Посол Израиля: "Служить в армию идут все. У нас нет такого понятия, как откупиться"
ДС Как Израилю удалось добиться столь высокого уровня развития экономики, ведь страна почти постоянно воюет с 1948 г., с момента основания?
Э.Б. Думаю, что наше государство смогло добиться таких высоких результатов как раз ввиду того, что находится в конфликте со дня своего создания. Возможно, это звучит парадоксально. Но с момента основания Израиля было всем ясно, что главный ресурс нашей страны — это люди. И как в каждый ресурс, в людей нужно вкладывать и максимально эффективно реализовывать их потенциал.
ДС Что вы подразумеваете под этим?
Э.Б. Со стороны государства нужно создать максимально эффективные рамки: развивать систему образования, медицинского обслуживания, инфраструктуры. Я не стану утверждать, что в Израиле нет экономических проблем, но путь нашего государства, направленный на реализацию наших граждан, — это верный путь.
Израильский пример доказывает, что страна может находиться в пустыне, не иметь полезных ископаемых, постоянно находиться в конфликте и при этом преуспевать.
И наш секрет в том, что мы относимся к людям как к основе создания успешного государства.
ДС Израиль создавался практически как социалистическое государство. Как удалось перестроить экономику страны на рыночный лад?
Э.Б. Всему свое время. В первые годы создания нашего государства частный сектор был очень слабым и малочисленным. Поэтому роль государства в экономике должна была быть весьма высокой. Но постепенно частный сектор становился все сильнее и вытеснял госсектор. Также хочу акцентировать, что в первые годы создания государства было важным защитить отечественную экономику, так как речь шла о рабочих местах. Поэтому в Израиле производили холодильники, различные электротовары и даже автомобили.
ДС Вот уж не знала, что Израиль выпускал машины...
Э.Б. Да, в 1960-х годах мы выпускали дешевые легковые автомобили для местного населения Sabra и Susita. Конечно, в этой отрасли мы не могли конкурировать с компаниями на Дальнем Востоке или в Европе, у которых были традиции, навыки и возможности наладить массовое производство. Ибо в таком маленьком государстве, как Израиль, нет базы для создания тяжелой промышленности, к которой относится и сборка автомобилей.
Если говорить о ныне превалирующем в израильской экономике частном секторе, то он базируется на наукоемких индустриях, производстве. Потому что в этом сегменте самая большая добавочная стоимость и это позволяет нашим компаниям конкурировать в линейке нишевых продуктов, где конкуренция меньше. К примеру, для производства автомобилей нужна хорошая промышленная база. А чтобы выпускать детали для этих авто, такая база не требуется. Зато за производство автодеталей можно получить очень высокую оплату. В продолжение этой темы приведу пример. Больше месяца назад всемирно известный американский концерн Intel купил за $15 млрд израильскую фирму Mobileye — ведущего разработчика так называемой "интеллектуальной системы помощи водителю". Эта сделка является крупнейшей за всю историю израильской отрасли высоких технологий.
ДС И в чем же интерес Intel?
Э.Б. В этой израильской компании работал профессор-оптик Иерусалимского университета, который разработал уникальную "умную" камеру для автомобилей, которая функционирует круглые сутки и при любой погоде. Ее ставят на щиток машины, и она в движении фотографирует дорогу впереди. Снимки анализируются компьютерной программой, и водитель видит индикацию на предмет разных препятствий на дороге (другая машина, велосипедист, ремонтные работы и т. д.). Эта система спасает жизни. А заключенная сделка доказывает, что Израиль становится всемирным технологическим центром.
ДС Насколько безболезненным был переход от социалистического уклада экономики к рыночному в первую очередь для самих израильтян?
Э.Б. Переход был достаточно плавным. Потому что это было не административное решение. Просто с течением времени стало очевидно, что участие государства в определенных индустриях не имеет смысла. Поэтому постепенно государство продавало акции этих предприятий частным компаниям. Но не всегда полностью. В некоторых случаях оно оставляло себе часть контрольного пакета ввиду ряда причин.
