Последний довод Кремля

Нынешняя Россия, если и обладает некой "мягкой силой", то исключительно отрицательной. Так что акты запугивания иностранных элит - это не только попытки провокации нестабильности, но и симптомы отчаяния
Фото: dialog.ua

Убийство в центре Киева известного журналиста Павла Шеремета, в котором со всей неизбежностью усматривается российский след (хотя бы в силу присутствия пророссийских СМИ на месте происшествия) ставит вопрос о потенциале зарубежной деятельности кремлевских спецслужб, как в форме прямого терроризма, так и в других плоскостях. Можно обратить внимание на два мнения - самого покойного Шеремета, который, по свидетельству российского оппозиционного политика Ильи Яшина, отмечал что "в Киеве сотрудники ФСБ чувствуют себя как дома", а также Виталия Портникова, который заметил параллели между убийством Шеремета и Бузины: их объединяет лишь известность у российской аудитории.

Покушения на общественных и политических деятелей за границей с целью запугивания или провокации - если оставить за скобками вопрос о происходящем на оккупированных территориях Украины - это все же относительно новый поворот в деятельности постсоветской российской спецслужбы. Убийство Александра Литвиненко в Лондоне все-таки было, с одной стороны, ответом на разоблачения (возможно, несколько преувеличенные - хотя с тех пор очень многое стало известно о деятельности "тамбовской" ОПГ в Петербурге, c которой был связан Путин), а с другой - корпоративной местью спецслужбы и попыткой бросить тень на деятельность излишне публичного эмигранта Бориса Березовского. Насильственную смерть самого Березовского и, ранее, Бадри Патаркацишвили - сегодня все еще представляется трудным доказать.

Расправлялся Кремль за рубежом и с чеченскими мятежниками. Что характерно, прослеживается общность метода. 13 февраля 2004 года, возвращаясь из мечети в столице Катара Дохе, был взорван в собственной машине и.о. президента Ичкерии (1996-7) Зелимхан Яндарбиев. К днищу "Тойоты Лэндкрузер" было прикреплено взрывное устройство мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте. 13-летний сын Яндарбиева Дауд выжил, но получил очень сильные ожоги и практически потерял слух. Суд Катара квалифицировал это преступление как террористический акт. Реакция властей была незамедлительной - в ночь на 19 февраля в Дохе были арестованы трое российских граждан. Им было предъявлено обвинение в умышленном убийстве Яндарбиева. Один из задержанных, первый секретарь посольства России в Катаре, обладавший дипломатической неприкосновенностью, был отпущен и в марте вернулся на родину. 30 июня суд приговорил россиян к пожизненному заключению.

Таким образом, в совершении этого теракта подозревались лица, действовавшие под прикрытием посольства (предположительно - ГРУ). Но с тех пор российские спецслужбы, по сути, превратившиеся в частные охранные предприятия при контролирующих государственную власть выходцах из "тамбовской" ОПГ, явно вышли за рамки посольств.

В прошлом году выяснилось, что 44-летний российский бизнесмен Александр Перепиличный, погибший в 2012 году в графстве Суррей Великобритании от аритмии сердца, был незадолго до этого отравлен. К такому заключению пришли нанятые страховщиком погибшего эксперты, чьи выводы были представлены коронерскому суду Лондона. Эксперты доказали, что таинственная смерть Перепиличного во время утренней пробежки произошла из-за добавления в пищу или чай растения, произрастающего в Юго-Восточной Азии и вызывающего похожие на аритмию симптомы.

В конце прошлого и начле этого десятилетия скандалы с задержанием российских нелегалов в Великобритании и США показали, что агенты действовали под "крышей" частных фирм и крупных банков. К середине нынешнего десятилетия стали очевидны эксперименты путинской системы шпионажа с неправительственными организациями (такими, как "институты демократии" в США и Франции, организации "наблюдателей за выборами" в странах СНГ и Восточной Европы, и прочее).

