Посол Литвы: Трамп прав. Члены НАТО должны больше инвестировать в оборону
"ДС" Литва постоянно выступает за продление санкций ЕС в отношении России. Зато еврокомиссар Витянис Андрюкайтис в сентябрьском интервью отметил, что "пора уходить от конфронтации с РФ". Какова реальная позиция?
М.Я. Позиция Литвы в отношении Украины не меняется. Ваше государство остается важным приоритетом в нашей внешней политике, несмотря на то, какие политические силы приходят к власти в Литве.
Витянис Андрюкайтис представляет европейские институции и поэтому больше высказывается как комиссар ЕС, а не от лица Литвы. Недавно он посетил Украину, и я не почувствовал, что его позиция существенно отличается от официальной литовской. Напротив, у Андрюкайтиса есть понимание происходящего и он сторонник помощи Литвы вашему государству, в том числе в проведении реформ.
Пока не выполнены Минские соглашения, до тех пор санкции в отношении РФ должны продолжаться. Конечно, дискуссии по данному вопросу внутри ЕС ведутся постоянно. Мнения высказывают разные политики, и некоторые из них являются сторонниками диалога с РФ. Литва тоже является сторонником и по возможности проводит этот диалог. Но по поводу антироссийских санкций наша позиция предельно ясна.
"ДС" И все же Литва не прочь "уйти от конфронтации с РФ"?
М.Я. Как государство—сосед РФ мы никогда не высказывались за конфронтацию. Наши действия — ответ на агрессию России против Украины (аннексию Крыма и де-факто оккупацию Донбасса).
"ДС" Однако отношение к "Газпрому" Литва изменила. Год назад его почти вытеснили с литовского рынка, а в этом году он опять в игре. Лишь компания Lietuvos energija, обеспечивающая газом бытовых и промпотребителей, купит в России около 64% газа. Почему такой разворот?
М.Я. Что касается "Газпрома", то он всегда оставался на нашем рынке как один из поставщиков. Но с появлением в Клайпеде терминала для сжиженного газа Литва получила возможность выбирать более выгодные для себя условия. В 2016 г. мы покупали у россиян чуть меньше газа, нежели через новый LNG-терминал. В нынешнем году доля "Газпрома" на нашем рынке природного газа немного повышается. Но не стоит говорить о кардинальном изменении позиции Литвы. Наши действия связаны с ценовой политикой: мы покупаем там, где выгоднее.
Сейчас имеем два пути поставок газа: морской LNG-терминал и газопровод из РФ. Терминал на Балтийском море используем не только для своих нужд, но и понемногу начинаем эксплуатировать для поставок в другие страны. Пока в небольших количествах. Но они должны увеличиться, когда полностью заработает газовый рынок между странами Балтии. Тогда возрастут поставки в Латвию и Эстонию. А когда построим газопровод в Польшу, ситуация еще улучшится. Ибо мы получим альтернативу, которую не имели долгие годы.
"ДС" А какова доля "Газпрома" на литовском рынке?
М.Я. Она будет примерно 55%. Остальной объем газа мы покупаем у норвежской компании Statoil. У Литвы сейчас нет долгосрочных договоров с "Газпромом". Все зависит от ситуации на рынке, и мы ежегодно заключаем новый договор. К тому же газ у "Газпрома" покупает не одна компания. Например, кроме Lietuvos energija, еще есть Achema Group (крупный производитель удобрений). Что касается детализации, то компании заключают отдельные контракты, условия которых нам не известны.
"ДС" В мире сейчас происходят глобальные политические перестановки. Hе снизится ли планка обязательств союзников Литвы по НАТО после избрания президентом США Дональда Трампа, который довольно критичен к этой организации?
М.Я. Думаю, надо подождать первых шагов нового президента США и его администрации. Ведь риторика политиков во время предвыборной кампании и после вступления в должность отличается. Зачастую им надо заниматься продолжением политики своих предшественников, в частности в некоторых сферах. Сейчас многие обсуждают, какой будет американская политика. И здесь мы имеем больше вопросительных знаков, нежели раньше. Но не факт, что политика США радикально изменится.
