Приласкать недовольных. Как Зе-команда хочет "оседлать" военных волонтеров
Благие намерения
Все началось со встречи в Офисе президента, которая была посвящена презентации идеи Национального альянса волонтеров при главе государства. К президенту пришли некоторые военные волонтеры, волонтеры, которые занимаются проблемами детей-сирот, детей с инвалидностью, одиноких пожилых людей, образовательными и экологическими вопросами, и другие - в общем, достаточно широкий круг.
Советник заместителя руководителя Офиса президента Максим Кречетов сразу же анонсировал, что новая структура будет состоять из многих секций - по направлениям деятельности, и приглашать для сотрудничества будут представителей центральных органов власти, народных депутатов и всех, от кого зависит решение той или иной проблемы.
Не откладывая в длинный ящик, волонтеры назначили своим координатором Наталью Пушкареву, а секретарем - Ольгу Башей. Первая кратко обозначила основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться украинским волонтерам в своей деятельности, среди которых и несогласованности в законах, и плохая координация между самими волонтерами, привлеченными к решению одних и тех же задач, и, вероятно, главная проблема добровольных помощников - элементарное непонимание и неприятие со стороны органов власти.
По укоренившейся традиции перенимать все западные решения, тенденции и идеи, в пример нашим волонтерам привели Европу, некоторые страны которой, мол, возлагают решение некоторых экономических вопросов на волонтеров и меценатов, которые одновременно играют роль локомотива позитивных общественных изменений.
К западным "веяниям", правда, решили добавить поддержку волонтерского движения со стороны государства, что, по мнению Пушкаревой, может стать одним из факторов экономического роста в стране. Каким именно образом волонтеры помогут росту экономики, а тем более зачем им государственная "опека" - непонятно.
В задекларированных целях создания Национального альянса волонтеров, среди которых - координация волонтерских инициатив, популяризация волонтерства в Украине, внесение изменений в действующее законодательство и повышение общественного статуса волонтера, как будто нет ничего крамольного, но это лишь на первый взгляд. Чего же на самом деле хотят добиться в Офисе президента созданием новой структуры и как на это смотрят сами волонтеры?
Заглушить голос несогласных
Во-первых, заслуживает внимания - кто, собственно, возглавит новую структуру со стороны волонтеров. Первые же результаты поиска говорят о том, что Пушкарева - бывший советник министра обороны Степана Полторака, до этого работала помощником народного депутата IV созыва Александра Биловола, который был главным санитарным врачом Украины и занимал должность председателя правления ГАК "Лекарства Украины" - структуры, с которой во времена разных министров здравоохранения было связано довольно много скандалов. Кроме того, Пушкарева - бизнесвумен, основатель фирмы "Медика проджект интернэшнл Украина" и компании "Дженерал Проджектс".
О ее деятельности на посту советника министра неизвестно практически ничего, да и в целом в волонтерском сообществе г-жа Пушкарева не очень на слуху. Не имея должного авторитета в этом специфическом кругу и нужного опыта в разработке законодательных и подзаконных актов, сложно представить, как она сможет заниматься "координацией с государственными органами, созданием рабочих групп по актуальным проблемным направлениям, мониторингом и анализом эффективности реализации волонтерских инициатив", а тем более совершенствованием законодательства в сфере развития и популяризации волонтерского движения.
Во-вторых, Офис президента явно не просто так организовал совет волонтеров, которые помогают всем, условно говоря, от детей-сирот до бездомных животных. Дело в том, что в нашей стране в последние пять лет волонтерство в первую очередь ассоциируется с помощью армии и войной на Донбассе. В окружении Зеленского тему войны стараются отодвинуть на задний план, выпячивая свое миротворчество и все, что с ним связано. Именно в такой логике построен и созданный альянс волонтеров, в котором военные волонтеры, по сути, теряются на фоне помощи всем общественным слоям. Таким образом, власть явно пытается нивелировать влияние армейских волонтеров, настроенных весьма недружественно к Зеленскому и нынешней власти вообще.
В-третьих, до сих пор практически ни один из известных волонтеров, среди которых есть и лидеры мнений, не заявил о своем участии в мероприятии. Из-за этого создается впечатление, что у президента позвали на заседание лишь тех, в чьей лояльности были точно уверены, а среди таковых, видимо, нет никого из звезд первой величины, которым, как известно, доверяют украинцы. Что же касается тех, кто решил поприсутствовать на чаепитии с главой государства, то их, вероятно, устроят те условия сотрудничества с властью, которые были ею предложены.
Из всего вышеописанного постепенно складывается вполне определенная картина. Судя по всему, в окружении Зеленского решили определенным образом "приручить" большую и разнообразную группу волонтеров, специально "растворив" в ней тех, кто помогал армии в последние пять лет. Выдвинув на первые роли и подсветив должным образом малоизвестных деятелей, жаждущих признания, денег, славы (каждому - свое), у президента получат возможность заявлять, что "правильные" волонтеры, дескать, работают с новой властью и помогают ей "сшивать" страну. Что же касается тех, кто с самого начала не поддерживал Зе-команду, их в уже не раз опробованном стиле можно назвать неконструктивными бунтарями и порохоботами, которые "мешают жить". Впрочем, такое в нашей истории уже было, причем совсем недавно, и такие параллели заставляют глубоко усомниться в чистых "волонтерских" намерениях Зе-команды...