Продать vs объединить: Куда чиновники тянут украинские госпредприятия
Кабинет Министров Украины утвердил приоритетный перечень предприятий, которые подлежат реструктуризации из-за того, что с их деятельностью связаны значительные фискальные риски. Этот список включает 13 самых значимых для экономики предприятий, и до 15 декабря планы по их реорганизации должны быть утверждены МЭРТ. "ДС" решила посмотреть, какая судьба может быть уготована крупнейшим украинским ГП.
---------
Перемены в жизни НАК "Нафтогаз України" уже начались. На этой неделе Кабмин передал ее акции от Министерства энергетики в управление Министерства экономического развития и торговли. С формальной точки зрения, таким образом произошла перетасовка корпоративного управления внутри президентской вертикали, к сфере ответственности которого относятся оба министерства. Но не все так однозначно. Вместе с передачей акций НАК правительством был утвержден его новый устав. Он подразумевает создание наблюдательного совета, большинство голосов в котором (три из пяти) будут независимыми.
На практике это будет означать, что деятельность "Нафтогаза" станет контролироваться европейскими финансовыми структурами, которые уже заявили о готовности выделить компании $300 млн на закупку газа. Как раз под этим соусом и принималось упомянутое решение Кабмина. Но за его кулисами осталось самое интересное: через день после внесения изменения в устав НАК правительство издало постановление №1002, на основании которого "Нафтогаз України" получил возможность самостоятельно (без согласования с правительством) назначать руководство созвездия своих стратегических "дочек" - "Укргаздобычи", "Укртрансгаза" и "Укртранснефти".
Со стороны выглядит так, будто это решение ослабляет позиции всего Кабмина, включая пропрезидентского главу Минэнерго и премьер-министра. Но у Арсения Яценюка есть одно базовое преимущество над Владимиром Демчишиным: глава "Нафтогаза України" Андрей Коболев является выдвиженцем премьерского лагеря. А значит, все последующие кадровые вопросы в подчиненных компаниях он будет принимать по согласованию с премьером.
Одной из первых компаний, по которым пройдется каток реформ, станет ГП "НЭК "Укрэнерго". Это предприятие является оператором энергосистемы всей страны, но уже скоро план его стратегического развития будет кардинально изменен. Перепишет его принятие законопроекта "О рынке электроэнергии" Верховной Радой, который на прошлой неделе был согласован Минэнергоугля и направлен в Кабмин для последующей передачи парламент.
Основная цель законопроекта - избавить энергорынок от чрезмерной зарегулированности путем внедрения понятия "двухсторонних договоров", позволяющих потребителям электроэнергии самостоятельно выбирать ее производителей. В этой конфигурации рынка за "Укрэнерго" останется сегодняшняя функция диспетчера энергосистемы, а также статус оператора коммерческого учета энергии. Но если сейчас компания контролируется Министерством энергетики, то по новым правилам ее "администратором" станет европейская структура - Секретариат Энергетического сообщества. Механизм передачи оперативного контроля над ГП прост: чтобы стать оператором на рынке "двухсторонних договоров", "Укрэнерго" обязано будет пройти сертификацию, разработчиком которой и будет упомянутое Энергосообщество.
Кроме того, законопроект "О рынке электроэнергии" подразумевает акционирование "Укрэнерго", которое в украинских реалиях может стать началом его приватизации. Хотя упомянутый документ и содержит прямое правило сохранения 100% акций НЭК в собственности государства.
Думается, меньше всего новшества понравятся основателю группы "Энергетический стандарт" Константину Григоришину. Сейчас бизнесмен осуществляет фактический контроль над ГП через его первого замглавы Юрия Касича. А с принятием упомянутого законопроекта это станет невозможным: действия "Укрэнерго" фактически будут находиться под контролем Секретариата Энергетического сообщества, тем самым пресекая на корню специфическое расходование средств этим предприятием. В том числе на закупку трансформаторов на ЗТР, входящем в структуру "Энергостандарта".
Нежелание государства содержать дорогостоящую ракетно-космическую отрасль и почти полное прекращение отношений с Россией едва не поставили крест на существовании днепропетровского промышленного гиганта "Южмаш" По состоянию на 1 января 2015 г. долги завода составляли более 640 млн грн. За прошлый год его убытки составили 1,1 млрд грн., а за первое полугодие нынешнего - более 920 млн грн.