"ДС" Какой вам видится судьба ЕС в период, когда входят в силу евроскептики?
М.Я. Что касается ЕС, действительно, там идут процессы, которые усиливают евроскептические настроения, в результате чего к власти приходят популистские партии. Сейчас наиболее актуальными являются выборы во Франции и Германии, которые пройдут в текущем году. Но здесь тоже сложно делать прогнозы. Лучше подождать результатов.
Пока ЕС, как структуре и блоку, существенно ничто не угрожает. Однако политические разногласия внутри ЕС вызывают обеспокоенность. Следует признать, что Евросоюз вступает в новый этап развития: какие-то позиции надо переосмыслить, искать новые подходы, думать, как сделать ЕС более эффективным. Ибо значительной части населения не нравится, что он стал забюрократизированной структурой и не соответствует потребностям рядовых граждан. Что касается НАТО, то эта организация остается основным гарантом безопасности Литвы. К тому же литовское общество доверяет НАТО и видит в нем свою защиту.
"ДС" Но весь вопрос в том, будет ли НАТО гарантировать безопасность Литвы после смены хозяина Белого дома?
М.Я. Во время предвыборной кампании Дональд Трамп высказывал убеждение, что члены НАТО должны сами больше инвестировать в оборону своих стран. И это правильно. Ибо многие члены НАТО до сих пор не достигли нужного уровня военных расходов (около 2% от ВВП). Литва в их числе. Но в прошлом году мы существенно увеличили финансирование — до 1,7% и продолжим эту тенденцию в 2017 г., чтобы через несколько лет достигнуть 2% ВВП.
"ДС'Литва уже 12 лет в составе ЕС, а в минувшем году даже сменила свою национальную валюту на евро. Тем не менее в Европе все более усиливается евроскептицизм (Brexit, Голландия, Италия, Франция...), недовольство еврочиновниками, появляются призывы о ликвидации евровалюты. Какие настроения бытуют среди литовцев?
М.Я. Возможно, в нынешних реалиях это прозвучит необычно, но литовцы остаются одними из наибольших еврооптимистов среди граждан Евросоюза. Поддержка членства в ЕС со стороны населения превышает 60%. Литва, как небольшая страна, видит в этом членстве определенные выгоды: единый рынок, шенген и еврозона. Экономика Литвы растет уже шесть лет подряд. Поэтому литовцы пока не видят причин слишком критиковать ЕС.
Если говорить о Евросоюзе в целом, не стоит забывать, что он состоит из 28 государств. И сейчас в некоторых из них приходят к власти разные политсилы, в том числе евроскептики, которые поднимают вопросы ограничения миграции, эффективности работы структуры ЕС. Возможно, эти дискуссии со временем приведут к институциональной реформе. Потому что некоторые подходы, действительно, нужно менять.
"ДС" А ностальгии по СССР, случайно, среди литовцев нет?
М.Я. Думаю, у подавляющего большинства литовского общества подобной ностальгии нет. Во-первых, по идеологическим соображениям. Никто более не хочет жить в системе, которая ограничивает свободу и право выбора, где нет рыночной экономики. Бесспорно, часть людей чувствовала себя безопасно, получая определенный стабильный доход. И люди пожилого возраста, которые привыкли зависеть от помощи государства, могут вспоминать советские времена. Такие настроения тоже можно встретить в Литве, но они не играют существенной роли. Прошло 26 лет: страна живет в иных условиях, и общество понимает, что назад дороги нет.
"ДС" Какова роль государственного сектора в экономике Литвы?
М.Я. С начала 1990-х доля госсектора в литовской экономике постепенно снижалась, и это происходило в первую очередь за счет приватизации. Мы исходили из принципа, что государство не всегда является хорошим менеджером. И сумели некоторые госпредприятия весьма удачно продать, в частности, Мажейкяйский НПЗ (польской компании PKN Orlen), "Телеком", два крупных химпредприятия. Сейчас государство владеет лишь крупными инфраструктурными предприятиями, которым принадлежат железные дороги, порты, аэропорты. Остальные, связанные с торговлей и коммерцией, мы постарались передать в частные руки. И доля госсектора в нашей экономике ныне около 20%.
