Потерять $2,5 млрд. Кто подарил Кремлю крупнейший военный контракт Украины

Украинские предприятия в перспективе должны были изготовить и поставить в Ирак военную технику на $2,4 млрд

Пока Украина праздновала День независимости, прошла незамеченной крайне важная для государства новость. На сайте российского телеканала, который связывают с минобороны РФ, появилась публикация о том, что Ирак подписал с Кремлем огромный военный контракт. Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев не вдавался в подробности, лишь отметил, что соглашение предусматривает поставку бронетанковой техники для минобороны Ирака, пишет Depo.ua.

Надежд, что замороженный "иракский контракт" для Украины может быть восстановлен, почти не осталось. Официальные лица уверяют, что никаких претензий к Украине в минобороны Ирака нет. Впрочем, определение Киевского райсуда Харькова указывает на наличие брака, трещин в корпусах БТР, из-за которых Ирак отказался от заказа. Эти корпуса изготавливались обществом "Лозовской кузнечно-механический завод", используя низколегированную сварочную проволоку. Владельцем завода является ныне депутат от "Воли народа" Анатолий Гиршфельд. А министром обороны Украины во времена, когда иракский контракт больше пробуксовывал, был Дмитрий Саламатин, которого сейчас считают агентом РФ. Впрочем, обо всем по порядку.

Крупнейший в истории Украины военный заказ

Госпредприятие "Специализированная внешнеторговая фирма "Прогресс" — дочернее предприятие госкомпании "Укрспецэкспорт" — заключило сделку на $550 млн с министерством обороны Ирака еще в 2009 г. Контракт должен был стать первым в череде договоренностей на вооружение иракской армии украинским ВПК. По некоторым данным, общая сумма контрактов, которую должна была получить Украина, достигала $2,4 млрд. Контракт предусматривал поставку в течение 3–3,5 лет 420 единиц БТР-4, шести легких транспортных самолетов АН-32, а также проведение услуг по ремонту авиационной техники.

Северный конкурент

Почти сразу же в российских СМИ появились публикации о якобы проблемах с выполнением "иракского контракта" в Украине. Сообщалось то о некачественных пушках для БТР-4, то о трещинах в броне, то о проблемах с электроникой на машинах, из-за этого иракская сторона якобы отказывалась принимать технику. Эту информацию сразу же опровергали официальные лица. Руководство харьковского КБ им. Морозова, которое производит новейшие, разработанные самостоятельно украинскими конструкторами БТР-4, уверяло, что до конца 2012 г. будут поставлены все 420 БТРов различной модификации.

Информационной кампании оказалось мало. Тогда Виктор Янукович начал назначать на руководящие должности в украинском Минобороны и сфере ВПК бывших граждан России. В 2010 г. произошло роковое для Украины назначение россиянина Дмитрия Саламатина на пост руководителя госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения — "Укрспецэкспорт", а в 2011 г. — "Укроборонпром". С февраля по декабрь 2012 г. Саламатин был министром обороны Украины. Именно при Саламатине "иракский контракт" начал пробуксовывать, пока не был заморожен. В начале вместо ноября 2010 г. первые БТР-4, БММ-4С и БТР-4КЕ прибыли к заказчику лишь весной 2011-го (по данным издания "Фокус", Украину за это даже оштрафовали). Впоследствии в третьей партии нашли известные трещины в броне.

На переднем плане фото: В. Янукович и Д. Саламатин

Что с "иракским контрактом"

Основным исполнителем "иракского контракта" в части на поставки БТР-4 является государственное предприятие "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова". Согласно официального ответа предприятия на информационный запрос иракская сторона не возвращала Украине ни одной единицы техники. До этого времени поставлены 96 бронетранспортеров БТР-4Е.

Все украинские БТР-4Е в Ираке используют по назначению и, что главное, ни одной официальной претензии по качеству техники минобороны Ирака на выражало.

