Проблема выбора. Почему ВВС Украины нужно уже сейчас начинать закупки боевых самолетов
Программа модернизации собственными силами не позволяет ни кардинально улучшить боевую эффективность, ни продлить ресурс планера. А полного цикла производства ни боевых самолетов, ни вертолетов нет. Есть производство транспортных самолетов - и фактически все.
Даже для вертолетов Ми-8 нет производства корпуса. Сейчас мы наблюдаем попытки наладить производства корпусов и комплектующих для легкого многоцелевого Ми-2 (в варианте МСБ-2 "Надія"), но оно продвигается крайне неспешно, и не факт, что на выходе получим полноценную машину. Разнообразные проекты на замену Ми-8 типа "Атаман" всерьез пока даже не стоит рассматривать - нет технологического задела для каких-то реальных рассуждений по теме.
С боевой авиацией ситуация еще хуже. Ныне на вооружении Воздушных сил состоит четыре основных типа самолетов: штурмовики Су-25, легкие фронтовые истребители МиГ-29, перехватчики Су-27 и фронтовые бомбардировщики Су-24. В среднесрочной перспективе только Су-24 и Су-27 имеют хоть какие-то шансы остаться в строю - их изначальный ресурс конструкции был гораздо больше, чем МиГ-29 и Су-25.
Вполне очевидно, что нашим Воздушным силам уже буквально "завтра" - в ближайшие 5-10 лет точно - понадобится полноценный самолет поля боя - максимально универсальный, доступный для летчика средней квалификации и самое главное - дешевый.
А вот какой именно и за какие деньги, ведется активная дискуссия последние года три точно. Есть несколько точек зрения, но очевидно одно - от машин советского производства волей-неволей придется отказываться в пользу западных образцов.
Во-первых, потому что Россия нам новые модификации МиГов или Су просто не продаст. Хотя соблазн решить проблему таким простым способом у некоторых генералов в Генштабе есть, особенно в последнее время.
Плюсы, конечно, есть - не надо особо переучивать летчиков, подготовка новых идет по старым советским лекалам под советские же машины (ее не надо будет ломать), не надо будет думать над полной модернизацией по стандартам НАТО наших аэродромов. Это все хорошо и отлично, если только оставить за скобками оккупированный Крым, треть Донбасса и десятки тысяч погибших и раненых в войне с той же Россией.
Поэтому вся дискуссия идет только вокруг того какой именно самолет надо покупать (или брать в лизинг). Буквально до недавнего брифинга представителя департамента военно-технической политики, развития вооружения и военной техники Министерства обороны Украины полковника Владислава Шостака лично для меня выбор военных был очевиден.
Неоднократно из уст командующего Воздушными силами, на многочисленных научных конференциях, посвященных проблемам армии, из уст людей в погонах звучал только один приемлемый вариант - шведский JAS 39 Gripen. При этом говорилось о том, что машина имеет крайне привлекательные финансовые показатели, такие как, например, стоимость летного часа.
Да и шведская компания СААБ ведет крайне агрессивную политику по продвижению своей машины, предлагая самые разные варианты оплаты, в том числе лизинг. Мало того, машина довольно-таки удачно эксплуатируется нашими соседями в Восточной Европе, которые тоже пересаживались с советских машин. Речь идет о Венгрии, Чехии и Хорватии.
Мало того, "швед" вполне себе конкурентен по сравнению с аналогичными машинами "вероятного противника". Так, например, во время китайско-тайских маневров были проведены имитационные бои между тайскими истребителями JAS-39C/D Gripen и китайскими Cу-27SK (экспортная модификация одной из российских модификаций советского Су-27).
Так вот, за четыре дня боев летчикам "Грипена" в условиях столкновения на дистанции, большей, чем визуальная, удалось достичь 41 "эффективного поражения" противника, а китайским летчикам - только девяти. Во время имитационных боев на расстоянии 50 км и больше "Грипены" одержали 10 побед, Су-27 - ни одной. Более чем показательные результаты.
И вот в феврале 2020 г. из уст официального чиновника Министерства обороны появляется информация, что планируется закупить для нужд Воздушных сил Украины американские F-16. Причем указывается более чем странная модификация - двухместный Block 62, одноместный имеет другое обозначение - Block 60. По всей видимости, на каком-то этапе произошла досадная ошибка, и чиновник имел в виду все-таки одноместный истребитель.
Это реально самая современная модификация знаменитого F-16, но созданная по заказу Объединенных Арабских Эмиратов и никуда, кроме этой страны, не поставляющаяся. По своим характеристикам эти машины превосходят даже машины поколения 4+ типа "Рафаль", "Тайфун" и все российские модификации МиГ-29.
Но почему речь стала идти именно об этой модификации и сколько она будет стоить? Наши ближайшие соседи, которые могут позволить тратить на оборону гораздо большие средства, ограничились более скромными модификациями. Так, поляки летают на F-16C Block 52+, Румыния вообще ограничилась закупкой бэушных машин F-16AM и ВМ Block 15 из резерва ВВС США и бывших португальских.
Правда, Словакия и Болгария нацелились на более современные Block 70/72. Но цена на такие новые машины просто зашкаливает - восемь машин и сопутствующее оборудование обходится в $1,673 млрд. Стоимость одного комплекта можете прикинуть сами. И умножить ее минимум на шесть - именно о партии в 48 машин стоит вести речь, за меньше не стоит даже начинать весь процесс. А к этой сумме стоит прибавить полное переоборудование аэродромов, закупку расходников типа бомб и управляемых ракет, та даже элементарных снарядов для бортовых пушек.
И только после вывода просто огромной суммы для нашего, скажем прямо, небогатого военного бюджета должно начаться понимание, что это программа не на один год. И начинать закладывать ассигнования надо уже сейчас, а лучше еще вчера.
То есть, вполне очевидно, что нужно прекратить бесполезные дискуссии, сесть и посчитать, какой именно самолет нам обойдется дешевле (с учетом эксплуатационных расходов), и начинать что-то делать. Вполне может оказаться, что на первых порах нам придется обойтись и машинами, бывшими в употреблении.
Но в любом случае для запуска процесса перевооружения Воздушных сил требуется два немаловажных фактора. Во-первых, понимание как внутри страны, так и наших западных партнеров, что Украина движется в своем развитии именно в европейском направлении. И вектор нашей внешней политики резко не изменится после очередных президентских выборов.
И второе - желание командования довести процесс до конца. Ведь очевидно, что начало процесса перевооружения на западные образцы натолкнется на яростное сопротивление "снизу". Ведь вместе со списыванием советской техники в запас надо будет отправить большую часть летчиков и техников советской закалки - ввиду возраста переучивать их просто нет смысла.