Преднормандский разогрев. Как Киев и Москва протестировали переговорные "красные линии"
В обзоре "ДС" - главные события за последние семь дней, произошедшие на территории оккупированных районов Донбасса
Киевский разогрев переговорных позиций
Состоявшийся в прошлый уикенд грандиозный обмен плененных Россией украинских моряков и политузников Кремля на удерживаемых Украиной лиц, особо интересных Москве, окрылил действительно многих. Поэтому не было ничего удивительного, что команда Владимира Зеленского решила развить успех хотя бы в риторической и пиар-составляющей. При этом одновременно предпринята попытка обозначить публичные рамки своих переговорных позиций с Путиным накануне ожидаемого саммита "нормандской четверки" и протестировать по реакциям украинского общества различные "красные линии". Благо соответствующая информплощадка для этого в виде ежегодного форума YES олигархом Виктором Пинчуком была подготовлена загодя.
Кульминацией данного процесса стала пятница, 13 сентября, когда представляющий Украину в подготовке встречи лидеров стран в нормандском формате глава МИД Вадим Пристайко предложил в кулуарах пинчуковского форума провести ближайшие местные выборы по всей территории страны с оккупированными территориями Донбасса включительно. Добавив, что подобное включалось в "формулу Штайнмайера", которую, дескать, еще в 2016 г. согласовал тогдашний президент Петр Порошенко, и ее нужно непременно выполнять.
"В ней (в "формуле Штайнмайера". - Авт.) нет ничего интересного или такого, чтобы обвиняли в "зраде" или "перемоге", - попытался было предвосхитить волну общественного негодования Пристайко, однако критические стрелы реально посыпались со всех сторон, поэтому с этой "красной линии" было решено на Банковой поспешно отступить. Зеленский тут же заявил: "Сначала - обмен людей, затем разведение войск, сначала в Золотом и Петровском, затем по всей линии - это 400 км, а только потом можно говорить о выборах на оккупированных территориях". Причем он отметил, что до переговоров в нормандском формате любые разговоры о выборах на Донбассе являются сугубо теоретическими.
И уже позже в телеэфире оправдывался сам Пристайко. "Если мы сможем сделать до 2020 года, чтобы оккупант ушел с нашей земли, это и будет тот идеал, о котором я сегодня говорил", - указал глава МИД об обязательном условии деоккупации для выборов в ОРДЛО, чтоб его, мол, правильно поняли. И уже не сдерживался, чтобы не поделиться с широкой телеаудиторией важной инсайдерской информацией - оказывается, встреча лидеров "нормандской четверки" должна была состояться в Париже 16 сентября, но в Кремле в последний момент отказались от этой заранее оговоренной даты.
Тем временем в Москве
Кстати, в пятницу, 13-го, вдруг разоткровенничался по поводу нормандского формата помощник Путина по международным делам Ушаков. Именно тот 72-летний экс-посол России в США, который, опираясь на свои богатые дипломатические связи (с командой Зеленского включительно) является внутрикремлевским конкурентом другого путинского помощника Суркова - неформального, но фактического куратора ОРДЛО. Так вот, по оценкам Ушакова, если подготовительная работа будет успешной, то саммит "нормандской четверки" возможен в октябре, однако решение по дате будет зависеть от достижения предварительных договоренностей на уровне помощников глав государств.
"Мы хотим, чтобы уже была железная договоренность, которая способствовала тому, что потом будут реальные шаги по урегулированию кризиса предприняты", - очертил он текущее официальное видение переговоров Кремлем, добавив туда отдельное желание Москвы "в преддверии саммита зафиксировать письменно в рамках Контактной группы так называемую "формулу Штайнмайера". То есть в игре в хорошего и плохого полицейских Ушаков артикулировал Киеву, "как будет по-хорошему".
А "как будет по-плохому", до этого мысли своего патрона Суркова озвучил главарь российской оккупационной администрации в ОРДО Пушилин. Он, между прочим, на минувшей неделе находился именно в Москве и объявил, что "идеальным вариантом" было бы вхождение оккупированных районов Донетчины и Луганщины в состав России на правах федерального округа. Само собой, публично МИД РФ устами лавровского рупора Захаровой сразу же от пушилинских (читай, сурковских) слов дистанцировалось: "Россия, мне кажется, не должна оценивать все заявления, которые делаются, а они делаются ежедневно, учитывая остроту вопроса. Мы исходим из примата минских договоренностей, а там все зафиксировано".
Впрочем, рисование Захаровой этой пресловутой "красной линии" сделано как минимум для трех целей. Во-первых, чтобы не раздражать лишний раз весь коллективный Запад замашками на очередную официальную аннексию чужих территорий. Во-вторых, Москва всегда позиционировала "власти ЛДНР" не в качестве своих марионеток, а как нечто "самостоятельное и субъектное", поэтому ключевой кремлевской стратегией всегда были, есть и будут прямые переговоры украинской власти с главарями "народных республик". Наконец, в-третьих, Россия и вправду никогда не желала даже намекать на реальное присоединение разрушенного ею же во время оккупации украинского Донбасса, требующего к тому же для своего восстановления колоссальных средств.
На КПВВ - аншлаг и еще аншлаг
Пока в верхах решают судьбы ОРДЛО, в низах, то есть непосредственно на оккупированной территории, продолжают как-то выживать. Связано ли это с нынешним украинско-российским переговорным процессом или просто совпало, но как раз на уходящей неделе значительно увеличились очереди на всех пунктах пропуска на линии разграничения. А охваченных аншлагами КПВВ, как известно, всего ничего: в Донецкой области - четыре ("Гнутово", "Майорское", "Марьинка" и "Новотроицкое") и в Луганской - только один и тот в Станице Луганской, к которой привлечено повышенное внимание в связи с действующим там разведением сторон и будущим ремонтом тамошнего моста через Северский Донец.
С наибольшими проблемами здесь, как всегда, сталкиваются пенсионеры: им нужно в среднем полдня, чтобы добраться до ближайшего отделения банка на контролируемой Украиной территории и снять свою пенсию, а потом столько же времени уходит на обратную дорогу домой в оккупацию. Безусловно, в дни выплаты пенсий и социальных пособий очереди на блокпостах увеличиваются в разы, посему многие "пенсионные туристы" вынуждены оставаться на ночлег либо у своих родственников и знакомых, либо в специально сдаваемых на ночь комнатах. Одним словом, большая морока и нервотрепка, портящая и так подорванное у многих здоровье.
Поэтому немудрено, что все меньше тех из "внутренне перемещенных лиц" (ВПЛ), кто действительно решился переехать на неоккупированные территории, собираются возвращаться назад в ОРДЛО. Как показал соцопрос, проведенный Международным фондом избирательных систем (IFES) среди более 2 тыс. ВПЛ, 27% респондентов согласны остаться жить на новом месте при любом раскладе, а еще 15% - скорее согласны. И количество таких "невозвращенцев" среди переселенцев с Донбасса выросло за последний год на 10%.