Единственную возможность сохранить предприятие в управляющем им Государственном космическом агентстве (ГКАУ) увидели в его объединении с конструкторским бюро "Южное" - еще одним фигурантом распоряжения Кабмина о реструктуризации. Последнее имеет независимый статус и удерживается на плаву за счет исследовательских работ, оплачиваемых преимущественно зарубежными заказчиками. В прошлом месяце оба предприятия подписали соглашение о принципах и механизмах взаимодействия по реализации антикризисных мер для обеспечения условий стабильного развития КБ "Южное" и "Южмаш". По словам гендиректора-генконструктора КБ "Южное" Александра Дегтярева, в соглашении заложен инструментарий совместных работ. Его главный элемент - совет директоров КБЮ и ЮМЗ - коллегиальный орган, который должен координировать работу двух сторон. Запланировано также создание совместных рабочих групп: административной, финансово-экономической, маркетинга и сбыта, социально-кадровой части. В них должен соблюдаться принцип паритетного участия двух предприятий. Отдельная группа создается по подготовке законопроекта о стабилизации деятельности "Южмаша". В нем хотят выписать стратегические вопросы реструктуризации как самих предприятий, так и задолженности, накопленной из-за недофинансирования космической программы.
Со стороны подготовка предприятий к объединению выглядит как погашение КБ долгов по зарплате работникам "Южмаша". Финансирование стало возможным за счет подписания между предприятиями нескольких контрактов на опытное производство элементов двигателя РД-815 для перспективного семейства ракет-носителей "Маяк". Новый двигатель должен заменить поставляемые из России РД-171, которые используются на первой ступени ракеты-носителя "Зенит", и, скорее всего, будет испытан на одном американских космодромов.
В то же время, по словам гендиректора "Южмаша" Сергея Войта, процесс сближения осложнен целым рядом факторов. "У нас разные управленческие подходы, есть специфика предприятий и, в конце концов, появилось некоторое недоверие, обусловленное недостатком информации о деятельности друг друга", - заметил он.
В ходе реструктуризации "Южмаша" объединению с КБ "Южное" подлежат наиболее работоспособные профильные подразделения. Тракторное и троллейбусное производство, некоторые цеха и большая часть социальной сферы, вероятнее всего, будут пущены с молотка. По слухам, реструктуризацию двух предприятий сейчас курирует секретарь СНБО, уроженец Днепропетровска Александр Турчинов. Недавно он заявил, что считает возрождение ракетного потенциала Украины одним из главных приоритетов своего ведомства, добавив, что речь идет как о мирном космосе, так и о развитии военных технологий, и отдельно упомянул производимые "Южмашем" ракеты-носители "Зенит".
Процессы интеграции в авиационной отрасли идут как минимум с 2013 г., когда госавиаконцерну "Антонов" были переданы имущественные комплексы Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) и "Завода 410 гражданской авиации". Однако в нынешнем году все активы авиаконцерна из ведения Минэкономразвития были переданы госкорпорации "Укроборонпром". С задачей увеличения производства самолетов и комплектующих для них "Укроборонпрому" удастся справиться не раньше, чем завершится процесс перманентного банкротства харьковского предприятия, который тянется на протяжении последних лет. Основной долг ХГАПП сформирован семью сериями облигаций на общую сумму 1,62 млрд грн., выпущенных в начале 2009 г., покупателями которых стали украинские банки.
Разобраться с долгами и имуществом предприятия должна инвентаризация, начатая после его передачи "Укроборонпрому". О ее результатах пока не сообщается. Но совершенно ясно, что авиаобъединению не избежать неминуемой распродажи непрофильных активов в ходе реструктуризации. Она может затронуть не только завод продтоваров в Барвенково или Конотопский механический завод, но и авиатехнологический завод в Чугуеве, авиаремонтный завод "ТОРА" в Харькове, не говоря уже о более мелких подразделениях. Как заявили в "Укроборонпроме", в будущем на ХГАПП планируют наладить производство композитных деталей для самолетов производства ГП "Антонов" вместо тех, что поступали из России.