Во время выполнения контракта в отношении украинских предприятий никаких финансовых санкций не применялось. В настоящее время "иракский контракт" не завершен, продолжаются переговоры с "Укрспецэкспортом" и заказчиком.

В "Укрспецэкспорте" неоднократно в течение последних пяти лет заявляли, что ведут переговоры для возобновления поставок, однако до настоящего времени никакого прогресса. Получается странная ситуация: никаких претензий к Украине со стороны минобороны Ирака вроде нет, но по сути "иракский контракт" заморожен.

В "Укроборонпроме" также молчат. В ответ на информационный запрос отвечают юридически выверенными формулировками, из которых понятно, что ответа по существу не будет: "Концерн является государственным хозяйственным объектом. Но концерн не является субъектом властных полномочий или юридическим лицом, финансируется из государственного/местного бюджета". На остальные вопросы относительно "иракского контракта" в "Укроборонпроме" отвечают лаконичнее: не в нашей компетенции либо информация является секретной. Почему секретится информация о деталях исполнения потерянного контракта, понятно. Это сокрушительный удар по репутации, в том числе и на международной арене.

В то же время в пресс-службе концерна пошли навстречу и не возражали, чтобы предприятие — основной исполнитель заказа (ХКБМ им. Морозова) дало комментарий.

Претензии к БТР-4 есть у украинских правоохранителей

Постановление Киевского райсуда Харькова от 14 июля поясняет, почему Ирак отказался от украинских БТР-4. В частности, суд рассмотрел ходатайство следственного управления СБ Украины в Харьковской области по особо важным делам об аресте имущества в рамках расследования производства по ст. 113 Уголовного кодекса Украины (диверсия).

Сторона обвинения просила наложить арест на документы, изъятые во время проведения обыска на ООО "Лозовской кузнечно-механический завод" (договор поставки, график отгрузки продукции, производственные документы, копию решения относительно запуска производства корпусов БТР-4, сваренных проволокой Св-10ГСМТ, и т. п.). В обосновании ходатайства сторона обвинения отметила, в частности, что 26 февраля 2010 г. генеральный директор ООО "ЛКМЗ" заключил договор по изготовлению и поставке в ГП "ХКБМ" корпусов для бронетранспортеров БТР-4. Указанные корпуса в дальнейшем использовались для изготовления бронетранспортеров БТР-4 для нужд армии Республики Ирак.

Однако в связи с низким качеством продукции, а именно: наличием трещин на корпусах бронетранспортеров, представители армии Ирака отказались от дальнейшего получения бронетранспортеров, корпуса которых изготавливались должностными лицами ООО "ЛКМЗ". При этом часть корпусов, изготовленных в соответствии с указанным договором, осталась в распоряжении должностных лиц ООО "ЛКМЗ".

Согласно заключению Институт электросварки им. Е. А. Патона, основной причиной возникновения трещин на корпусах бронетранспортеров является использование должностными лицами ООО "ЛКМЗ" при изготовлении корпусов низколегированной сварочной проволоки СВ-10ГСМТ. Однако, несмотря на указанный факт, должностные лица ООО "ЛКМЗ" в течение 2014–2016 гг. поставили в адрес ГП "ХКБМ" не менее 12 корпусов, изготовленных еще в 2012–2013 гг. в соответствии с вышеуказанным договором поставки с использованием сварочной проволоки СВ-10ГСМТ. Так, на части из указанных корпусов для бронетранспортеров также появлялись трещины.

Кроме того, часть корпусов, которые планировалось использовать при изготовлении бронетранспортеров для армии Ирака, поставляется в украинскую армию на основании и других договоров, в частности, договора от 29 января 2015 г. "Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об умышленной поставке должностными лицами ООО "ЛКМЗ" недоброкачественной военной продукции, что в дальнейшем приводит к ослаблению обороноспособности государства в целом в условиях использования указанной техники в ходе проведения АТО на востоке Украины, а также создает реальные предпосылки к гибели военнослужащих воинских частей ВС Украины, причинению телесных повреждений или иного вреда их здоровью", — говорится в сообщении.

