Гибридное сопротивление. Как американский сенатор России неудобно сделал

Чем больше будет сторонников переформатирования ООН, тем бесполезнее и некомфортнее она будет становиться для России
Фото: EPA/UPG

Критика Организации Объединенных Наций за беззубость, архаизм, состояние анабиоза, в котором пребывают отдельные ее органы, в первую очередь Совбез, не вызывает давно уж никакого удивления. Осознание всех этих проблем с течением времени и под влиянием конфликтов различного рода посетило головы многих и многих мировых лидеров. И это хорошо, потому как является отличной мотивацией, чтобы наконец перестроить работу ООН в тон современному миру. До тех пор все же не стоит сбрасывать Организацию со счетов, поскольку, как ни крути, она, а также СБ и Генассамблея, остаются "первосортными" площадками для дискуссий и декларации внешнеполитических тезисов.

Сессия же 73-й Генассамблеи, проходившей при участии Петра Порошенко, но без Владимира Путина, несомненно, в качестве международной платформы была использована в полной мере. Причем позитивными для Украины были как  ход ее сессии, так и результаты ее работы.

Петр Порошенко

Украинский президент, признаем, выступил сильно. Не сказать, что было много нового в его речах, но без этого никак. Да и польза в постоянном напоминании все же есть. Так, глава государства дал развернутую оценку ситуации на Донбассе и в Крыму, в частности, с правами человека. И достижением украинской стороны является включение в повестку дня ГА резолюции по правам человека в Крыму, где растет число задержанных оккупантами, к принятию которой Порошенко призвал с трибуны.

Естественно, президент отвел солидную часть выступления российской агрессии и ее последствиям, рассказав о пытках, жертвах и ущербе и о том, что это головная боль не только Украины, но и всего мира. ООН, подчеркивает он, уже фактически проморгала агрессию Кремля. Причем дважды, ведь о необходимости введения миротворцев на Донбасс Киев заговорил задолго до того, как эту идею начали обыгрывать партнеры и союзники. Таким образом, упрекнув ООН, Порошенко, как уже умудренный печальным опытом, призывает Организацию не сесть в лужу в третий раз и дать все же добро на миссию "голубых касок", параллельно всерьез заняться реформированием застывшего в послевоенном прошлом Совбеза.

"Ваше молчание — это именно то, во что Кремль превращает оружие против Украины и всех нас", — сказал Порошенко и посоветовал не уповать на некую "безопасную гавань", где можно пересидеть шторм. Ведь Россия успокаиваться не намерена, и в качестве подтверждения тому президент привел относительно новую угрозу — вероятную оккупацию россиянами Азовского моря. Отметим, что она, оккупация, без пяти минут как состоялась. Благо начал действовать и Киев посредством создания военной базы в Бердянске и прокачкой темы с введением соответствующих санкций в отношении России.

Вообще, в выступлении проскальзывает еще и следующий тезис: "Мы — часть западного политико-культурного пространства, так почему вы решили, что и вас это не может коснуться". Посыл оправдан, потому как так или иначе шаловливые ручки Кремля дотянулись до ряда стран ЕС и им даже хватило длины на всю Атлантику. А то, что Украина фактически вырвалась с орбиты влияния, подтверждает в принципе символичный жест в виде разрыва Договора о дружбе. Этот жест должно быть видно, не только глядя на Киев, но и на Нью-Йорк, потому-то президент вручил соответствующую ноту генсеку ООН Антониу Гутерришу.

Дональд Трамп

Многие были, мягко говоря, озадачены тем, что президент страны — главного союзника Украины — о самой Украине и словом не обмолвился. Однако ужасного в этом, вопреки расхожему мнению, на самом деле ничего нет. Молчанию Трампа есть простое объяснение. Точнее, два взаимозависимых. Во-первых, внешняя политика США по Украине — дело Госдепа и Пентагона и Белому дому нет смысла распылять свои ресурсы на этот вопрос. К тому же и отсюда проистекает вторая причина — лишний раз упоминать Украину Трампу не с руки, поскольку уж слишком тесна связь между Украиной, Полом Манафортом и Россией. Зачем президенту самому давать повод критикам говорить о вмешательстве РФ.

Даже если Трамп "забыл" об Украине, точнее, ограничился намеками, то России в его выступлении нашлось место. Опять-таки не так много, как хотелось бы некоторым зрадофилам, но он обозначил Москву, во-первых, как экспансионистскую державу, которой Штаты будут противостоять, а во-вторых, как прямую угрозу энергонезависимости Европы, когда распекал Германию. Таким образом подспудно добавив токсичности образу Кремля.

Кстати, последний явно попытался сочинить некое информационно-гибридное "сопротивление" ожидаемой антироссийской повестке дня, в том числе и главного оппонента. Причем в тылу этого самого оппонента. Поясним: речь идет о подготовке Рэндом Полом, сенатором-республиканцем из Кентукки, поправки, направленной на отмену санкций в отношении российских парламентариев. И известно об этом стало синхронно с сессией ГА ООН. Законопроект американского законодателя, известного пророссийской позицией, очевидно Конгресс не пройдет. Даже его коллеги, невъездные в РФ, в частности демократ Джин Шахин, дали понять, что законопроект "зарубят". И Пол не мог этого не знать. Так из-за чего чего весь сыр-бор? Здесь есть по меньшей мере три версии.