ДС А что осталось под контролем государства?
Э.Б. Например, государство оставляло в области своего контроля определенные предприятия энергетического сектора, или продовольственного, или транспортного — тех сфер, которые касаются национальной безопасности. Тем не менее на сегодняшний день подавляющее большинство израильского рынка — это частный бизнес.
Сейчас в Израиле происходит интересный процесс, но он больше имеет отношение к социальным услугам. У нас есть центры, которые называются службой занятости. В Украине они называются так же. Как и в Украине, государство помогает найти работу людям, которые ее лишились, при этом выплачивая пособие по безработице. Но сейчас в Израиле появилась новая тенденция, когда не государство, а компания помогает людям найти работу.
ДС Как это происходит и в чем выгоды обеих сторон?
Э.Б. Компания получает лицензию от государства. Что касается выгод: частная компания помогает человеку в поиске работы, а государство сэкономит на пособии для безработных (половину этого пособия оно отдает компании, а остаток — забирает себе). То есть появляется тенденция, когда часть социальных услуг, которые предоставляются гражданам, переходит в частный сектор. Но в государственном секторе остаются базовые медицинские услуги, образование. Мы это делаем для того, чтобы не создавались классы неравенства.
ДС То есть частных школ, детских садиков в Израиле нет?
Э.Б. Очень мало. И такие заведения в основном рассчитаны на детей дипломатов, иностранцев. Даже богатые израильтяне и министры обязаны отдавать своих детей в обычные государственные учебные и воспитательные заведения. В Израиле эта система работает, и для нас это важно, потому что мы видим своих людей как ресурс. То же самое, в плане ресурса, касается и армии. Служить в израильскую армию с 18 лет идут все: богатые, бедные, сильные и слабые, мужчины, женщины. У нас нет такого понятия, как откупиться. Когда человек идет в армию, он заключает с государством контракт, по которому его семья (в случае его гибели) будет на полном обеспечении государства. Если человек, проходящий службу, будет ранен, он получит бесплатно самое лучшее медицинское обслуживание. В случае попадания в плен государство сделает все возможное для его освобождения. Несколько лет назад в плен попал израильский капрал, и за него отдали тысячу террористов. Шли сильные дискуссии, но государство не могло поступить иначе. Ибо в противном случае как другие солдаты будут рисковать своей жизнью на благо родины? Люди должны видеть, что государство тоже готово их защитить.
ДС Как Израиль прошел мировой экономический кризис?
Э.Б. Наше государство и население сравнительно легко пережили этот кризис, так как у нас весьма консервативная система структуры банков. В Израиле есть филиалы иностранных банков, но рядовой гражданин не может открыть в них счет.
Поэтому мировой экономический кризис израильтяне могут ощутить лишь через отечественные банки.
К тому же известно, что в процессе краха банков люди теряют свои вложенные деньги. Поэтому у нас очень строгие требования к банкам начиная с их минимальной ликвидности, и открыть банк в Израиле (иностранный или местный) крайне сложно. Я не помню, чтобы за последние 20 лет в Израиле появлялись новые банки.
ДС Если обычный израильтянин не имеет возможности открыть свой счет в филиале заграничного банка на территории Израиля, как тогда они функционируют?
Э.Б. Услугами филиалов иностранных банков могут пользоваться компании, которые экспортируют продукцию за границу. Также эти банки могут проводить финансовые операции для инвесторов, которые желают инвестировать в нашу экономику.
ДС Несмотря на довольно стабильное состояние израильской экономики, людей беспокоит повышение цен на жилье, лечение, еду и они боятся, что вскоре придется затянуть пояса. Эти опасения небезосновательны?
