Преступления без срока давности. Как сделать, чтобы Россию осудили за геноцид украинцев Донбасса
Обстоятельно о решении Европейского суда по правам человека по делу "Дрелингас против Литвы" рассказал в статье на "Европейской правде" доцент Института международных отношений КНУ им. Т. Г. Шевченко Николай Гнатовский. Остановимся на основных моментах.
В 2015 г. гражданина Литвы Станиславаса Дрелингаса признали виновным в пособничестве в преступлении геноцида в связи с его причастностью к операции, в результате которой в 1956 г. был захвачен, подвергнут жестоким пыткам, а затем казнен один из лидеров литовских партизан Адольфас Раманаускас (псевдоним "Ванагас"). В начале 2016 г. Верховный суд Литвы рассмотрел кассационную жалобу по этому делу и истцу отказал. При этом указал, что уничтожение лиц по политическому признаку было также направлено на геноцид литовцев как нации.
Дрелингас обратился в ЕСПЧ, но там решение Верховного суда Литвы признали не нарушающим действие Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. "В Конвенции... говорится о действиях, направленных на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой. Самое главное, что такой дефиницией из преступления геноцида исключаются действия по массовому истреблению людей по другому признаку - из-за их политических убеждений, социального статуса, имущественного положения и др.", - уточняет Гнатовский.
В Литве действия СССР на территории этой страны на законодательном уровне квалифицированы как геноцид, а в уголовном кодексе перечень групп, против которых может быть направлено преступление геноцида, расширили за счет социальных и политических групп. Таким образом, ветеранов МГБ СССР начали признавать виновными в геноциде. А новый подход ЕСПЧ закрывает лазейку, когда защитники тоталитарных режимов оправдывали их преступления, прячась за чисто формальными аргументами, отмечает Гнатовский.
При этом юридические последствия в случае советских преступлений сталинского периода являются довольно ограниченными (Конвенция о предупреждении преступления геноцида принята в 1948 г., потому, например, привлечь к ответу Россию, как правопреемницу СССР, за Голодомор не получится), а вот более поздние преступления могут быть рассмотрены ЕСПЧ по аналогии с делом "Дрелингас против Литвы".
Украинский Уголовный кодекс в статье 442 определяет геноцид следующим образом: "деяние, умышленно совершенное с целью полного или частичного уничтожения любой национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем лишения жизни членов такой группы или причинения им тяжких телесных повреждений, создание для группы жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение, сокращение деторождения или предотвращения его в такой группе или путем насильственной передачи детей из одной группы в другую". За геноцид предусмотрено лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненно. Арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет наказываются публичные призывы к геноциду. То есть в нашем УК геноцид определен так, как в конвенции.
Правда, осужденных по этой статье пока нет. Хотя на сегодняшний день предостаточно доказательств преследования представителей крымскотатарского народа на оккупированном Крымском полуострове именно по этническому и религиозному принципу. Эти преследования, конечно, не имеют масштабов геноцида тутси в Руанде, однако крымских татар преднамеренно выживают из Крыма, заселяют полуостров русскими, что создает для этой этнической группы несносные жизненные условия.
Следует передать на рассмотрение ЕСПЧ и факты геноцида против украинцев на Донбассе. В первые месяцы оккупации за принадлежность к украинской нации были жестоко убиты Владимир Рыбак, Юрий Поправка и Юрий Дяковский. Это случилось после захвата Славянска 12 апреля 2014 г. российской диверсионной группой под предводительством Игоря Гиркина. Кроме того, вся последующая политика российских оккупантов на Донбассе, которая привела к огромным жертвам и значительному числу беженцев, была и сейчас направлена на полное или частичное уничтожение украинской национальной группы на Донбассе. И может рассматриваться как акт геноцида украинцев.
Но сначала наш законодатель должен принять закон о российском геноциде в Украине в период агрессии в Крыму и на Донбассе. В этом документе следует четко определить понятие геноцида, и кто конкретно будет нести ответственность за него. Ведь в России никогда не признавали ни того факта, что Гиркин, Бородай и им подобные были направлены в Украину для уничтожения украинцев, ни вообще пребывания на оккупированных территориях нашей страны регулярных войск РФ. То есть, если начинать судебные тяжбы в ЕСПЧ с Россией, к ним надо хорошо подготовиться. И не только юридически, но и информационно, ведь подобный иск в случае его удовлетворения будет иметь огромный резонанс, поскольку поставит на РФ и ее гражданах клеймо нации, совершившей акт геноцида.