Предатели или граждане. Что делать Украине с бухгалтершами чумиковыми из ОРДЛО
На этой неделе пропагандистские СМИ "ЛНР" поведали о неприятности, случившейся с малоприметной луганской дамой Юлией Чумиковой, решившей на "оккупированной хунтой территории" оформить "хунтовский" загранпаспорт. Свой паспорт Чумикова успешно получила. К тому, что "гражданка молодой республики" не отказывается от украинских документов, у элэнэровского "МГБ" вопросов, похоже, нет - подобное отсутствие народнореспубликанского патриотизма - вещь по ту сторону линии разграничения привычная и даже поощряемая местными "властями".
Проблема у Чумиковой возникла несколько иная - процедура получения загранпаспорта в ее случае сопровождалась, как она утверждает, незаконным более чем шестичасовым допросом в "застенках" СБУ. Дело в том, что гражданка Чумикова занимает должность главного бухгалтера на главном "государственном" телеканале "молодой республики" - "Телерадиовещательной компании ЛНР" и по такому случаю даже фигурирует на сайте "Миротворец" в качестве соучастника организации антиукраинской пропаганды.
Казалось бы, СБУ должна была кинуть Чумикову в одну из своих секретных тюрем с пыточными камерами, где бы незадачливая бухгалтерша провела свои последние дни, но все произошло куда менее драматично. СбУ, якобы, долго интересовалась нынешним руководством телекомпании, и, получив интересующую информацию, отправила Чумикову на все четыре стороны. Даже загранпаспорт не конфисковали...
Таким образом, гражданка Чумикова может и дальше спокойно жить и работать в "ЛНР" и даже ездить в случае надобности на неоккупированную территорию Украины. Если, конечно, оккупационные органы не решат, что СБУ завербовала бухгалтершу для совершения разведдеятельности и диверсий.
Однако далеко не все украинские граждане, узнав о злоключениях бухгалтерши, оказались к ней столь снисходительны, как служба безопасности страны. По мнению многих, работа на пропагандистском телеканале в оккупации, пусть и в должности бухгалтера, достаточное основание для того, чтобы отправиться в места не столь отдаленные. Ну, а то, что никаких формальных оснований для ареста сепаратистской бухгалтерши нет - это явная законодательная недоработка, которую нужно срочно устранить.
К слову сказать, судя по страничкам в соцсетях, Юлия Чумикова - это обычная луганская обывательница, не без ваты в голове, разумеется, но в Киеве спокойно живут и работают, в том числе и на пользу агрессору, куда более ватные и опасные граждане, чем луганская бухгалтерша. Чумикова в 2014 году даже искала работу в Киеве, но видимо что-то у нее не срослось.
Нас же во всей этой истории беспокоит не личная судьба Чумиковой, а то что подобных ей людей на оккупированных и неоккупированных территориях очень много, и у нас нет четкого понимания кто они - предатели, которых нужно карать, или жертвы обстоятельств, которых нужно понять, простить и поддержать. Ведь на пропагандистских каналах работают не только откровенные враги-пропагандисты, но и разного рода технический персонал от электриков до уборщиц и все они, с одной стороны, причастны и несут свою долю вины за антиукраинскую агитацию, а с другой - для них это просто работа, и часто единственно возможная, как они сами считают.
Но есть не только пропагандистские СМИ, но и школы с учителями, воспитывающими в детях ненависть к Украине, и больницы, где врачи возвращают в строй раненных "ополченцев" и коммунальные службы, организующие в том числе и военную логистику для оккупантов.
В то же время, нельзя не отметить, что большинство из тех, кто хотел выехать из оккупированных территорий, выехали и худо-бедно устроились в разных регионах Украины. Считать ли тогда всех неуехавших врагами по умолчанию, заслуживающих справедливого возмездия? И считать ли "сепарами" тех, кто остался в оккупации, не из идейных соображений, а побоявшись в первую очередь неизбежной бытовой неустроенности и материальных трудностей на "большой земле"?
Но с другой стороны, возникает вопрос, а все ли возможное сделало государство, чтобы помочь тем, кто не захотел жить в оккупации и должно ли вообще государство что-то для этих людей делать?
Однозначного ответа на эти вопросы за три года войны так и не появилось, и четко отделить пострадавших соотечественников от предателей, наверное, не получится уже никогда. Тем не менее, выработать некоторые критерии, в том числе и в юридической плоскости, все же необходимо. Ведь критерий "брал в руки оружие - не брал", которым пользуются наши правоохранители сейчас, однозначно не может быть удовлетворительным. В "гибридной", как, собственно, и в любой другой войне, воюют ведь не только оружием...