Э.Б. Израильтяне, как и другие национальности, смотрят в будущее с опаской. Но тенденция к повышению цен присутствует, хотя и не выходит за рамки, которые существуют везде. К тому же зарплата в Израиле повышается параллельно ценам в магазинах, квартплате и т. д. А вообще, если проверить экономические индикаторы, то увидим, что безработица достаточно длительный период находится на очень низком уровне — около 4%. Вследствие этого уровень жизни в стране повышается. Сейчас средний валовый продукт на душу населения в Израиле составляет свыше $30 тыс., что ставит наше государство в один ряд с самыми преуспевающими странами. А наша национальная валюта (новый шекель) становится все сильнее. Хотя это не всегда хорошо.
ДС Почему же?
Э.Б. Потому что экспорт становится дороже. Но тот факт, что израильские деньги ценятся, означает доверие к экономической ситуации в нашей стране. Как доказательство сказанного — постоянный рост инвестиций в израильские компании.
У нас функционирует почти 270 научно-исследовательских центров ведущих конгломератов мира. И на сегодня я не знаю ни одной крупной компании, у которой нет такого центра исследований в Израиле.
Также более 70 международных инвестиционных фондов имеют представительства в нашем государстве, которые находятся в поиске перспективных израильских компаний.
ДС Вы сказали, что зарплаты в Израиле индексируются в унисон удорожанию жизни. А обычный израильтянин может позволить себе купить квартиру, живя на одну зарплату?
Э.Б. Проблема, которая действительно стоит остро и ее пытаются решить уже несколько лет, — это высокие цены на жилье. Но дорогое жилье лишь в крупных городах (Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа), в частности, в элитных районах. К примеру, в пригороде, в 20 минутах езды от Тель-Авива, уже можно приобрести квартиру значительно дешевле. А в самом Тель-Авиве, скажем, трехкомнатная квартира (не в элитном районе) обойдется в $400 тыс.
ДС И средний класс может позволить себе купить такое жилье?
Э.Б. Нет, хотя минимальная зарплата в Израиле около $1,5 тыс .
Но если гражданин Израиля готов поселиться на периферии, он получает государственную ссуду на приобретение жилья на весьма выгодных условиях.
Некоторые ссуды даже могут превращаться в гранты, то есть быть безвозмездными. И чем дальше от столицы, тем привлекательнее условия покупки жилья. Кстати, постоянно ведется работа над улучшением инфраструктуры с точки зрения транспортного соединения. Сейчас в Тель-Авиве ведется строительство скоростного поезда, который свяжет город с Иерусалимом. В течение этого года проект должен быть завершен. Такие же поезда планируется пустить по стране в северном и других направлениях. То есть правительство пытается сократить расстояние между периферией и центром, чтобы люди, которые проживают в регионах, могли работать в столице. Потому что все-таки легче найти работу в крупных мегаполисах, нежели на периферии.
ДС Как у вас обстоят дела с коммунальными платежами? В Украине это проблема...
Э.Б. У нас коммунальные платежки составляют максимум 20% от зарплаты, но все зависит от времени года и региона. Хочу акцентировать, что в Израиле очень развито использование альтернативных источников энергетики. На подавляющем большинстве многоквартирных израильских домов стоят специальные бойлеры. В них электронасосом нагнетается вода, после чего под воздействием южного солнца она нагревается. То есть не нужно тратить энергию на горячую воду. Также есть еще много других попыток использования альтернативных источников энергетики. Кроме того, надо не забывать, что
Израиль — страна жаркая, и у нас больше энергии уходит на кондиционеры, нежели на обогрев.
ДС Мы уже упоминали, что ваша страна находится постоянно в состоянии военного конфликта. Какова актуальная позиция Израиля по палестино-израильскому урегулированию?
Э.Б. Я бы не сказал, что у нас ситуация войны с палестинской территорией. Но проблема в том, что мирный процесс, который проходил, сейчас приостановлен. Если посмотреть на карту Израиля, то палестинскую территорию можно разделить на две части: Западный берег реки Иордан (палестинское самоуправление) и Сектор Газа, который находится на юго-западе (до 2005 года контролировался Израилем). Сектор Газа находится под протекторатом экстремистской организации ХАМАС, которая не признает право Израиля на существование и никаких переговоров вести не хочет. Что касается Западного берега реки Иордан, который находится в палестинском самоуправлении, то мы сейчас ищем возможность начать мирные переговоры.
