Путин и ядерная бомба. Чего ждать Украине от нового витка эскалации
Кремль опять, как осенью 2022 года, угрожает применить на поле боя тактическое ядерное оружие. Можем ли мы надеяться на защиту?
Кремль уже без красных линий
Путин решил напугать Запад применением против Украины нестратегического ядерного оружия. Заместитель Путина Медведев пригрозил еще и ударами по Вашингтону, Парижу и Лондону. Это означает, что у Кремля уже нет красных линий.
Утром в понедельник, 6 мая, генштаб ВС РФ объявил, что по поручению Путина начата подготовка к проведению в ближайшее время учений с ракетными соединениями Южного военного округа с привлечением авиации и флота. В ходе учений будет осуществлена практическая отработка вопросов подготовки и боевого применения нестратегического ядерного оружия "для реагирования и в целях безусловного обеспечения территориальной целостности и суверенитета российского государства в ответ на провокационные заявления и угрозы отдельных западных официальных лиц в адрес РФ".
Какие "отдельные лица" имеются в виду, догадаться нетрудно. Это, конечно же, президент Франции Эммануэль Макрон, который уже более двух месяцев публично продвигает идею отправки в Украину западных войск. 2 мая британский журнал The Economist опубликовал интервью с Макроном, в котором тот еще раз подтвердил эту возможность. "Если бы русские прорвали линию фронта, если бы поступила просьба Украины — чего сегодня нет, — мы должны были бы законно задать себе этот вопрос", — подчеркнул он.
Несомненно, Путина разозлил также и министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон. В интервью Reuters 2 мая во время визита в Киев Кэмерон заявил, что Украина имеет право использовать оружие, предоставленное Лондоном, для нанесения ударов по целям внутри России.
Заместитель Путина на посту главы совета безопасности РФ Медведев ведет журнал учета подобных заявлений западных официальных лиц. Он подсчитал, что число западной политической элиты, призывающей к отправке своих войск в Украину, расширяется: "Теперь в нем представители Конгресса США, французское и британское руководство, отдельные безумцы из Прибалтики и Польши. Они же призывают активно применять свое ракетное оружие, поставленное ими бандеровцам, по всей территории России".
Он пригрозил, что отправка их войск на территорию Украины повлечет прямое вступление их стран в войну и что России на это "придется отвечать", причем не на территории Украины, а на территории этих стран. "В этом случае никому из них не укрыться ни на Капитолийском холме, ни в Елисейском дворце, ни на Даунинг стрит-10. Наступит мировая катастрофа, — пообещал он. — И именно поэтому сегодня генштаб начал подготовку к учениям, включая мероприятия по практической отработке вопросов подготовки и применения нестратегического ядерного оружия".
К чему Запад должен быть готов
Впрочем, анонсированные удары по Вашингтону, Парижу и Лондону — это всего лишь больная фантазия Медведева. Начать войну против трех ядерных государств — это не повышение ставок, а конец игры, game over. Но вот применение Россией тактического ядерного оружия против Украины — это то, к чему реально должен быть готов Запад.
Два месяца назад главный корреспондент CNN Джим Шутто рассказал, что во второй половине 2022 года США начали "тщательно готовиться" к тому, что Россия потенциально может нанести удар по Украине с применением тактического ядерного оружия. В течение этого периода с конца лета до осени 2022 года Совет национальной безопасности США созвал серию заседаний, чтобы разработать планы действий на случай чрезвычайных ситуаций "в случае появления очень четких признаков того, что они собираются атаковать с применением ядерного оружия", — процитировал Шутто высокопоставленного представителя Белого дома. По словам этого чиновника, "один из сценариев, в которых они рассматривают возможность применения ядерного оружия, [включает] такие вещи, как угрозы существованию российского государства, прямые угрозы российской территории". При такой оценке Россия могла бы рассматривать тактический ядерный удар как средство сдерживания дальнейших потерь контролируемых Россией украинских территорий, а также любого потенциального нападения на саму Россию, пояснил Шутто.
Как сообщил ему тот же чиновник из администрации Джо Байдена, западные спецслужбы получили информацию о том, что между российскими чиновниками ведутся переговоры, в которых открыто обсуждается ядерный удар. Правда, у США не было разведданных, указывающих на то, что Россия предпринимает шаги по мобилизации своих ядерных сил для проведения такой атаки. Однако, в отличие от стратегического ядерного оружия, способного уничтожать целые города, тактическое ядерное оружие достаточно мало, чтобы его можно было перемещать незаметно, и оно может быть запущено из обычных систем, уже развернутых на украинском поле боя.
Президент Джо Байден отправил директора ЦРУ Билла Бернса поговорить с главой российской службы внешней разведки Сергеем Нарышкиным в Турции, чтобы сообщить об обеспокоенности США по поводу возможного ядерного удара. США также тесно сотрудничали со своими союзниками как для разработки планов действий на случай российской ядерной атаки, так и для передачи предупреждений российской стороне о последствиях такого удара.
Кроме того, США стремились заручиться помощью стран, не являющихся союзниками, в частности Китая и Индии, чтобы отговорить Россию от такого нападения. Публичные заявления китайского лидера Си Цзиньпина и премьер-министра Индии Нарендры Моди помогли предотвратить кризис. Свой рассказ Шутто завершил словами высокопоставленного американского чиновника: "Вполне возможно, что мы можем столкнуться с растущим риском этого снова в предстоящие месяцы".
