Инстинкт самосохранения. Как Европа поломала союз Трампа и Путина

Главным итогом прошедшей недели можно считать новую роль Европы. Она показала, что без нее договоренности Вашингтона и Москвы ничего не стоят

Инстинкт самосохранения. Как Европа поломала союз Трампа и Путина
27 марта в Париже состоялся саммит, в котором приняли участие лидеры стран и представители правительств "Коалиции желающих"

Уже не "машет хвостиком"

За два месяца Европа превратилась для Путина в главного злодея. Причем он этого совершенно не ожидал. Он был уверен, что Европа будет махать хвостиком у ног Трампа. В интервью, которое было показано 2 февраля, Путин анонсировал именно это: "Уверяю вас: Трамп с его характером, с его настойчивостью довольно быстро наведет там порядок. И все они, вы увидите — это произойдет быстро, скоро — все они встанут у ног хозяина и будут ласково махать хвостиками. Все станет на свои места".

Сам Трамп думал точно также. 10 февраля он репостнул в своей социальной сети Truth Social сообщение CNBC с заголовком "Путин заявил, что Европа "встанет у ног господина", поскольку тарифы Трампа встревожили союзников". Оба "величайших геостратега современности" были уверены, что тарифная война и угроза лишить Европу американской защиты вынудят европейские столицы беспрекословно слушаться Вашингтон.

Именно поэтому оба они не принимали в расчет Европу, когда 12 февраля начали обсуждать завершение российско-украинской войны. Но с тех пор все изменилось. Оказалось, что Европа не машет хвостиком у ног Трампа, а вместо этого нагло и бесцеремонно водит Путина за нос. "Москва готова работать с Европой по Украине, но ЕС ведет себя непоследовательно и постоянно пытается "водить за нос" Россию", — пожаловался Путин 27 марта. Фактически он признал, что недостаточно "все порешать" с Трампом, нужно еще получить согласие Европы, а это гораздо труднее — вопреки его и Трампам ожиданиям.

В связи с этим Путин заявил о намерении вести войну до победного конца. "Я еще недавно говорил: "Мы их дожмем". Есть основания полагать, что мы их добьем", — сказал он. Из этого можно сделать вывод, что мирный план Трампа близок к краху. Поэтому сейчас переговоры Украина — Россия — США теряют смысл, а главными могут стать переговоры Украина — ЕС — США.

"Не ослабить, а усилить"

Путину очень хотелось решить судьбу Украины вдвоем с Трампом, без участия Европы. Причина проста и очевидна: участие Европы в переговорах означает усиление позиций Украины. И вот именно эта попытка все решить в треугольнике Россия — США — Украина зашла в тупик, причем стараниями обоих "великих геостратегов". Трамп потребовал от Киева согласия на полное прекращение огня и не позволил выдвигать каких-либо предварительных условий. Киев согласился. Но в диалоге с Путиным Трамп опустил планку и сам согласился на частичное перемирие в воздухе (мораторий на удары по энергетике) и на море (обеспечение свободы судоходства), причем второе из них — при выполнении нескольких предварительных условий, в том числе отмены целого ряда санкций. Кремль на радостях потребовал, чтобы эти санкции были отменены не только Соединенными Штатами, но и Европой, а иначе перемирия на море не будет. И в результате оказалось, что "золотая акция" во всем мирном процессе принадлежит Европе.

Ранее Кремль категорически отвергал необходимость привлечения Европы к переговорам по Украине. Он считал достаточным формата Россия — США — Украина. И Европа, нужно сказать, не навязывалась на этом этапе, пока обсуждается алгоритм прекращения огня. Но Путин своими предварительными условиями, которые включают требования к Европе, поломал логику мирного плана Трампа. И теперь "величайший миротворец в истории человечества" не знает, что делать.

Об этом его состоянии рассказал госсекретарь США Марко Рубио. "Это множество санкций, включая санкции, которые не являются американскими, — пояснил он журналистам в ночь на 28 марта, — поэтому мы не смогли бы их снять, если бы захотели. Мы проанализируем, с чем вернулась наша команда. Мы представим эти варианты президенту. Президент примет эти решения. Мы еще не достигли этого".

Также Рубио подтвердил, что судьба гипотетического мирного соглашения зависит от Европы. "Я не могу гарантировать вам, что соглашение будет достигнуто через неделю или месяц. Я просто не могу установить временные рамки, потому что это не зависит от нас. Это зависит от русских и от украинцев. Это также зависит от наших партнеров в Европе, у которых есть санкции, которые, как я считаю, должны быть приняты во внимание в рамках любой окончательной сделки".

