве побывала делегация министров иностранных дел Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро, с целью убедить украинское руководство в необходимости принятия нового кейса "встречных шагов" для политического урегулирования российско-украинского конфликта на Донбассе. Однако их заявления в "сухом остатке" не предвещают Киеву ничего хорошего. Речь идет банально о "впихивании" в Украину ОРДЛО со всеми вытекающими последствиями легализации российской оккупации Донбасса.

Наши европейские партнеры, не сходя с трапа самолета, потребовали от Киева предоставить особый статус Донбассу, принять закон о выборах этих территориях и амнистировать боевиков. В обмен на это, украинской стороне предлагают "добрую волю Москвы" в виде полного перемирия на неделю (с 15 сентября), а также в долгосрочной перспективе вбросили обтекаемую формулировку: "после решения политических вопросов - "восстановление контроля над восточной границей".

В народе эти предложения уже окрестили как "план Медведчука - Суркова". Его логика следующая: сначала полное прекращение огня с "замером тишины" на протяжении месяца, после этого отвод войск в трех пилотных зонах и создание складов вооружении, которые будут якобы инспектироваться СММ ОБСЕ (без участия украинской стороны). В это время Верховная Рада Украины должна принять закон о проведении выборов в ОРДЛО и конституционно закрепить особый статус оккупированного Донбасса. Только после этого европейские министры обещают нам некий "гарантийный механизм" расширение пилотных зон, отвод и сохранение на складах под охраной миротворцев ОБСЕ тяжелого вооружения с последующим разведением войск по всей линии фронта, создание новых пропускных пунктов; освобождение заложников. Параллельно с этим этапом предлагается провести выборы в ОРДЛО, и только потом российские войска должны будут выведены с территории оккупированного Донбасса, а боевики должны получить амнистию.

Штайнмайер и Эро достаточно жестко продавливают этот план и связывают с ним дальнейшую политику ЕС в отношении России. "Украина должна провести выборы на Донбассе после реализации мер по безопасности. Продолжение политического процесса невозможно без безопасности" - это единственная оговорка, которую делают наши европейские партнеры. В качестве "сладкой пилюли" для Киева они предлагают продолжение санкционного режима на полгода (соответствующее решение уже принято) и все тот же безвизовый режим с обещанием дополнительной финансовой помощи по возрождению пострадавших регионов.

Этот план является свидетельством слабости европейской политики на российском направлении и продолжением стратегии задабривания Путина с целью заморозить конфликт.

В ЕС напуганы военными приготовлениями Москвы, милитаризацией региона и возможномым фронтальным столкновением на Донбассе. У Брюсселя нет ответа на российскую угрозу. Меры безопасности, которые были предложены командованием НАТО и оборонными ведомствами европейских стран - членов Альянса не нашли поддержки у политических лидеров ЕС. Растет усталость от проблем Украины в европейском политикуме, сторонники замирения с Россией все чаще начинают выигрывать выборы в ЕС, увеличивается количество сторонников евроскептиков. Все это играет на руку Москве.

Кроме того, фактор выборов в США не добавляет уверенности в своих силах сторонникам жестких мер в отношении России в самом ЕС.

Россия же четко заявила, что не видит смысла в проведении встречи в "нормандском формате" без принципиального согласия Киева на реализацию "плана Медведчука - Суркова". Это, по сути, российский ультиматум Европе.

Если миссия Штайнмайера и Эро не будет иметь успеха, Россия угрожает возобновлением боевых действий и срывом Минского процесса даже в формате консультаций. О том, что там тупик - свидетельствует отсутствие результатов переговоров об обмене пленными, открытии пункта перехода в Золотом (Луганская область) и блокировании обсуждения гуманитарных вопросов. Для убедительности своей позиции, на территориях ОРДЛО и через агентурную сеть на освобожденных территориях Луганской и Донецкой области распускаются слухи о якобы готовящемся наступлении российско-террористических войск по всему фронту.

План Кремля достаточно прост. Пока ЕС слаб, а в США идут выборы, максимально навязать Украине невыгодный сценарий урегулирования и закрепить на уровне документов и соглашений новые обязательства Киева. Например, заставить украинский парламент принять закон о выборах в ОРДЛО и, таким образом, заложить условия для легализации своей оккупационной администрации на Донбассе.

Из российско-украинского конфликта получиться внутриукраинский конфликт. В итоге Петру Порошенко придется иметь дело с "легализированными" Плотницким и Захарченко. Диалог нужно будет вести напрямую, а не через посредников и "народную дипломатию" Кучмы - Марчука. Во-вторых, с выборами должен быть запущен "особый статус Донбасса" в виде пакета по содержанию социальной сферы оккупированной территории (защищенная строка в госбюджете на выплаты пенсий и зарплат бюджетникам).

Москва может пойти на снижении напряженности в регионе и даже вывести часть своих войск. Не исключено, что Кремль даже выскажется за вооружении миссии СММ ОБСЕ стрелковым оружием для ограниченного инспектирования в ОРДЛО. Но до полного выведения своих войск и демилитаризации Донбасса дело просто не дойдет.

"Легализированные" и амнистированные сепаратисты будут тянуть процесс реинтеграции Украины, выдвигая все новые и новые требования Киеву, апеллировать к "право вето" на внешнеполитические евроинтеграционные инициативы, требовать новые права и т.д. Естественно, что украинское руководство (если ему еще не до конца отказал инстинкт самосохранения) будет сопротивляться ползучей конфедерализации государства. Договорные отношения ОРДЛО с Киевом (а речь идет именно о таком сценарии) просто добьют государство Украина.

Так что инициативы Штайнмайера - Эро - это пустота, которая наполнена красивыми иллюзиями. Нет там ни гарантий, ни безопасности, ни, в конечном итоге, мира для Донбаса. Война закончиться только тогда, когда российские войска уйдут из региона и заберут с собой не только оружие, но и местных коллаборационистов.

Что делать Киеву? Первые заявление министра иностранных дел Украины Павла Климкина о том, что сначала гарантии безопасности на Донбассе, а потом решение политических вопросов внушают осторожный оптимизм. Кажется, что в Киеве понимают пагубность "реинтеграции по-штанмайерски". Однако, наша логика выполнения Минска-2 должна быть подкреплена принятием соответствующих правовых решений.

Например, парламентской коалиции стоило бы прислушаться к аргументам сторонников принятия законопроекта "О временно оккупированной территории Украины" (№3593), который не только признает Россию оккупантом, но и дает основу в будущем требовать от нее компенсации убытков. А дальше можно искать новый формат для диалога. Это может быть так же вооруженная миссия ОБСЕ или международная миротворческая миссия под мандатом ООН. Есть много форматов, которые в потенциале способны обеспечить мир в регионе. Главное сегодня проявить твердость политической воли и сказать "нет" нашим европейским друзьям.

Виталий КУЛИК,
директор Центра исследований
проблем гражданского общества
г. Северодонецк