Проект "Свобода" исчезнет 27 октября

Партию Олега Тягнибока погубили три вещи — потеря лидерами связи с реальностью, гиперактивность дилетантов и обыкновенная жадность и тех и других
Фото: УНИАН

"Свобода" не смогла выдержать испытание вхождением во власть, при этом тактика политического поведения партии осталась такой же, как и во времена пребывания в оппозиции. На парламентских выборах 2012 г. украинские избиратели увидели в "свободовцах" передовой боевой отряд борьбы с зарвавшимися "регионалами" непосредственно в Верховной Раде. На определенном этапе оправдание этих электоральных надежд держало Олега Тягнибока сотоварищи на плаву, но когда режим Виктора Януковича был снесен Майданом, "Свобода" потеряла своего главного "спарринг-партнера". С врагом в лице хозяев Кремля тягнибоковцы продолжали воевать преимущественно на словах, в то время как в стране в условиях войны в Донбассе появилась целая плеяда людей, ежедневно доказывающих это на деле, а борьба с фантомами и вовсе стала никому не интересна, кроме, конечно, российской пропаганды, старающейся подавать все происходящее в Украине и в прошлом, и в настоящем, и в будущем со своего извращенного ракурса.

Можно сколько угодно говорить, что 14 октября в многотысячную толпу мирных "свободовцев" затесалось несколько провокаторов, которые устроили драки с милицией и пытались даже штурмовать ВР. Впрочем, если бы "Свобода" отказалась в тот день от проведения марша УПА, случившихся под парламентом беспорядков, скорее всего, не было. Для этого нужно было отказаться от традиции, но, видите ли, партия Тягнибока - традиционалисты, которые на самом деле опять хотели сделать марш УПА главной фишкой завершающей стадии своей предвыборной кампании. Хотя на дворе уже не 2012 г., при власти - не украинофобы, а патриоты, в том числе и "свободовцы". В результате была спродуцирована очередная хорошая картинка "озверевших киевских фашистов" для услуг путинской информационной войны в целом с отголосками в исполнении местной пятой колонны Москвы в частности.

Неготовность меняться "на марше" стала уже отличительной чертой "Свободы". И это притом что маргинальный результат в 1,16% голосов, полученный Олегом Тягнибоком на президентских выборах 25 мая 2014 г., просто обязывал провести глобальную внутрипартийную реформу или хотя бы пересмотреть основные принципы собственного позиционирования в глазах избирателей. В связи с тем, что ниша уличных радикалов, набирающих баллы откровенной политической клоунадой, оказалась потеряна, а конкурировать с Олегом Ляшко теми же шутовскими методами для получивших министерские и губернаторские посты "свободовцев" было уже как-то не комильфо, единственным выходом из положения выглядело построение солидной консервативной партии.

Партстроительство основывалось бы практически на тех же идеологических принципах, которыми так любят не поступаться тягнибоковцы, но не в форме криков и драк, а путем подтверждения правильности своей политической позиции на практическом примере службы чиновников-партийцев во благо обществу в каждом конкретном случае. С наличием в "Свободе" знаковых практиков всегда были проблемы, к тому же сроки для партийной реформы явно поджимали. Впрочем, главное - было бы желание меняться, а его как раз не оказалось ни в партийных низах, ни в партийных верхах. Теперь нишу консервативных прагматиков в правом центре политической палитры Украины крепко заняли "Батьківщина" и "Народный фронт", а для "Свободы" все осталось так, как есть. Когда единственной инициативой губернаторов-"свободовцев", прогремевшей на всю страну, стало заявление главы Полтавской облгосадминистрации Виктора Бугайчука о намерении снести в области все памятники Ленину к 24 ноября - Дню памяти жертв Голодомора. А о деятельности главного представителя "Свободы" во власти - гуманитарного вице-премьера Александра Сыча - нет даже таких новостей. Чем он занимается, вероятно, является секретом даже для него самого.

