"Спутник V" как спасение для украинцев. Почему Зеленский стал готовить нас к российской вакцине
Фактически сейчас Банковая вступила в конкуренцию с Медведчуком за контроль над бизнес-направлением по производству вакцины
В последнюю неделю в фокусе мирового внимания — начало вакцинации от COVID-19. Напомним, что 14 декабря вакцинация населения стартовала в США и Канаде, 15 декабря — в Великобритании. 17 декабря президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что вакцинация начнется во всех странах ЕС с 27 по 29 декабря.
Конечно, эти новости не могли не вызвать интереса у украинцев: а когда вакцинация начнется у нас? И тут от западных СМИ пришла шокирующая информация, которая вызвала большой резонанс в украинских медиа и соцсетях: Украина получит вакцину не раньше апреля 2022 г.
Причины, из-за которых мы оказались в числе стран последней, четвертой очереди, тогда как наши западные соседи из Евросоюза — в первой, "ДС" подробно проанализировала в статье "Жадность или лень? Почему Украина может вообще не получить вакцин от COVID-19 в ближайший год".
Зачем Зеленскому понадобился московский корреспондент
Однако эта скандальная история быстро получила продолжение. 19 декабря на официальном сайте президента Украины появился полный текст интервью Владимира Зеленского московскому офису газеты The New York Times. Выбор именно московского офиса мог бы показаться странным, но кто бы еще догадался спросить Зеленского о российской вакцине. А для московского корреспондента NYT Эндрю Крамера абсолютно естественно было задать вопрос: "Если российская вакцина "Спутник" удовлетворит требования Украины, вы разрешите ее производство на территории вашей страны?"
Тут важен тот факт, что на сайте самой газеты это интервью вышло в коротком пересказе Крамера, однако на Банковой этим не удовлетворились и выложили на сайте президента Украины полную стенограмму беседы. Это означает, что главная целевая аудитория этого интервью — не столько читатели NYT, сколько украинцы, которым Банковая срочно захотела кое-что внушить. Что именно? Об этом нетрудно догадаться, если сличить два текста — на сайте NYT и на сайте президента Украины — в тех фрагментах, которые касаются вакцин от COVID-19.
Вот что рассказывает Крамер: "Когда речь зашла о вакцинах от коронавируса, Зеленскому было трудно сдержать разочарование в связи с Трампом и его распоряжением о запрете экспорта вакцин. Перед запретом Украина вела переговоры с Pfizer, Moderna и Johnson & Johnson об ускорении поставок, но теперь вынуждена довольствоваться своими первыми коммерческими поставками вакцины на несколько месяцев позже, чем ожидалось, из-за распоряжения г-на Трампа. Россия с радостью воспользовалась запретом США на экспорт в пропагандистских целях, выдвигая идею о том, что Украина с такими друзьями могла бы рассмотреть возможность обращения к Москве за спасительными вакцинами — независимо от того, что Россия также поддерживает сепаратистскую войну. "Конечно, невозможно объяснить украинскому обществу, почему, когда Америка и Европа не дают вам вакцины, вы не должны получать вакцины из России", — сказал Зеленский. По его словам, он готовился к "информационной войне" по этому вопросу".
Месседж Зеленского украинцам
В стенограмме на сайте президента Украины есть несколько важных моментов, которые не отображены в пересказе Крамера. Прежде всего, Зеленский прямо перекладывает с себя на США ответственность за отсутствие в Украине вакцин от COVID-19.
"Я столкнулся с тем, что утрачены позиции Украины в мире и Европе с точки зрения приоритетности стран. Мы не входим в список стран, которые первыми получают вакцину, — жалуется Зеленский, умалчивая о том, что он сам провалил переговоры с производителями вакцин. — Я считаю, что именно США и Великобритания сегодня могли бы очень сильно повлиять на то, чтобы Украина была в приоритете стран Европы, которые получают вакцину первыми. Я считаю, что этот вопрос может стать еще одним геополитическим ударом, это будет еще одна сильнейшая информационная война со стороны России, и здесь уже все в руках Соединенных Штатов Америки".
То есть Крамер совершенно неправильно понял Зеленского. Крамер из слов собеседника заключил, что "он готовился к "информационной войне" по этому вопросу", а на самом деле Зеленский перекладывает информационную войну с Россией по вопросу о вакцинах на Вашингтон и подчеркивает: "Здесь уже все в руках США".
А что же сам Зеленский? Сам Зеленский умывает руки и объявляет украинцам: дескать, Запад нас кинул с вакциной, поэтому будем закупать российскую, как только подтвердится ее безопасность. Разумеется, буквально вот прямо такими словами он не говорит, но месседж его именно таков.
"Конечно же, объяснить украинскому обществу, почему, если Америка и Европа не дают тебе вакцину, ты не должен брать ее у России, — любому человеку, который умирает, объяснить это невозможно", — сказал Зеленский Крамеру. Крамер пожалел собеседника и выбросил слова "любому человеку, который умирает". Хорошо, что в NYT не появилась эта формулировка. Ибо зачем нам лишний позор на весь мир — что у нас президент думает, будто вакцина спасает умирающих.
