"Проблема Залужного" решена? Что теперь будут делать президент и бывший главком ВСУ
Решение Владимира Зеленского об отставке Валерия Залужного — прежде всего политическое. Мало сказать, что оно будет иметь политические последствия. Оно радикально изменило всю политическую ситуацию в Украине
Без предохранителя и громоотвода
Британская The Times, комментируя замену главнокомандующего ВСУ, рассказала о причинах этого решения, которые озвучил министр обороны Украины Рустем Умеров заместителю госсекретаря США по политическим вопросам Виктории Нуланд. Разговор состоялся в Киеве 31 января. Как утверждают источники газеты, Умеров сообщил Нуланд, что генерал скептически относился к приказам и публичным заявлениям Зеленского, считая их нереалистичными.
О том, что между Залужным и Зеленским существуют серьезные разногласия, известно давно. И их публично признала Банковая еще три месяца назад, когда подвергла критике статью Залужного в The Economist.
Фактически столкнулись два представления о реальности. Зеленский требовал от Залужного гораздо больших успехов на фронте, тогда как генерал требовал больше людей. В подтверждение напомним два примера.
Первый четкий признак разногласий появился еще в июне 2023 г., когда Зеленский проигнорировал принятый парламентом в двух чтениях правительственный законопроект №9281. Этот закон снизил с 27 до 25 лет возраст, по достижении которого мужчины не подлежат призыву на срочную службу и соответственно подлежат мобилизации. Законопроект был разработан Министерством обороны по инициативе Залужного. Верховная Рада приняла закон 30 мая конституционным большинством (304 голоса за), спикер Руслан Стефанчук подписал его 5 июня и направил на подпись Зеленскому, где он и лежит уже восемь месяцев без движения: ни подписи, ни вето.
О втором примере сообщил в конце октября после очередной поездки в Украину корреспондент американского журнала Time Саймон Шустер, который тогда дописывал свою книгу о Зеленском "Шоумен". По его словам, "старший военный офицер" рассказал ему, что "в начале октября политическое руководство в Киеве потребовало проведения операции по "возвращению" Горловки". Ответ пришел в виде вопроса: чем? "У них нет ни людей, ни оружия, — говорит офицер. — Где оружие? Где артиллерия? Где новобранцы?"
Итак, Залужный смел перечить Зеленскому, был непослушным и неудобным. Потому и уволен. И теперь у Зеленского нет предохранителя, способного предостеречь его от недостаточно адекватных решений. Более того, уволив Залужного именно за стратегические разногласия, Зеленский тем самым четко дал понять, что ему нужны послушные исполнители его пожеланий. И есть опасность, что уже никто ему больше перечить не будет.
Сейчас Зеленский старается внушить всем оптимизм. "Мы должны сделать именно этот год решающим для достижения украинских целей в войне", — заявил он, поясняя свое решение о замене главнокомандующего ВСУ. И тут же сформулировал для нового военного руководства список из восьми задач на "ближайшее время".
Так что теперь у Зеленского нет громоотвода, на который можно было бы повесить неудачи на фронте. Неудачи 2023 года повешены на Залужного. "Ощущение стагнации именно на южных направлениях и сложности в боях на Донбассе повлияли на общественное настроение", — констатировал Зеленский. То есть он сменил Залужного именно для того, чтобы вместо стагнации и сложностей были победы. И теперь народ будет ждать от Зеленского серьезных успехов на фронте.
Конечно, шансы на новые победы есть. Во-первых, нет никаких оснований сомневаться в высоком профессионализме нового военного руководства. Во-вторых, нашу армию должна усилить новая волна мобилизации. В-третьих, западные партнеры могут ускорить поставки нам вооружений и снарядов. В-четвертых, враг регулярно делает ошибки и допускает просчеты. И все это, вместе взятое, может дать кумулятивный эффект.
Однако все эти шансы имелись бы и без замены Залужного. Разница в том, что Залужный не обещает быстрых побед там, где и когда он их не видит. А Зеленский считает, что для победы нужно больше в нее верить. "Украинцы стали реже говорить о победе. Но украинский дух не утратил веру в победу", — прокомментировал он свое решение заменить Залужного.
