Просто не перестанут стрелять. Почему реинтеграция Донбасса не приведет к миру
Вполне вероятно сейчас Зеленский поставил себе задачу попытаться выполнить свое предвыборное обещание - "принести мир в Украину". Причем делает это тем способом, который считает наиболее приемлемым - "просто перестать стрелять". Тезис весьма сомнительный и события декабря 2019 г. это подтвердили: постоянные обстрелы со стороны оккупационных корпусов с гибелью наших военнослужащих, причем даже на участках разведения.
Тем не менее, стоит рассмотреть ситуацию окончания боевых действий, а также "плюсы" и "минусы" мирной реинтеграции оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей (условно говоря это восточный Донбасс).
Прежде всего необходимо отметить, что, судя по мировому опыту (та же Хорватия) запускать его можно только после того, как Украине будет передан контроль над границей и будут разоружены незаконные вооруженные формирования. И если по границе тут особо вопросов нет - была бы политическая воля Путина, то с вооруженными бандами ситуация совсем другая.
Ныне по самым скромным подсчетам в двух оккупационных корпусах "служит" примерно 35 тыс. местных жителей. Понятно, что это весьма неоднородная масса: кто-то искренне верит в исключительную роль Донбасса, некоторые - Путину, других - толкнула на службу экономическая ситуация и необходимость кормить семью. Как бы то ни было, но разоружать их придется именно нам. Причем вполне очевидно, что россияне вернуться домой, как и местные жители, которые имеют "на руках кровь", уедут в Россию или в оккупированный Крым. Но большая часть все-таки останется в своих домах.
А учитывая количество завезенного за шесть лет оружия и боеприпасов, процесс разоружения будет как минимум долгий и неполный. А значит, что какая-то часть оружия и боеприпасов останется что называется "на руках" у населения.
Причем формально это будут граждане Украины, которые смогу беспрепятственно перемещаться по всей территории страны. И значит нас ждут десятки если не сотни террористических актов. Никто не будет чувствовать себя в безопасности, да и российские СМИ будут "смаковать" каждый факт, пытаясь провести свою антиукраинскую риторику на международный уровень.
И еще - если сейчас в боях на линии соприкосновения каждую неделю гибнет 4-5 бойцов ВСУ и Национальной Гвардии, то после реинтеграции это будут сотрудники полиции, СБУ, НГУ, которые будут вести борьбы с вооруженными головорезами. А в терактах будут, как и сейчас продолжать гибнуть гражданские жители. То есть "мир" будет такой себе, весьма условный.
Причем, что самое странное эти же гражданские будут поддерживать "наших мальчиков", которые уйдут в подполье. Ведь стоит признать, что Украина полностью лишилась поддержки на восточном Донбассе. По самым скромным подсчетам, за эти годы территорию покинули около 1,5 млн проукраински настроенных граждан. В большинстве своем они уже интегрировались в местные громады, которые их приняли, и возвращаться обратно не намерены.
В тоже время большинство опросов на оккупированных территориях говорят о том, что львиная доля местных жителей по-прежнему ориентируется на Россию и Путина и не желает никакой реинтеграции с Украиной. А как тяжело бороться с подпольем, которое поддерживают гражданские, показывает опыт антитеррористических операций по всему миру после 1945 г. (взять хотя бы пример соседней России с ее 10-ти летней войной в Чечне).
Второй немаловажный результат возможной реинтеграции - политический. Следует признать, что после весны 2014 г. жители этой территории фактически лишены избирательных прав. И именно поэтому страна за пять лет смогла кардинально развернуться на европейский курс, начав непростые реформы по всем направлениям.
А если вернутся голоса избирателей восточного Донбасса, то ситуация на общеукраинском уровне может измениться - причем весьма кардинально. Все это страна проходила - достаточно вспомнить, что Донетчина, так и Луганщина всегда поддерживала просоветские и антиукраинские политические силы. Не стоит забывать на чьих голосах пришел во власть президент Янукович. И то, что такой вариант вполне реальный, становится очевидно, достаточно взглянуть на то, как голосовал украинский Донбасс на последних выборах президента и Верховной Рады.
Стоит вернуть во власть условного Януковича или кума Путина и хрупкий проект строительства свободной нации в Украине может легко развалиться. Ведь, как ни странно, но благодаря открытой войне влияние Кремля на украинскую политическую элиту сильно ослабло. А с возвращением оккупированных территорий все вернется "на круги своя".
Тем более, что есть еще один фактор, который будет давить на политику - это экономический. Никто не отрицает, что на сегодня экономика Донецкой и Луганской областей находится в пике. Сотни предприятий, транспортная инфраструктура частично или полностью разрушены - причем как оккупированных, так и на прифронтовых территориях. Уровень безработицы просто зашкаливает, большинство шахт или уже затоплены, или вот-вот будут.
Восстановление предвоенных показателей будет стоить Украине по оценке западных аналитиков в $20 млрд. Однако, как видится эта цифра сильно занижена - на ликвидацию только экологических проблем нужна как минимум еще одна такая сумма.
Но очевидно, что в Украине таких денег нет, а ни США, ни Европа, ни тем более Россия таких денег нам не даст. Мало того, если не начнется восстановление восточного Донбасса, Путин устроит Украине огромные проблемы на международном уровне. Что-то, а пропаганду на Западе россияне отработали за эти годы на все сто.
А если денег со стороны нет, то дефицитные бюджетные средства надо будет брать с других регионов, снимать с социальных программ (а одних участников боевых действий в стране около 500 тыс., не говоря о том, что большая часть населения "сидит на субсидиальной игле"). К чему это приведет тоже ясно - к серьёзному напряжению как среди широких слоев населения, так и среди элит.
Подводя итог, можно говорить, что реинтеграция восточного Донбасса "прямо сейчас" приведет к уничтожению всего позитива, которое достигла страна за последние пять лет. Почти однозначно последует разворот в сторону России, после чего он нас отвернуться и европейские и заокеанские союзники. И путь в Европу и НАТО надо будет начинать сначала, но уже не нам, а нашим детям или внукам.
То есть на сегодня можно говорить о том, что от возвращения оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей отказываться нельзя, но стоит отнести этот вопрос на далекое-далекое будущее. Возможно оно наступить через 10 или 20 лет, когда наша страна достигнет впечатляющих успехов в экономике, внутренней жизни, будет иметь мощные вооруженные силы. И в какой- то момент настоящая реинтеграция станет вполне рабочим реалистическим вариантом и выйдет на повестку дня. Но пока это время не пришло, украинцам стоит помнить, что иногда меньше - это лучше, чем больше.