Просто адвокат. Что привез из Ростова от своего "дьявола" защитник Януковича
Суд над Януковичем по делу о госизмене застопорился на две недели. Адвокату беглого экс-президента Максиму Герасько удалось дважды сорвать судебное заседание — 5 и 11 октября. Причем оба раза он воспользовался одним и тем же способом: уведомил суд, что не может принять участие в заседании из-за поездки в Ростов-на-Дону для встречи со своим подзащитным.
А без участия адвоката заседать нельзя, это признал и прокурор военной прокуратуры Максим Крым. 11 октября он, конечно, повозмущался: "Это является не чем иным, как злоупотреблением права на защиту и попыткой затянуть очередное судебное заседание". Но согласился с необходимостью опять отложить заседание, и суд решил перенести рассмотрение дела на 15:00 19 октября.
При всем при этом Герасько хоть и побывал в Ростове, но с Януковичем там так и не встретился — его к нему не пустили. Такой исход можно было предугадать заранее, поскольку Янукович все время твердит, что он не признает этот процесс законным и не намерен ни с кем встречаться по данному делу. Потому он и отказался от услуг адвокатов, а суд был вынужден поручить защиту Януковича бесплатному государственному защитнику Герасько.
Казалось бы, это лишний раз доказывает то, о чем говорит прокурор: что адвокат всего лишь пытается любыми способами затянуть процесс. Однако сторона обвинения, похоже, недооценивает противную сторону, то есть защитника Януковича. Еще на тех заседаниях суда, которые состоялись в прошлом месяце, стало ясно, что затормозить процесс — это далеко не единственная и даже не главная задача, которую ставит перед собой Герасько. Своими многочисленными ходатайствами он старается подорвать доказательную базу обвинения. А поездка в Ростов ему была нужна, чтобы создать повод для атаки на весь этот судебный процесс с целью добиться его прекращения.
Как подчеркивает сам Герасько, без встречи с подзащитным он не может эффективно его защищать. Ссылаясь на нормы законодательства, адвокат утверждает, что это дает ему основания отказаться от функций защитника. Возможно, именно такой сюрприз он готовит на заседание суда 19 октября. Конечно, еще не факт, что суд согласится с подобными доводами. Но Герасько действует по принципу: если есть шанс, то обязательно нужно его использовать. И если суд воспримет аргументы адвоката, то процесс может не просто затормозиться, а вообще застопориться.
Понятно, тут мы не можем пожелать Герасько удачи и успеха. Нам нужно, чтобы судебный процесс над Януковичем продолжился и завершился вынесением справедливого приговора. Но в то же время следует признать: то, что делает Герасько, — это тоже полезно. По сути, он выполняет роль адвоката дьявола. Не в том банальном смысле, что Янукович — "дьявол", а скорее в том смысле, какой был вложен в это понятие в средневековье: тот, кто ищет любые поводы для сомнений.
Напомним, что должность адвоката дьявола (advocatus diaboli) была введена в 1587 г. Папой Сикстом V и официально отменена лишь в 1983-м Иоанном Павлом II. Официально она называлась укрепитель веры (promotor fidei). Функция адвоката дьявола заключалась в том, чтобы собрать все возможные аргументы, которые могли бы помешать канонизации святого или беатификации праведника. Эта процедура могла состояться только в том случае, если все найденные укрепителем веры поводы для сомнений в святости святого или праведности праведника оказывались маловажными. До 1983 г. ни один акт канонизации или беатификации не мог быть признан законным, если при этом акте не присутствовал адвокат дьявола.
Да, нам хочется приговора Януковичу поскорее и притом максимально сурового. Но в то же время нам хочется, чтобы этот суд не воспринимался (ни в Украине, ни в целом мире) как судилище. И для этого нам нужен адвокат дьявола, который выищет и предъявит суду всевозможные поводы для сомнений. Только если выяснится, что все найденные им аргументы покрываются более убедительными контраргументами обвинения, только в таком случае мы будем твердо уверены и в полной вине Януковича, и, что не менее важно, в эффективности и справедливости созданного нами правового инструмента — заочного суда. Именно в этом функция адвоката дьявола — укрепителя веры.
И да, нельзя исключать того, что Герасько таки выищет прорехи и зацепки в законодательстве, которые поставят процесс над Януковичем под угрозу срыва. Это будет означать лишь то, что необходимо срочно заделывать эти прорехи и ликвидировать зацепки. Закон о заочном суде принимался не ради одного только процесса над Януковичем. Этот закон пригодится еще для многих случаев, в том числе и таких, где вина подозреваемых может выглядеть не столь бесспорной, как госизмена Януковича.
Потому важно, чтобы адвокат Януковича делал свою работу адвоката дьявола. И конечно, свою работу должна выполнить сторона обвинения, не жалуясь на происки коварного Герасько.