"ДС" Вы сказали, что экономика Литвы на подъеме последние шесть лет, за счет чего достигнут такой результат?
М.Я. Наша экономика стала расти после масштабного кризиса 2009 г. С 2010 г. и до сегодня она росла с 2 до 4% в год. В 2016 г. литовская экономика набрала чуть более 2%, но ее стабильный рост продолжается. Мы чувствуем структурную помощь ЕС — европейские средства существенно помогают развитию литовской инфраструктуры. Сейчас у нас наблюдается строительный бум (идет реновация зданий, жилых домов). Кстати, все больше украинцев едет работать строителями в Литву.
Конечно, нам хочется, чтобы экономический рост больше отражался на реальных доходах граждан. Ведь средняя зарплата в Литве в сравнении с другими странами ЕС не на столь высоком уровне — с уплаченными налогами она чуть менее 600 евро. В связи с этим в Литве по-прежнему высокий уровень миграции.
"ДС" Если ориентироваться на среднюю зарплату, какая доля уходит на оплату услуг ЖКХ?
М.Я. Зависит от площади квартиры и системы отопления. Если это небольшая квартира, то в самые холодные зимние месяцы оплата ЖКХ составит 150–200 евро. А если в квартире стоит старая (советская) система отопления, счет будет гораздо выше.
"ДС" В Литве ощущается проблема неравенства доходов граждан?
М.Я. Разница в доходах населения существовала всегда. И не только в Литве. Но в последние годы зарплаты в нашей стране увеличиваются на 4-5% ежегодно. Если говорить о доходах граждан, то Литва не особенно отличается от других стран ЕС: сейчас мы находимся примерно на уровне Польши и Словакии. А вообще, во всем мире самые большие зарплаты получают не госчиновники, а частный сектор. Думаю, такая же ситуация и в Украине. Перед Литвой сейчас стоит проблема, как привлечь профессионалов в госсектор. Ибо обычный чиновник в министерстве получает около 1000 евро, а зарплата министра и депутата Сейма — почти 3000 евро.
"ДС" Зарплаты в Литве повышаются, а как обстоят дела с ценами?
М.Я. Рост цен у нас определяет показатель инфляции, который в последние годы был достаточно низким (около 1%). В прошлом году инфляция составила 0,6%. Прогнозы на 2017 г. - приблизительно 1,5%. Рост цен происходит во всем мире. На какие-то категории товаров цены идут вверх, на другие - могут снижаться. Например, в 2016 г. цена на электроэнергию в Литве упала на 15%.
"ДС" В Литве высокий уровень миграции, население сократилось с 3,5 млн человек в 2001 г. до 2,9 млн в 2012 г. Только в прошлом году в поисках работы за границу выехали более 50 тыс. литовцев, в том числе пенсионного возраста...
М.Я. Конечно, нам хочется, чтобы миграция из страны уменьшилась, но она продолжается, поскольку существует разница в доходах людей. Граждане Литвы имеют право на работу в странах ЕС на тех же условиях, как и местные жители. Особенно много литовцев работают в Англии. Они довольно плотно интегрировались в европейское пространство, и считается обычным делом работать в Норвегии или Великобритании. Некоторые возвращаются на родину, но поток эмиграции из Литвы остается большим.
Правительство пытается создавать благоприятные условия, особенно для квалифицированных специалистов, ученых. Не секрет, что в другие страны уезжает самая интеллектуальная часть населения. Таких людей мы стараемся привлечь в Литву. Если не удается, пытаемся использовать их опыт и знания на благо государства (стратегия "Глобальная Литва").
"ДС" Трудовая миграция коснулась не только молодежи, но и многих пенсионеров. Какая средняя пенсия в Литве?