На самом деле "любому человеку, который умирает" уже глубоко безразлично, дают нам вакцину или нет, ибо вакцина — для здоровых, а не для больных. Больным никакая вакцина совершенно не может помочь.
Но Зеленскому важно вызвать сильную эмоцию у народа (который в большинстве своем не ведает разницы между вакциной и лекарством). Вот он и взывает к народу: дескать, вон сколько людей умирает без вакцин, а все потому, что США зажали вакцину.
И уже после этого, когда нужная эмоция вызвана, Зеленский начинает внушать украинцам необходимость привиться российской вакциной, как только он сочтет, что он безопасна. "Украина прежде всего базирует свое решение на том, чтобы выбрать безопасную вакцину", — говорит от Крамеру. Тот его прямо спрашивает: "Вы готовы брать "Спутник", если он будет безопасный?" "Все очень просто. Украина будет спасать своих людей", — отвечает Зеленский. И затем подчеркивает еще раз: "Тут вопрос прежде всего в качестве вакцины".
Как Нетаньяху опроверг Зеленского
Чтобы оценить дальнейшие перспективы, нужно понимать, что сейчас у Зеленского в этой истории есть два движущих мотива. Во-первых, это мотив оправдания. Банковая очень боится признаться в своей вине.
В этой связи напомним, какие громкие обещания раздавал Зеленский раньше. Процитируем президентский сайт. 25 июля Зеленский пообещал: "Украина должна быть среди первых стран, которые смогут закупить вакцину". 1 октября он опять пообещал: "Только появится в той или иной стране вакцина, а сейчас во многих европейских странах и в мире заявляют о том, что есть вакцина, или она появится, или произойдут испытания, у всех разные этапы, то у нас будут контракты на поставку вакцины в Украину".
Но никаких контрактов с производителями вакцин наша власть до сих пор так и не заключила. И теперь в интервью NYT Зеленский перекладывает ответственность на США. "Переговоры о закупке вакцины Pfizer — они были остановлены из-за недавнего запрета экспорта препарата из США?" — спрашивает его Крамер. "Конечно же, любой закон, который блокирует экспорт вакцины, я как президент не могу поддерживать просто потому, что это еще один шаг к тому, что мы можем быть в конце очереди по вакцинации", — отвечает Зеленский.
Наглядным опровержением ему стал премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, который 19 декабря в прямом эфире первым в стране вакцинировался от коронавируса — именно вакциной Pfizer. После вакцинации Нетаньяху заявил, что к концу декабря в Израиль должны прибыть миллионы доз вакцины Pfizer. Также он призвал привиться от коронавируса всех израильтян.
Трамп действительно подписал 8 декабря исполнительный указ, который обеспечивает американцам первоочередность в получении американских вакцин от COVID-19. Однако Pfizer производит свою вакцину не только в США, но и в Европе, где компания имеет мощную сеть заводов в девяти странах. К тому же свою вакцину Pfizer разработала совместно с немецкой компанией BioNTech, которая никакими запретами на экспорт не связана. И конечно же, обе компании стараются выполнить все свои обязательства по контрактам. Так что дело все-таки не в Трампе, а в том, что Зеленский, в отличие от Нетаньяху, не приложил достаточных усилий к тому, чтобы заполучить контракты с производителями вакцин.
Можно привести примеры и из числа развивающихся стран, которые не отнесешь к самым богатым. По данным агентства Bloomberg, уже законтрактовали вакцины разных производителей в объеме, которого хватит приблизительно на половину (от 60 до 40%) населения, Бразилия, Коста-Рика, Панама, Египет, Индонезия, Эквадор, Аргентина. А у Украины — контрактов нет. И виноваты США?
Конкуренция Зеленского и Медведчука
Во-вторых, кроме оправдания, не менее важный движущий мотив Банковой — корыстный. Знающие люди рассказывают офф-рекордс, что попытки представителей украинской власти заключить прямые контракты с западными производителями вакцин сорвались из-за того, что не было возможности получить откаты от этих сделок. А с российской стороной такой проблемы нет, наоборот, она, говорят, сама настойчиво предлагает выгодный процент.
Впрочем, дело не только в этом. У Зеленского была идея уговорить западных разработчиков вакцин наладить производство в Украине. Но это не получилось. Зато разработчики "Спутника V" не просто согласны, но и готовы доплатить в нужный карман за такую возможность.
Идею производства в Украине российской вакцины активно продвигает Виктор Медведчук. В последние дни он отличился новыми заявлениями типа "Отказ от производства вакцины на территории Украины — это преступление действующей власти". Медведчук уверяет, что уже сейчас можно наладить производство российской вакцины на предприятии "Биолек" в Харькове. И что это будут новые рабочие места, отчисления в бюджет, демонстрация того, что Украина вновь может стать серьезным игроком на мировом фармацевтическом рынке.
Фактически сейчас Зеленский вступил в конкуренцию с Медведчуком за контроль над этим бизнес-направлением. Нужная аргументация для народа уже найдена. Осталось просто ничего не делать для получения западных вакцин — и затем сказать: ну вот, у нас все больше людей умирает без вакцин, будем всех спасать российским "Спутником V".