Если резюмировать, то Израиль стремится жить в мире со всеми своими соседями.
Израиль готов начать переговоры, но без посредников, дабы договориться об определенном формате для достижения мира.
И мы готовы говорить об этом в любое время. Но для диалога нам нужен партнер, ибо мы не можем вести беседу сами с собой.
ДС Во многих странах Ближнего Востока произошли так называемые "арабской весны". Как эти события повлияли на отношения Израиля с арабскими странами?
Э.Б. Процесс "арабской весны" еще не закончен, и рано подводить итоги. Но я думаю, что у арабских стран есть высокий интерес к тому, что происходит в Израиле.
ДС К чему именно?
Э.Б. В нашей стране проживает 20% арабов, которые пользуются теми же правами, что и израильтяне. У них есть арабские партии (10% Кнессета). В вопросах культуры и семейного права у арабской общины Израиля — автономия.
ДС Что это значит?
Э.Б. Есть законы, которые распространяются на еврейское население. А есть законы, которые распространяются на арабов-мусульман, и законы для арабов-христиан. То есть у арабской общины есть свои суды и судьи (кади), которые получают зарплату от израильского государства. Каждый кади приравнивается к судье обыкновенного израильского суда и получает такую же зарплату. Более того, так как эти 20% арабов — равноправные граждане Израиля, то государство выделяет им деньги на поддержку судебных институций. К тому же в каждом израильском суде (от местного до Верховного) есть судьи-арабы.
ДС Если не секрет, как оплачивается труд штатного судьи в Израиле?
Э.Б. Одна из самых высоких зарплат израильских государственных служащих именно у судей. Например, у судей Верховного суда зарплаты в рамках $10–20 тыс., что для Израиля является весьма высокой оплатой труда. Это сделано для того, чтобы избежать любой зависимости от взяток и других непрозрачных моментов в работе.
ДС Декларации украинской элиты удивили весь мир. В Израиле есть нечто подобное электронному декларированию?
Э.Б. У нас только для судей есть такого рода декларации.
Судьи должны подавать декларацию при назначении на должность, но эта информация остается непубличной.
Если к тому или иному судье возникают вопросы, тогда проверяется, соответствует ли уровень его жизни реальным доходам.
ДС Как в Израиле обстоят дела с уплатой налогов гражданами?
Э.Б. Налоги платят все. К примеру, если гражданин Израиля сдает квартиру, он получает доход. По закону с этого дохода снимается налог в государство. Таким образом, известно, сколько человек получает за сдачу в наем квартиры. Вообще, с налогами у нас очень строго, и это касается каждого жителя Израиля.
Элиав Белоцерковский, посол Израиля в Украине
Родился 13 декабря 1963 г.
Образование: 1987–1990 гг. — Еврейский институт (Иерусалим), специальность "Международные отношения и Ближний Восток"; 1990–1992 гг. — магистерская программа по международному менеджменту Бостонского университета в Израиле.
Карьера: 1992–1995 гг. — менеджер в компании "Мейтаъав" (хай-тек), Израиль; 1996–1998 гг. — помощник заместителя генерального директора по экономическим вопросам, Министерство иностранных дел Израиля; 1998–2001 гг. — первый секретарь Посольства Государства Израиль в Республике Сингапур; 2001–2003 гг. — заместитель посла Государства Израиль в Никосии, Республика Кипр; октябрь 2003 — август 2007 гг. — заместитель директора департамента Евразии, МИД Израиля; август 2007 — август 2011 гг. — заместитель посла Государства Израиль в Республике Индия; сентябрь 2011— август 2014 гг. — директор по экономическим связям с Индией и Китаем, МИД Израиля; февраль 2013 — август 2014 гг. — советник-посланник (нерезидент) по экономическим вопросам, Греция; с августа 2014 г. — посол Государства Израиль в Украине.
Семейное положение: женат.
Увлечения: путешествия.