На этом фоне меньше всего беспокойства вызывает судьба флагмана авиационной отрасли Украины, уже упомянутого ГП "Антонов". По итогам 2014 г. предприятие имело чистый доход более 3,3 млрд грн., завершив год с чистой прибылью 39 млн грн. В нынешнем году "Антонов" подписал контракт о намерениях совместного производства с Центром научных исследований и технологий имени короля Абдулазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology, Саудовская Аравия) до 80 самолетов новой модификации Ан-132. Права на разработку будут принадлежать аравийцам, и именно на их территории разместится основное производство. Однако часть самолетов будет выпущена в Украине. Кроме того, наши предприятия будут комплектовать эти самолеты широкой номенклатурой изделий и агрегатов. Для их производства, скорее всего, понадобятся новые мощности, которые можно создавать на базе существующих предприятий путем создания СП со стороной заказчика.
Пожалуй, самой "болезненной" потерей "Антонова" в ходе реструктуризации может стать выделение из него непрофильного актива - филиала "Антонов-агро", занимающегося разведением свиней в селе Круглик.
"Укрзалізниця", по сути, всегда была государством в государстве. На это указывал тот факт, что в ее рамках совмещались и регуляторные функции, и хозяйственная деятельность. Реформа железнодорожного монополиста была начата в 2014 г., но пришла к завершению только к началу зимы 2015 г. 1 декабря железная дорога была корпоратизирована - в этот день было официально зарегистрировано публичное ПАО "Українська залізниця".
Тяжелее шел процесс выбора нового руководителя, без которого компания проработала около года. "Укрзалізниця" стала первой компанией, где сработал конкурсный отбор. Хоть и не с первой попытки, но в июле Кабмин назначил руководителем железнодорожника Александра Завгороднего. А осенью был утвержден состав набсовета и ревизионной комиссии. По новым правилам, разработанным в Кабмине, теперь контракты с членами правления крупных компаний будут утверждаться набсоветом. При этом до половины его состава будут независимые члены (не чиновники). "После этого корпоратизация в процедурном смысле считайте будет завершена", - отметил на днях глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский.
В самом министерстве декларируют, что создание ПАО "Українська залізниця" является лишь частью первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. С 2016 г. стартует второй этап, на котором планируется сформировать вертикально интегрированную систему управления в новосозданной компании и обеспечить "свободное ценообразование в конкурентных секторах рынка транспортных услуг". А уже с 2020 г. начнется третий, "золотой" этап, на котором чиновники хотят окончательно ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, что позволит железнодорожному монополисту работать прибыльно. Пока же компания остается одной из самых убыточных в стране: за прошлый год она ушла в минус более чем на 15 млрд грн.
В отличие от железнодорожников процесс корпоратизации национального почтового оператора только начался. В нем "Укрпочта" следует примеру "Укрзалізниці". Приказ о реорганизации госпредприятия в публичное акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать государству, Пивоварский подписал 11 ноября. Там также сейчас пытаются выбрать нового руководителя на конкурсе, и этот процесс идет достаточно тяжело. Пока же ГП управляет Игорь Ткачук, некоторые считают его креатурой Владимира Гройсмана и одним из фаворитов на победу в конкурсе на должность главы компании. Недавно он заявил, что корпоратизация является одним из ключевых инструментов для вывода госкомпании на качественно новый уровень. "Получение нового юридического статуса позволит создать на предприятии возможности для привлечения стратегических инвесторов и значительных объемов инвестиций в высокотехнологические проекты", - заявил Ткачук.
Еще одна стратегическая задача, перенесенная уже на 2016 г., - сделать из "Укрпочты" почтовый банк. Эта практика неплохо зарекомендовала себя в Европе, где традиционные государственные почтовые операторы столкнулись с аналогичным внутренним кризисом. Впрочем, как эти радужные планы будут выглядеть на практике, пока неизвестно. А неповоротливая госкомпания тем временем неуклонно теряет долю на профильном рынке. Сейчас она оценивается на уровне 35%, тогда как ближайший конкурент - "Новая почта" - уже подмял под себя более 20% рынка почтовых услуг.