Во время проведения обыска на ЛКМЗ обнаружены и изъяты бухгалтерские документы, свидетельствующие об изготовлении и реализации в ГП "ХКБМ" корпусов для бронетранспортеров в соответствии с договором поставки и дополнительными соглашениями к нему, а также документация, касающаяся выявленных дефектов — трещин на корпусах бронетранспортеров, должностные инструкции отдельных сотрудников ООО "ЛКМЗ", отвечающих за изготовление и качество корпусов для бронетранспортеров. Кроме того, обнаружена и изъята документация, регламентирующая технологический процесс изготовления корпусов для бронетранспортеров, а также касающаяся выявленных дефектов — трещин на корпусах бронетранспортеров.

Генеральный директор ООО "ЛКМЗ" на судебном заседании возражал против удовлетворения ходатайств следователя об арестах указанного выше имущества, просил вернуть имущество, изъятое во время проведения обыска 11 июля 2017 г. Он подчеркивал, что изъятие основной части документации, регламентирующей технологический процесс и в соответствии с которым на ООО "ЛКМЗ" осуществляется изготовление корпусов в настоящее время, означает, что предприятие лишится технологических процессов, стандартов, конструкторской документации и нормативно-правовых актов, отсутствие которых фактически сделает невозможным изготовление бронированных корпусов и комплектующих к военной технике и приведет к параличу производственного процесса и учета, что сделает невозможным исполнение существующих обязательств перед предприятиями системы "Укроборонпрома" и будет побуждать общество к отказу заключать аналогичные договоры, предметом которых будет изготовление бронированных корпусов, на будущее.

Суд постановил ходатайство следователя удовлетворить частично, наложив арест на указанное имущество.

Кто и в интересах кого

На ХКБМ не скрывают, что изготавливал корпуса для БТР-4 под "иракский контракт" Лозовской кузнечно-механический завод, входящий в индустриальную группу "УПЭК" члена депутатской группы "Воля народа" Анатолия Гиршфельда. До начала войны предприятия группы "УПЭК" имели главенствующие связи с российским рынком.

На фото: олигарх Д. Фирташ и владелец УПЭК А. Гиршфельд

В пресс-службе УПЭК в течение двух недель обещали дать комментарий, видимо, ожидая, что вопросы журналистов рассосутся. Однако за время подготовки материала получить хоть какую-то позицию относительно обвинений и обысков на ЛКМЗ не удалось.

В то же время сам Гиршфельд категорически отверг обвинения в диверсии, но отказался что-либо комментировать, быстро закончив телефонный разговор с корреспондентом. "По этому поводу вы берите комментарий у тех, кто открывал это дело. Это досудебное (расследование. — "ДС"), это первое, поэтому вам правильно у правоохранительных органов брать (комментарий. — "ДС") по этому поводу. Я вам сказал то, что я вам сказал. Мы ничего общего с этой статьей не имеем. До свидания!" — сказал Гиршфельд.

В органе досудебного расследования не под запись сообщили, что в настоящее время действительно ведутся следственные действия в рамках расследования преступления по статье "диверсия". Сейчас назначены ряд экспертиз. Подозреваемых по этому делу на данный момент нет, однако по результатам экспертных оценок причин возникновения трещин на корпусах БТР-4 могут появиться первые официальные обвинения.

Ни один виновный в срыве крупнейшего военного заказа для ВПК Украины пока не наказан. На данный момент ни одна из сторон официально не заявила о прекращении контракта. Однако бюджет Республики Ирак, которая перманентно находится в военном положении, вряд ли потянет несколько крупных контрактов на закупку бронетехники. Поэтому по меньшей мере "иракский контракт" для Украины отложен на неопределенное время (а возможно, и потерян навсегда).