М.Я. Средняя пенсия примерно 270 евро. Увы, это не слишком много. Но думаю, что среди эмигрантов, людей пенсионного возраста — единицы. Поэтому здесь нельзя говорить о массовом процессе.
"ДС" В ЕС масса дискуссий о беженцах, об ограничении миграции. Литва, как страна Евросоюза, принимает этих людей. Угрожают ли они стабильности ЕС?
М.Я. Не думаю, что нынешний поток беженцев угрожает целостности Евросоюза. Тем не менее для ЕС это стало определенным вызовом. Основной поток беженцев сейчас направлен на западноевропейские страны. Особенно этот вызов ощутила Германия, которая в 2015 г. приняла почти 1 млн беженцев и весьма успешно их интегрировала.
В Литве этот вопрос не стоит остро, так как мы согласились на квоту 1100 беженцев, из которых на сегодня в нашу страну приехали около 250 человек. Эта незначительная цифра никак не влияет на литовское общество и не есть для нас серьезной социальной нагрузкой. Но принимать сейчас большее число беженцев, мы не намерены. Литва считает, что количество принимаемых беженцев должно соответствовать экономическим и социальным условиям страны.
"ДС" Как беженцы адаптируются в Литве?
М.Я. Для любого человека процесс адаптации индивидуален. И Украина столкнулась с похожей проблемой, решая вопрос внутренне перемещенных лиц с Крыма и Донбасса. Поэтому можно проводить некие аналогии. Конечно, мы помогаем беженцам интегрироваться в общество через трудовой рынок, а также культурно.
"ДС" Где размещают беженцев?
М.Я. Вначале беженцы попадают в Центр регистрации, где им предоставляют временное жилье со всей необходимой инфраструктурой. Государство (пока они официально не трудоустроятся) выделяет финансовую помощь — около 600 евро на семью ежемесячно.
"ДС" В середине января литовские журналисты нашли документы на счету в банке Литвы с почти $30 млн, связанными с экс-премьером Украины Павлом Лазаренко. Средства заморожены на счете местного отделения шведского банка SEB. Банк отказался давать комментарии. Что вы думаете по этому поводу?
М.Я. Это международный правовой процесс, поэтому комментировать сложно. К тому же еще не завершился судебный процесс над Лазаренко в США, от исхода которого все зависит. Но наши правоохранительные органы и украинская Генеральная прокуратура уже налаживают контакты по данному вопросу. Когда будут созданы условия для возвращения этих средств, последуют более четкие шаги.
"ДС" А не национализирует ли Литва эти деньги, как Латвия счета Сергея Курченко?
М.Я. Мы намерены действовать строго в рамках правового поля. А пока надо подождать окончания всех процессов по делу Лазаренко, чтобы прогнозировать развитие ситуации.
Марюс Януконис, посол Литовской Республики в Украине
Родился 18.10.1970 г. в Вильнюсе.
Образование: 1988-1993 гг. - магистр наук Вильнюсского университета, факультет естественных наук; 1996-2001 гг. - магистр права, Вильнюсский университет.
Карьера: 1995-1998 гг. - III секретарь, II секретарь отдела Центральной Европы, Политический департамент, МИД Литвы; 1998-2003 гг. - помощник по вопросам внешней политики при президенте Литвы; 2003 г. - советник отдела Восточной Европы и Центральной Азии, МИД; 2003-2006 гг. - советник, заместитель главы миссии, Временный поверенный в делах (август 2006 - февраль 2007), Посольство Литвы в Минске; 2007-2009 гг. - директор департамента Северной и Центральной Европы; директор департамента регионального сотрудничества, МИД; 2009-2010 гг. - директор департамента стран Европы, МИД; 2010-2014 гг. - полномочный министр, заместитель главы миссии, Посольство Литвы в Киеве; 2014-2015 гг. - директор департамента политики Восточного соседства, МИД; с 31.03.2015 г. - Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Украине.
Семейное положение: женат, есть сын.
Увлечения: история, путешествия.