Называть еще одного агропромышленного монстра - Государственную продовольственно-зерновую корпорацию - эффективно работающей компанией также весьма сложно, учитывая, какие финансовые показатели демонстрирует эта структура. За время своего существования (она была создана по решению правительства в сентябре 2010 г.) ГПЗКУ получила убытки на общую сумму почти 6 млрд грн. Но если черпать информацию о госкомпании исключительно с ее сайта, создается впечатление, что такую прогрессивную и успешную структуру, как она, нужно еще поискать - там только победные реляции. Впрочем, подобная тональность в сообщениях ГПЗКУ была и в 2013-2014 гг., когда из нее, по неофициальным оценкам, было фактически украдено более 5 млрд грн.
Что может предусматривать план стратегического развития корпорации? И руководство Министерства аграрной политики и продовольствия, и нынешний глава ГПЗКУ Борис Приходько в один голос твердят, что выступают за ее скорейшую приватизацию. "То, что мы являемся госкомпанией, делает нас очень уязвимыми из-за политической конъюнктуры, бюрократии и повышенного интереса со стороны разных групп. Мы не настолько эффективны, как хотелось бы", - пожаловался недавно Приходько. Добавив, что чем быстрее ГПЗКУ попадет в частные руки, тем эффективнее будет работать.
По данным источников "ДС", стратегический план развития компании предусматривает: если она пойдет на продажу, то предстанет перед инвесторами в нынешнем виде. Ранее выдвигались предположения о том, что корпорацию могут разделить на части с выделением в отдельные структуры активов по производству муки или комбикорма, а также элеваторные мощности. Однако кураторы ГПЗКУ считают, что этого не должно произойти, поскольку ценность компании заключается именно в ее вертикальной интеграции. Что же касается фаворита грядущей приватизации, то в корпорации не скрывают, что хотели бы видеть в роли владельцев бизнесменов из Поднебесной. Это неудивительно, учитывая, что именно китайцы в лице Экспортно-импортного банка КНР контролируют сейчас львиную долю кредиторской задолженности ГПЗКУ на астрономическую сумму 32 млрд грн., а уже упомянутая ССЕС является главным торговым партнером госкорпорации.
Украинский монополист по выпуску спирта "Укрспирт" давно снискал славу одной из самых коррумпированных и непрозрачных государственных компаний в стране. Почти весь 2015 г. спиртовым монополистом руководил Роман Иванюк (официально начал исполнять обязанности генерального директора предприятия с января этого года). Он не раз говорил он том, что его главной задачей является проведение предприватизационной подготовки "Укрспирта" (ранее Иванюк курировал инвестиционный банкинг в компании "Конкорд Капитал" Игоря Мазепы). В начале декабря текущего года Иванюк сказал, что этот процесс "почти завершен" и дело осталось за малым - свое слово должен сказать парламент, одобрив приватизацию ГП. Но на прошлой неделе стало известно, что Иванюк внезапно подал в отставку, отозвав свою заявку с конкурса на занятие должности руководителя "Укрспирта". Причиной этого якобы стала неурегулированность вопроса с приватизацией компании, которая если и произойдет, то, вполне возможно, по отдельному закону и с учетом отдельной стратегии.
О ее разработке в недрах МинАПК ранее заявил сам Иванюк, сообщив, что рассматривается вариант дробления активов "Укрспирта" на некие кластеры, в которые будут входить по четыре-пять заводов. Он также оценил примерную стоимость каждого такого кластера в $40 млн, а стоимость ГП в целом на уровне $300 млн. Данный сценарий вполне мог бы устроить главных лоббистов приватизации госкомпании - владельцев водочных активов, которые давно мечтают об избавлении от спиртового монополиста. Впрочем, существует и второй сценарий - превращение "Укрспирта" в публичное акционерное общество и передача 49% его акций международным финансовым инвесторам с сохранением контрольного пакета в государственной собственности. Незадолго до увольнения Иванюк говорил, что этот вариант сохранения в стране спиртовой монополии с частным капиталом в последнее время стал "все более обсуждаемым". Впрочем, весьма сомнительно, что его удастся реализовать на практике - хотя бы потому, что международные инвесторы и так в большинстве своем не рискуют вкладывать в Украину на фоне отсутствия реальной борьбы с коррупцией в стране. И что может заставить тот же IFC или EBRD стать акционером компании с таким шлейфом скандалов, как "Укрспирт", трудно даже представить.