Именно это мы и видим сейчас. Как заявил российский генштаб, учения будут проводить "ракетные соединения Южного военного округа". К этому округу Путин присоединил Крым, Херсонскую, Запорожскую, Донецкую и Луганскую области. Генштаб РФ говорит о возможности боевого применения нестратегического ядерного оружия "в целях безусловного обеспечения территориальной целостности" РФ. То есть в случае украинского наступления Россия угрожает применить тактическое ядерное оружие на поле боя.
Также есть и угроза столице Украины. Тактическое ядерное оружие могут применять ракетные комплексы "Искандер", которые были размещены в Беларуси в прошлом году. В январе Лукашенко подтвердил, что тогда же Беларусь получила от России тактические ядерные ракеты к комплексам "Искандер".
"Стратегическая неопределенность"
Важно то, что США вместе с союзниками по НАТО начали готовиться к подобным сценариям еще полтора года назад. Вопрос в том, решатся ли они стереть красные линии, как это уже сделал Путин. Пока что в этом вопросе нет никакой ясности, а только "стратегическая неопределенность".
Этот способ поведения с Путиным усиленно популяризует Макрон, начиная с 26 февраля, когда он собрал в Париже более 20 президентов и глав правительств на конференцию, чтобы обсудить свою идею об отправке в Украину западных войск. "Как я уже сказал, я ничего не исключаю, потому что перед нами тот, кто ничего не исключает", — заявил Макрон в интервью The Economist. И он вновь подчеркнул, что "стратегическая неопределенность должна убедить Путина в том, что мы полны решимости и что ему придется учитывать нашу решимость". По его словам, "многие страны заявили, что они поняли наш подход, что они согласны с нашей позицией и что эта позиция хороша".
Примером может служить министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. На днях в ходе визита в США он дал интервью BBC World, где пропиарил идею Макрона. Ссылаясь на слова Макрона о том, что он не исключает отправки западных войск в Украину, Сикорский заявил, что правильно поставить Путина в ситуацию, в которой тот не уверен, что Запад сделает. На вопрос, рассмотрит ли Польша возможность отправки своих войск, он ответил: "Мы не будем раскрывать карты. Мы позволим Путину задуматься, что мы сделаем".
"Стратегическая неопределенность" — это и есть стирание красных линий. К сожалению, на это решились не все западные лидеры. В Вашингтоне, Берлине, Риме придерживаются подхода "лишь бы не было эскалации".
Да и тот же Макрон не вполне последователен. Он говорит о возможности отправки западных войск в Украину лишь в крайних ситуациях — "если русские прорвут линию фронта". А это ни что иное, как красная линия.
То же самое мы видим в публикации в итальянской газете La Repubblica, которая 5 мая рассказала о возможной отправке в Украину 100 тысяч западных военных. По информации газеты, "НАТО в очень конфиденциальной форме и без официальных сообщений установило как минимум две красные линии, за которыми может быть прямое вмешательство в конфликт в Украине". Одна красная линия — это нападение на Киев со стороны Беларуси, а вторая — военная провокация против стран Балтии или Польши или военный удар по Молдове. Тем самым, предполагает газета, западные лидеры послали Путину "четкий сигнал: одно дело — глубоко проникнуть на восточные территории [Украины], другое — завоевать столицу или вовлечь в войну третьи государства".
La Repubblica говорит, что НАТО вдоль своей восточной границы — в странах Балтии, в Польше, Словакии, Венгрии, Болгарии и Румынии — уже может рассчитывать на более 100 тысяч солдат в рамках сил реагирования (Response Force). За один месяц их число можно удвоить, а за шесть месяцев — утроить. "Именно они будут призваны вмешаться, начиная с баз Альянса, на которых также размещены истребители и вооружение всех типов, — предполагает газета. — Однако любая реакция Запада будет происходить постепенно: первым активом, который будет мобилизован, будут военно-воздушные силы, тогда как наземные войска будут представлять собой лишь последнее средство возможной эскалации".
В ближайшие месяцы Европа и США будут участвовать в двух избирательных кампаниях, способных замедлить принятие любого оперативного решения. Это идеальные условия для Путина, осознающего, что он может воспользоваться отвлечением западного общественного мнения — и слабостью его лидеров — чтобы завоевать позиции и угрожающе приблизиться к границам Европы. В этом свете, пишет газета, слова Макрона становятся понятнее. "В последние недели он очень ясно дал понять, что просит своих европейских партнеров не исключать никаких вариантов. Четкий сигнал, поданный ядерной державой. Словесное сдерживание готово перерасти в действия на земле. По той же причине Великобритания — во главе коалиции, состоящей из Польши, Нидерландов и стран Балтии — настаивает на прямом участии. Короче говоря, шаг Макрона воплощает в жизнь сценарии чрезвычайных ситуаций, обсуждаемые лидерами НАТО", — считает La Repubblica.
Но все это, повторим, готовится лишь на случай, если Россия пересечет одну из двух красных линий. Тем временем Кремль угрожает третьим вариантом — тактическим ядерным оружием. Можно, конечно, надеяться, что "конфиденциальное предупреждение", которое Путин получил от НАТО, распространяется и на этот случай тоже.
"Стратегическая неопределенность" делает неопределенным все, включая и сами красные линии, и их число. По сведениям La Repubblica, их "как минимум две". А сколько может быть еще — это остается для Путина загадкой. А для нас остается загадкой, остановит ли это Путина. И если нет — то что Запад предпримет потом.