Председатель правления ПАО "Креди Агриколь Банк" о том, когда иностранные банки вернутся в Украину

Доля иностранного капитала в отечественной банковской системе продолжает падать. По данным НБУ, за 10 месяцев 2013 г. она сократилась до 33,7%. За пос

Интервью с Евгенией Чемерис

Доля иностранного капитала в отечественной банковской системе продолжает падать. По данным НБУ, за 10 месяцев 2013 г. она сократилась до 33,7%. За последние два года нашу страну покинуло около десятка западных финансовых групп. Европейский капитал, чей удельный вес еще несколько лет назад оценивался примерно в 40%, уже сжался до 16%. Продолжат ли западные банки покидать Украину и что может их удержать на нашем рынке, "ДС" рассказала председатель правления ПАО "Креди Агриколь Банк" Евгения Чемерис.

Евгения Семеновна, почему украинский рынок больше не интересен для западных банковских групп?

Е.Ч. Дело не только в Украине. Иностранный капитал уходит с рынков развивающихся стран. Это общемировая тенденция. Требования Базель III и европейского регулятора к капиталу и ликвидности финучреждений заставляет европейские банки оптимизировать активы, отказываться от непрофильного бизнеса и уходить из регионов, которые они не считают приоритетными, где не работают их большие групповые клиенты.

Работа на украинском рынке требует от западных банков дополнительных затрат. Рейтинг страны находится на низком уровне, поэтому финучреждения обязаны формировать резервы под украинские активы по довольно высокой ставке. Покидая наш рынок, банки существенно экономят на формировании резервов под так называемые страновые риски.

Когда западные группы приходили в Украину в середине 2000-х годов, наша экономика была на подъеме, большинство предприятий показывало отличные финансовые результаты. Банки легко раздавали кредиты (при этом маржа достигала 8–10%) и быстро зарабатывали деньги. С тех пор маржа резко упала, риски возросли.

Еще один фактор, о котором не любят говорить, но который сыграл значительную роль в принятии решения об уходе с нашего рынка некоторыми иностранными банками — это ошибки менеджмента в управлении рисками в кризисный период. Закономерно, что западные инвесторы теряют интерес к банкам, которые вышли из кризиса с "дырой" в капитале и большим портфелем проблемных кредитов.

Европейские акционеры не хотят вливать в такие структуры дополнительный капитал и не хотят нести репутационные риски, борясь с многочисленными проблемными заемщиками. Они предпочитают продать их тем, кто знает, как решать подобные проблемы, — украинским или российским собственникам.

Продолжат ли западные банки уходить из Украины в 2014 году?

Е.Ч. Все, кто сейчас "стоит на выходе", включая крупнейшие банки с иностранным капиталом, приложат максимум усилий, чтобы покинуть украинский рынок. Другой вопрос — найдутся ли покупатели, которые захотят их приобрести. В роли потенциальных инвесторов в банковский сектор сейчас выступают в основном российские банки.

Если политический конфликт в Украине благополучно разрешится и ситуация войдет в нормальное русло, россияне сохранят интерес к нашему рынку, сделки состоятся. При этом доля иностранного капитала в системе останется неизменной. Просто западный капитал будет заменен российским.

То есть западные банкиры вообще не видят перспектив на украинском рынке и считают, что здесь невозможно прибыльно работать?

Е.Ч. В нашей стране бывали времена и похуже. Наши акционеры успели пережить вместе с нами и гиперинфляцию в 90-х, и введение гривни, и внедрение системы электронных платежей. Опыт показывает, что на любом рынке можно спокойно работать и зарабатывать. Например, наш банк в этом году выплатил акционерам весомые дивиденды.

У нас показатель прибыли на капитал (return on equity, ROE) находится на уровне 23%. По этому показателю мы лидируем среди всех иностранных подразделений розничного направления Группы Credit Agricol, включая Польшу, Марокко, Египет, Сербию, Болгарию, Румынию.

В каких нишах банки сейчас могут получать наибольшую прибыль?

Е.Ч. Прежде всего это сегмент обслуживания мультинациональных корпораций. Он очень узкий, туда могут войти лишь те, кто имеет высокий уровень сервиса и безупречную репутацию. Именно поэтому в Украине, кроме Credit Agricole, остаются такие банки с иностранным капиталом, как CITI и ING.

Достаточно прибыльным остается агрокредитование. Порядка 40% нашего кредитного портфеля юридических лиц — кредиты агробизнесу. В свое время многие боялись работать в этом сегменте. Но сейчас сельское хозяйство — одна из наиболее живых отраслей экономики. Аграрии показывают хорошую платежную дисциплину и охотно сотрудничают с банками, конечно, при условии, что те понимают их потребности и специфику работы.

В принципе, мы работаем практически во всех сегментах. У нас есть портфели большого международного и украинского корпоративного бизнеса, малого и среднего бизнеса и розницы. МСБ — очень сложный сегмент, во время кризиса он пострадал больше всего. Но если держать под контролем риски и не слишком жадничать, не завышать ставки, он также может быть прибыльным.

Во время кризиса многие западные банки попробовали себя в нише потребительского кредитования. За счет высокой маржи это направление бизнеса также приносит достойную прибыль. Но здесь есть свои нюансы. Ритейл требует значительных дополнительных затрат на развитие сети и на ИТ, которые могут себе позволить далеко не все. Опять же, решающим является умение контролировать риски.

Были прецеденты, когда банки, покинувшие наш рынок, спустя какое-то время сюда возвращались. Например, Societe Generale успел уже дважды поработать в Украине и дважды отсюда уйти. Допускаете ли вы, что те группы, которые сейчас избавляются от украинских активов, снова сюда придут?

Е.Ч. Вполне вероятно. Но во многом это будет зависеть от пути, по которому пойдет Украина. Если наша страна будет втянута в орбиту Таможенного союза, едва ли западные банки будут стремиться сюда. Это подтверждает тот факт, что доля западного капитала в России гораздо меньше, чем в Украине.

Если же Украина подпишет ассоциацию с ЕС и будет двигаться в направлении интеграции с Европой, сюда, возможно, вернутся некоторые банки, которые сейчас выходят с нашего рынка. Но, вполне вероятно, что появятся новые. Например, к нам еще не заходили гиганты, крупные инвестиционные банки, такие как JPMorgan Chase, HSBC, Deutsche Bank.

Хотя они делали попытки "застолбить" территорию, открывая свои представительства и даже банки в нашей стране. Но как полноценный банк ни один из них так и не начал здесь работать. Поэтому с точки зрения иностранных инвестиций рынок имеет огромный потенциал, правда, в отдаленном будущем.

Однако в ближайшее время мы прогнозируем очень серьезный передел рынка. Через совсем непродолжительное время в Украину могут зайти китайские банки. Возможно, они появятся здесь гораздо быстрее, чем сюда вернутся европейские финучреждения.

Если Украина будет развивать кооперацию с КНР в сельском хозяйстве, наращивать поставки продовольствия в Поднебесную и активизировать другие направления бизнеса, китайские банки однозначно придут к нам вслед за своими клиентами.