Последний козырь Сытника. Зачем Шабунин врет украинцам о "гневе МВФ"
"Центр противодействия коррупции", возглавляемый Виталием Шабуниным, придумал новую страшилку для украинцев. Звучит она так: "Снос Сытника не в рамках закона - на 99% отсутствие программы с МВФ. Это прямо нарушает условия старых программ и согласованный текст новой. После такого "броска" никто на Западе не будет серьезно воспринимать украинскую власть. Это прямой путь к еще большей потере субъектности. Вся эта история имеет только одну цель - и это не увольнение Сытника, а блокирование работы с МВФ. Со всеми катастрофическими последствиями". В Фейсбуке ЦПК разместил конспирологическую версию: Игорь Коломойский разводит Владимира Зеленского на увольнение директора НАБУ Артема Сытника по беспределу - без аудита или изменений в закон. "Ему это надо для того, чтобы МВФ отказалось подписать с Украиной меморандум. Именно МВФ стоит между Коломойским и возвращением ПриватБанка (или компенсаций за него). Освобождение Сытника по беспределу почти наверняка сорвет подписание меморандума", - утверждают "антикоррупционеры". А еще, говорят они, "обезьянки Коломойского в Раде уже и подписи собирают" за отставку Сытника.
Это напомнило заявления другого известного "борца с коррупцией" - Сергея Лещенко. 7 декабря 2017 г. он пугал: если Верховная Рада поддержит законопроект, который позволит депутатам увольнять руководителей антикоррупционных органов простым большинством голосов, Украина может потерять безвизовый режим со странами ЕС, также сократится американская помощь в области безопасности. Было понятно, что безвиз и американская военная помощь никоим образом не связаны с перипетиями вокруг упомянутого законопроекта (в конце концов так и не принятого), однако тогда слова Лещенко активно тиражировались и обсуждались в СМИ и соцсетях. Сейчас он - член наблюдательного совета "Укрзалізниці". Шабунину же должности при новой власти не досталась, хотя двое бывших членов ЦПК - Анастасия Красносельская и Александра Устинова - получили депутатские мандаты. Первая - от "слуг", вторая - от "Голоса". Красносельская даже возглавила комитет по вопросам антикоррупционной политики.
На этой должности она получила существенные рычаги для лоббирования интересов НАБУ и защиты его директора. Это вылилось в законопроект №2714 об изменениях в законодательные акты Украины относительно усиления борьбы с коррупцией, который в случае принятия сделает директора НАБУ "неприкосновенным" для украинской власти. Красносельская значится главным автором этого документа. Он предусматривает принципиальные изменения процедуры аудита НАБУ, в частности изменяет подходы к созданию комиссии "ревизоров". Сейчас их по одному назначают президент, Рада и правительство из числа людей, которые имеют большой опыт работы в органах досудебного расследования, прокуратуре, судах за рубежом или международных организациях. А предлагается формировать комиссию из кандидатур только от Кабмина на основании "предложений доноров, которые предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере предотвращения и противодействия коррупции". То есть судьбу Сытника фактически смогут решать только международные организации. Сейчас этот законопроект на рассмотрении в парламентских комитетах, а это значит, что до тех пор, пока он появится в повестке дня парламента, защитники директора НАБУ будут всячески оттягивать время отчета Сытника перед народными депутатами. Чтобы те по итогам отчета не организовались для его отставки.
Depo.ua писал о том, как антикоррупционный комитет Рады спасает директора Бюро от отставки. Члены этого комитета даже пошли в НАБУ, где провели совместное заседание с руководителями Сытником и Холодницким. То есть, если "Магомет" не пришел в парламент, то "горы" сами пришли к нему. Может, госпожа Красносельская сама за Сытника и отчитается?
Впрочем, вернемся к страшилке ЦПК о прекращении сотрудничества с МВФ. Финансовые доноры Украины действительно пристально наблюдают за ситуацией вокруг Приватбанка. Президент Зеленский вчера четко дал понять, что он поддерживает принятие законопроекта №2571 о невозвращении банков, признанных неплатежеспособными, экс-владельцам. Если фракция "слуг" прислушивается к президенту, то Украина снимет с повестки дня важную оговорку МВФ перед предоставлением транша. Что касается Сытника, то его пребывание в кресле никогда не было требованием Международного валютного фонда.
Поэтому деятелям с ЦПК не надо путать "свою личную шерсть с государственной". Если Сытник потеряет должность, у грантодателей исчезнет интерес давать деньги активистам-"антикоррупционерам". Нет, не потому, что им не удалось спасти директора НАБУ, а потому, что они упорно защищают лицо, которое попало в реестр коррупционеров. Вместо самим стать инициаторами замены Сытника на незапятнанное лицо. Которое они смогут защищать за иностранные гранты без имиджевых потерь для доноров, которые дают Украине деньги на противодействие коррупции.