• USD 41.5
  • EUR 43.7
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Призывники и резервисты. Когда ВСУ придется перейти на швейцарский метод комплектования

Наши вооруженные силы, которые уже пятый год ведут боевые действия на Донбассе, испытывают целый ряд проблем
Реклама на dsnews.ua

Часть из них досталась "в нагрузку" от прошлого, в котором было полное пренебрежение проблемами безопасности, жажда быстрой наживы, которая толкала на массовую продажу оружия и боеприпасов за рубеж и многое другое. Но часть проблем появилась уже в годы войны.

И одной из таких проблем является нехватка личного состава в подразделениях первой линии. Об этом очень любят говорить те, кого в украинском обществе принято называть "зрадофилами", педалируют эту тему и в российских СМИ. Насколько это соответствует действительности попытаемся разобраться.

Стоит сказать, что тема может быть освещена только на уровне оценочных суждений. Так как сведения о личном составе являются если не военной тайной, то уж точно "для служебного пользования". Однако буквально на днях в сети появились кое-какие цифры, вброшенные от имени пользователя под ником "Реалист армейский". Учитывая его предыдущие публикации, можно сказать, что человек имеет отношение к военной службе, и поэтому к его цифрам стоит отнестись внимательно.

Итак, по его данным, с января по октябрь из ВСУ уволилось почти 23 тыс. военнослужащих, из которых 3 200 офицеров (из них 900 - по состоянию здоровья). А всего, по данным кадровиков, еще до конца года планируют уволиться 8 800 солдат и офицеров. Таким образом, можно предположить, что за 2018 г. уволятся 31 800 человек (причем в прошлом году эта цифра составляла 27 тыс.).

Таким образом, если оперировать официальными цифрами численности в 250 тыс. человек, то окажется, что текучесть кадров на уровне 12%, но если учесть, что общая цифра несколько преувеличена, то можно предположить, что примерно 15-20%. С одной стороны, это немного, с другой стороны - уходят подготовленные военные зачастую с опытом боевых действий. А приходят, как правило, люди без военной подготовки. И для получения ими военной специальности приходится отвлекать так необходимые ресурсы. Да и время тоже дает о себе знать.

Но есть и другие цифры - опять-таки с этого не совсем официального источника. Итак, за тот же период январь-октябрь армия пополнилась 3 793 офицерами и 27 707 солдатами и сержантами контрактной службы. Всего 31 500 человек.

И это без учета призыва. Что же касается призывников, то тут наблюдаются огромные проблемы. Так, во время брифинга 5 ноября военный комиссар Киевского военного комиссариата полковник Сергей Клявлин заявил, что по состоянию на начало ноября призвано менее 40% призывников, а на призывные участки не явились 23 424 мужчины. Местные интернет-ресурсы практически всех областей пестрят сообщениями о том, что к делу розыска призывников привлечены подразделения Национальной полиции. А в целом из планировавшихся на осень 9 тыс. призывников на начало ноября было призвано только 5 тыс. И это очень печальная статистика.

Реклама на dsnews.ua

И еще. К сожалению, от призывной системы в условиях военного противостояния с противником, у которого людские ресурсы в несколько раз превосходят наши, отказаться на данный момент нельзя. И хотя призывники не отправляются воевать на Донбассе, тем не менее они перекрывают многочисленные потребности армейской группировки в тылу. Ведь устойчивость любой армии во многом определяется надежным хорошо функционирующим тылом.

Серьезным выходом в нашем случае может быть повышение престижности военной службы по контракту, путем увеличения денежного довольствия, создания достойных условий службы. Как видится, наше военно-политическое руководство это понимает, но нужно время. Уже сейчас в условиях войны запущена масштабная программа строительства казарм улучшенного типа, кардинально изменилась система питания.

Из среднесрочных шагов стоит отметить начало формирования системы войскового резерва. Военнообязанные граждане, которые имеют опыт боевых действий (прежде всего это люди, прошедшие службу в шести волнах мобилизации 2014-2015 гг.) зачисляются в оперативный резерв. И при каждом оперативном командовании создаются мотопехотные (а кое-где и танковые) бригады кадрированного состава.

Из солдат, сержантов и офицеров в возрасте от 20 до 35 лет, которые прошли срочную службу, но по разным причинам не попали в свое время под мобилизацию, формируются отдельные батальоны территориальной обороны.

И наконец, из граждан призывного возраста от 35 до 55 лет, которые либо прошли срочную службу, либо изъявили желание служить в резерве второй линии, создаются (прежде всего в приграничных областях) бригады территориальной обороны.

Причем это достаточно серьезные цифры. Так, по словам заместителя министра обороны Украины генерал-лейтенанта Игоря Павловского, по состоянию на начало ноября только резервистов оперативного резерва первой очереди в Украине 178 тыс. человек (фактически вторая армия). И самое главное, как показали последние по времени учения, - их есть во что одеть, обуть и чем вооружить.

Однако стоит отметить, что в дальнейшем нам, возможно, придется перейти к швейцарской системе комплектования армии, когда оружие и боеприпасы хранятся дома у резервистов. А армия небольшая, но хорошо подготовленная и вооруженная. Больше нам ничего не остается - северный сосед никуда не денется, как показали последние события, есть разнообразные претензии к нам и у соседей с запада. И еще рано или поздно "выстрелит" экономический фактор - после окончания войны на Донбассе и деокуппации Крыма наша экономика просто не сможет содержать такую большую армию, как она есть сейчас. Все-таки стоит признать, что сейчас экономика работает на пределе своих возможностей, и этого хватает в основном только на обеспечение потребностей группировки на Донбассе. И только немного - на дальнейшее развитие.

    Реклама на dsnews.ua