Во-первых, на фоне проведения Генассамблеи ООН сенатор обеспечивает резонанс за спиной у Трампа, что на руку "друзьям" Путина, также прибывшим в Нью-Йорк: "Глядите, толкует о энергозависимости Германии от РФ и обещает остановить экспансионистские державы вроде России, а у самого в парламенте санкции хотят отменить". Во-вторых, в целом информационный шум, направленный на раскол американского общества, накануне промежуточных выборов. А в-третьих, может иметь место банальная имитация бурной деятельности. Такое явление часто встречается в среде непосредственных агентов Кремля или агентов влияния, сотрудничающих с ним. Москва платит деньги за пакет информации, отчеты о проделанной работе и т. п., на чем выстраивает политику и новые линии пропаганды, а в итоге часть или вся получаемая информация оказывается липовой. Как это было с "Новороссией".

Так может быть и в случае с Полом, который, как известно, в августе выклянчил у Трампа рекомендательное письмо для поездки в Москву. Президент США неспроста рискнул вновь подойти на опасное расстояние к токсичной России, соглашаясь написать это письмо. Видимо, состоялась своего рода сделка — письмо-ключ к кремлевским дверям Полу в обмен на донесение определенных мыслей Белого дома тем, кто сидит по ту сторону дверей. И сенатор в итоге получает возможность поговорить с потенциальными кураторами уже о своих нуждах и тесной кооперации. Результатом этого визита и видится пресловутый законопроект, обреченный на провал. Так что что-либо существенное, кроме информационной картинки, Москва вряд ли выгадает. И в общем шаг Пола выглядит на фоне волны критики в адрес России со стороны других мировых лидеров.

Тереза Мэй

Премьер-министр Великобритании была прямолинейна и не избегала жестких высказываний, касающихся России. Иного от нее после инцидентов в Солсбери и Эймсбери ожидать и не следовало. Мэй прямо обвинила РФ в том, что та нарушила международные нормы, когда захватила Крым и вторглась на Донбасс и когда применила химическое оружие за рубежом. Речь о Сирии, но прежде всего о Великобритании. Если Сергей и Юлия Скрипали выжили, то в результате инцидента в Эймсбери скончалась гражданка Британии — 44-летняя Дон Стерджесс. Расследование по второму случаю еще продолжается, но вот со Скрипалями прогресс есть и немалый.

Следствие назвало имена подозреваемых — Александр Петров и Руслан Боширов, которых связывают с российскими спецслужбами. Что, напомним, возымело эффект разорвавшейся бомбы в западном и российском медиапространстве. А неуклюжая попытка обелить вышеуказанных персонажей с помощью интервью Маргарите Симоньян лишь усугубила их положение, еще и превратив Петрова и Боширова в интернет-мем. И ведь на этом их история не завершена, потому как в тон с ГА ООН появилось расследование The Insider и Bellingcat, посвященное Боширову. Расследователи провели кропотливую работу и установили, что реальное имя подозреваемого — Анатолий Чепига, он полковник ГРУ и получил из рук Путина звание Героя России, как предположили расследователи, за участие в конфликте на Донбассе. Если это так, то после Украины Чепига наследил уже в Великобритании, невольно подсобив отношениям Лондона и Киева — укрепил дружбу двух товарищей по несчастью. Эта информация по причине своей новизны только проникает в британские СМИ, но когда в правительстве Мэй ее изучат, позиция Лондона определенно станет еще жестче. Хотя и без этого премьер разнесла Москву в пух и прах на глазах у всего честного мира.

Эммануэль Макрон

Солидарен с выводами Лондона относительно отравления Скрипалей еще один сильный европейский игрок и партнер Украины — президент Эмманюэль Макрон. Он также выступил в ГА ООН. Но в большей степени посвятил его  дальнейшему продвижению себя и в целом идей сторонников о глобальном переформатировании мирового порядка и Евросоюза. И его выступление также сыграло на руку Украине, хотя Макрон и не нападал на Россию с яростью Терезы Мэй. Все потому, что французский президент поддержал давно озвучиваемые Киевом и Вашингтоном призывы провести тотальную реформу Совбеза ООН.

Реформа эта заключается в ограничении права вето и расширении состава СБ, чего ко всему прочему добиваются и Германия, с канцлером которой у Макрона сложился недурственный альянс; и Япония, и Индия, и Бразилия. "ООН, бывшая когда-то символом надежды, может превратиться в символ беспомощности. Для того чтобы этого не произошло, нужно вернуться к многосторонней политике и найти новую модель регионального и международного сотрудничества", — подчеркнул президент Пятой Республики, загодя обвинив в этом сидящих "сегодня в зале".

Чем больше будет сторонников переформатирования ООН, тем бесполезнее и некомфортнее она будет становиться для России, ведь право вето — это часть инструментария по продвижению своей позиции в Совбезе. К тому же таким образом орган остается беззубым, а следовательно, безопасным. Если же ситуация кардинально изменится, то возможно повторение ситуации с ПАСЕ, что приведет к еще большей изоляции Кремля. И, с одной стороны, есть риск, что Москва будет игнорировать инициативы и решения ООН, а с другой — это приведет к большей консолидации западного сообщества, в том числе в противодействии российской агрессии.