Можно предположить, что теперь будет больше рискованных военных операций. И это повышает вероятность не только побед, но и неудач. Ответственность и за победы, и за неудачи теперь будет лежать в первую очередь на верховном главнокомандующем ВСУ — Владимире Зеленском, а не на сменщике Валерия Залужного Александре Сырском.
То же самое касается и мобилизации. Каким будет конечный вариант закона о мобилизации? Сколько сотен тысяч человек будет мобилизовано в 2024 году? Будут ли весной 2025 года уволены в запас те, кто воюет с первых дней большой войны? Ответы на все эти вопросы будут зависеть исключительно от Зеленского. И ответственность будет лежать на нем же, ее уже нельзя будет переложить на Залужного.
Три пути Залужного
Конечно, всех интересует, что теперь будет делать Залужный. О том, что готовится его отставка, он знал давно, и у него было достаточно времени для подготовки планов на будущее. Другое дело, что вряд ли он собирается прямо сейчас раскрывать все свои замыслы на 2024 год — даже если их потребует Марьяна Безуглая.
Но мы можем предположить три варианта, между которыми выбирает бывший главнокомандующий ВСУ. Первый путь — это тот, который ему предлагает Зеленский: остаться в его команде. "Я предложил генералу Залужному быть и дальше вместе в команде Украинского государства. Буду благодарен за его согласие", — сообщил Зеленский украинцам 8 февраля. На следующий день появился указ Зеленского, датированный предыдущим днем (8 февраля), о присвоении генералу Залужному звания Герой Украины.
Насколько известно, Залужный дважды отказал Банковой. Во-первых, он отказался написать заявление по собственному желанию, хотя Банковая хотела представить ситуацию так, словно Залужный сам подал в отставку, а Зеленский был вынужден удовлетворить его прошение. Во-вторых, Залужный отказался соглашаться на какие-либо почетные посты (в СНБО, послом в Великобритании, советником президента). Тем не менее, этот путь — остаться в команде Зеленского — остается перед Залужным открытым.
Второй путь — отойти от больших дел и заняться своими личными заботами. Об этом пути рассказала накануне отставки "Украинская правда". По ее данным, Залужный объявил своему ближайшему окружению, что в случае отставки намерен заняться своим здоровьем и, возможно, начать преподавательскую деятельность.
Тут нужно отметить одно важное обстоятельство. Пока генерал Залужный остается на военной службе, он не может активно заниматься политикой. Но та же Марьяна Безуглая рассказала 29 января, что "генерал шантажирует, что в случае отставки не останется в ВСУ, а уволится через военно-врачебную комиссию". Так что намерение заняться своим здоровьем не обязательно означает желание отойти от больших дел. Наоборот, это может быть подготовка к новым большим делам.
Третий путь — это общественно-политическая деятельность. В феврале Залужный провел несколько примечательных встреч. Например, в офисе меджлиса крымско-татарского народа он обсудил будущее Крыма, а с предстоятелем УПЦ Епифанием обсудил развитие института военного капелланства. Эти встречи не имели бы смысла, если бы у Залужного не было политического будущего.
Также интересна встреча с генерал-майором запаса ВСУ, бывшим заместителем секретаря СНБО (в 2019-2020 гг.) Сергеем Кривоносом. "Вчера встретились. Пообщались. Как мог, поддержал. Держись, господин Главнокомандующий! Сложно, власть имущие манипулируют и обманывают. Свое бездействие хотят перебросить на военных", — сообщил Кривонос 2 февраля.
Быть может, Залужный всего лишь готовится к защите от возможных уголовных преследований. Или же сам собирается "выйти на охоту" и сейчас "точит когти". Что он выберет — это зависит и от поведения власти, и от реакции общества, и от настроений в среде военных.
Страница истории уже перевернута. А что будет на новой странице — каждый может попытаться угадать сам.