Неготовность меняться "на марше" стала уже отличительной чертой "Свободы". И это притом что маргинальный результат в 1,16% голосов, полученный Олегом Тягнибоком на президентских выборах 25 мая 2014 г., просто обязывал провести глобальную внутрипартийную реформу

Тише воды, ниже травы также ведет себя и "свободовец" Андрей Мохник, вот уже почти восемь месяцев возглавляющий Минэкологии. При режиме Януковича это ведомство, ответственное за вопросы недропользования, постоянно генерировало коррупционные скандалы, о последствиях которых теперь ни слуху ни духу. Так что, видимо, главным достижением Мохника, которого пролоббировал на эту хлебную должность главный официальный спонсор "Свободы" нардеп Игорь Кривецкий, стало обеспечение в министерстве и вокруг него "режима тишины". Чего не скажешь о другой креатуре Кривецкого - аграрном министр Игоре Швайке, который благодаря своей гиперактивности, умноженной на проявление обыкновенного непрофессионализма, постоянно находится в фокусе внимания украинских массмедиа. Швайка уже запомнился не столько декларативной борьбой с крупным агробизнесом, сколько сомнительными сделками по изначально завышенным ценам, которые в последнее время провели государственные аграрные компании. Как, например, покупка Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины у одесских бизнесменов причала Одесского порта как минимум вдесятеро дороже его рыночной стоимости. Тем самым репутация маски идейных борцов, которой обычно прикрываются "свободовцы", оказалась подмоченной. Впрочем, что такое репутация, когда речь идет о считанных днях при власти.

"Свободовец" Швайка цепляется за последний форпост

Деятельность Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ), контролирующей порядка 12% рынка экспортной перевалки зерна и 10% всех элеваторных мощностей в Украине, давно вызывает нарекания агропроизводителей и трейдеров. Но "сделкой сезона" для главы ГПЗКУ Петра Вовчука оказался готовящийся контракт по покупке контрольной доли в ООО "Украинская национальная стивидорная компания" (УНСК), которую через кипрскую Grandbis Holdings контролирует семья одесских бизнесменов Круков. За убыточную и непрофильную компанию, арендующую причал для перевалки металлопроката у государственного Одесского морского порта, госкорпорация намеревалась заплатить компании Круков порядка $15 млн. Хотя ее рыночная стоимость оценивалась участниками рынка перевалки грузов почти вдесятеро меньше. Это вызвало подозрения СБУ, сотрудники которой "отработали" сначала Вячеслава Крука, а затем и Петра Вовчука, задержанного правоохранителями 1 октября.

За последние две недели новой информации по этому делу не появилось. Тайной остается и нынешнее местонахождение Вовчука. Самое же любопытное, что Швайка, ожидаемой логичной реакцией которого на этот скандал должно было стать увольнение Вовчука, делает вид, что ничего не случилось. Более того, он пытается оправдать действия своего подопечного, заверяя, что сделка с УНСК якобы была согласована с китайцами и осуществлялась за их деньги.

Между тем возмущение аграрного лобби работой компании и ее куратора нарастает. "Компания создавалась лишь с одной целью - стать цепочкой в вертикально интегрированной коррупционной схеме семьи Януковича. Непонятно вообще, зачем Украине государственный зерновой оператор, тем более такой неэффективный. Первое полугодие ГПЗКУ закончила с убытком в 600 млн грн. И это при том, что все крупнейшие частные трейдерские компании были в плюсе", - говорит аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. В профильных ассоциациях уверены, что ГПЗКУ должна быть приватизирована. На этом настаивает и Совет предпринимателей при Кабмине. Однако Швайке эта идея явно не по душе. Очевидно, глава МинАПК не хочет упустить возможность освоить новый транш от китайцев на сумму $4 млрд, которые они планируют выделить ГПЗКУ. А возможно - создать "клон" ГПЗКУ, чтобы и дальше иметь возможность контролировать зерновые потоки. По крайней мере о том, что такие идеи уже зреют в недрах МинАПК, "ДС" сообщил один из авторитетных представителей аграрного сообщества.