Тем временем Европа, не стесняясь, издевается над обоими геостратегами. 27 марта в Париже состоялся очередной саммит "Коалиции желающих", то есть друзей Украины из Европы и других частей света. Там речь шла и о санкциях. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен одним из главных итогов встречи назвала продолжение давления на Россию. "Было абсолютно понятно, что санкции остаются в силе. То, чего мы хотим, — это справедливое и крепкое мирное соглашение", — заявила она.

Премьер-министр Великобритании Кир Стармер подтвердил, что "сейчас не время для отмены санкций". Он подчеркнул, что санкции будут не ослаблены, а усилены. По его словам, это необходимо для того, чтобы помочь Трампу реализовать его политику "мир посредством силы". "Наоборот, мы обсуждали, как мы можем усилить санкции, чтобы поддержать инициативу США по привлечению России к переговорам посредством дальнейшего давления", — заявил Стармер. Президент Финляндии Александр Стубб добавил, что лидеры уже работают над следующим пакетом санкций.

"После достижения мирного соглашения или до этого"

Также на саммите "Коалиции желающих" продолжилось обсуждение подготовки будущего контингента европейских войск в Украине. Президент Франции Эммануэль Макрон называет их силами сдерживания, чтобы подчеркнуть, что это не миротворческие силы, у них совсем другие задачи.

В последние недели идет большой поток новостей на эту тему, и сейчас мы рискуем оказаться в той ситуации, когда за деревьями не видно леса. Поэтому выделим три главных момента, важных для понимания этой инициативы.

Во-первых, европейские силы сдерживания, в отличие от гипотетических миротворцев, могут появиться в Украине, не дожидаясь достижения каких-либо договоренностей между Киевом и Москвой. Агентство Bloomberg отмечает, что на саммите в Париже обсуждались вопросы, "должны ли европейские силы быть одобрены Россией и следует ли их развертывать после достижения мирного соглашения или до этого, чтобы сделать его возможным". Насчет одобрения Россией Макрон говорит категорическое "нет". "Не Россия решает, что произойдет на территории Украины", — повторил он на саммите. Напомним также, что именно Макрон еще в феврале прошлого года первый озвучил идею ввести в Украину европейские войска. И тогда шла речь именно о том, чтобы ввести их во время горячей фазы войны, а не во время перемирия.

Во-вторых, европейские силы сдерживания могут появиться в Украине, даже если Трамп откажет им в поддержке. Макрон прямо заявил, что хотя он хочет американской поддержки, он также хочет подготовить сценарий без участия Вашингтона.

В-третьих, европейские силы сдерживания — это не гарантия от нового вторжения. Как пояснил Макрон, "эти силы не предназначены для того, чтобы быть миротворческими силами", "силами, присутствующими на линии соприкосновения", или "силами, которые заменят украинскую армию". Это будут силы, "присутствующие в стратегических точках, заранее согласованных с украинцами". Они "будут оказывать долгосрочную поддержку и выступать в качестве фактора сдерживания потенциальной российской агрессии". Потому он и называет их силами сдерживания.

Президент Франции сделал еще одно важное уточнение: "Эти силы никоим образом не могут заменить или ослабить наши усилия на восточном фланге НАТО". В самом деле, европейский контингент в Украине если и появятся, то не потому, что Европа хочет нас защитить, а потому, что она хочет защитить себя. Это силы сдерживания, потому что Европа хочет сдержать Россию в Украине и не пустить ее дальше.

Для появления этого желания немало постарался Трамп, который не на шутку испугал Европу своими заявлениями о том, что не гарантирует членам НАТО защиту по пятой статье Североатлантического договора. Поэтому они реально озаботились тем, как сдержать Россию. Это означает, что Евросоюз и Великобритания будут категорически против намерений Путина (даже если их поддержит Трамп) наложить какие-либо ограничения на численность и вооружения ВСУ и на военную помощь Украине от других стран.

Конечно, сейчас еще рано говорить об окончательном формате этих войск. Рано хотя бы потому, что Европа будет обсуждать их с США. И она рассчитывает на то, что ее аргументы окажутся для Трампа более весомыми, чем аргументы Путина.

Трамп, кстати, не совсем невменяемый. Он поддается дрессировке. Интересная деталь: газета New York Times 26 марта рассказала, что "официальные лица Трампа в частном порядке заверили европейцев, что президент США поддерживает НАТО, сохранит американский ядерный зонтик над Европой и останется приверженным коллективной обороне". Поэтому Европа будет параллельно готовиться к худшему и вести переговоры с Трампом о лучшем.