К моменту начала Майдана российские спецслужбы вполне освоили такой традиционный еще со времен сталинизма инструмент, как церковь. Наконец, добровольно, насильственно или на коммерческой основе, в агентов были превращены многие работники СМИ и некоторые представители постсоветской диаспоры в развитых странах. В этом направлении целенаправленная работа шла еще с начала двухтысячных: конгрессы русскоязычных СМИ за границей за счет российской казны проводились едва ли не ежегодно - причем все расходы по сбору и доставке делегатов хоть в Турцию, хоть в Финляндию, хоть в Швейцарию брал на себя организатор.

Правда, по сравнению с 2014 годом - по причинам падения цен на нефть, девальвации рубля, санкций и некоторых позитивных изменений в работе разленившихся после окончания холодной войны западных спецслужб - возможности финансирования заграничных проектных линий несколько уменьшились (увы, не в случае Украины). Однако Кремлю в этом отношении вряд ли удастся достичь масштабов деятельности Коминтерна - в 20-е и 30-е годы прошлого столетия мировой коммунизм привлекал тысячи идейных сторонников, в послевоенные годы такую же роль играло "дело мира", ощущение внегосударственной общности интересов недопущения ядерного апокалипсиса.

Нынешняя Россия, являясь коррумпированным обскурантистским режимом, опустившимся до использования спецслужб для подмен проб мочи в ходе спортивных соревнований, если и обладает какой-либо "мягкой силой", то исключительно отрицательной. Демонстративные акты запугивания политической и общественной элиты в соседних государствах могут выглядеть как провокация процессов внутренней нестабильности в целевых странах, но в то же время - и симптом некоторого отчаяния. Здесь можно провести условную параллель с гитлеровским режимом: его "чудо-оружие" в массе своей было оружием отчаяния.

Удавка на шее путинской Москвы, которую местная пропаганда всячески пыталась отрицать и высмеивать, продолжает медленно, но неумолимо стягиваться. Поэтому точечная агрессия режима, в том числе и внешняя некоторое время будет нарастать.

Киев в этом смысле должны интересовать причинившие уже немало вреда "бывшей родине" соотвечественники, осевшие в Европе.

Так, лишь недавно - в связи с внешнеполитическими метаниями в Нидерландах - вновь вспомнили о беглом идеологе печально известной "Донецко-Криворожской республики" Владимире Корнилове, заведующем в Гааге предположительно фейковым "центром евразийским исследований" и активно комментирующем любые украинские события иностранным СМИ в очевидном ключе. И вспомнили лишь потому, что им, наконец, начали осторожно интересоваться соответствующие организации в стране пребывания (ведь этот агент русского мира от украинского гражданства не отказывался - это очень удобно!).

Другой выходец из Украины, вице-мэр Одессы при Эдуарде Гурвице и писатель-украинофоб (рекламирующийся на украинских книжных сайтах - и в лентах самых что ни на есть патриотических изданий) Лев Вершинин, покинувший как Украину, так и Израиль в результате крайне сомнительных историй на грани криминала, организовывал команды сетевых провокаторов по давно разоблаченным схемам российской "конторы". Руки этого предположительно проживающего в Испании фигуранта - по локоть в украинской крови, но руки украинской власти никак не дотянутся до вполне активно сотрудничающей с Украиной Испании.

Между тем, объясняя в блоге свою причастность к некоторым трагическим событиям 2014 года, посещавший оккупированный Крым через территорию РФ, Вершинин откровенно рассказывает, как его "направляли" в те или иные страны для ведения антиукраинской деятельности в форме "публичной дипломатии". Пока Украина сама допускает подобное, вряд ли должна вызывать удивление легкость, с которой спецслужбы государства-агрессора действуют на ее собственной территории, преследуя свои собственные цели.

В особенности это касается Главного Разведуправления (ГРУ), углубленного именно в специфику диверсий (восьмое управление) - не участвующего, заметим, в схватке других российских силовых структур за передел бюджета и "черной ренты".  О ГРУ вообще давно не было слышно вплоть до дерзкого теракта в Киеве. Это убийство внезапно начал комментировать для российской прессы "на условиях анонимности" действующий сотрудник Управления.

К слову, не было слышно о ГРУ после серии странных смертей российских офицеров, участвовавших в военных преступлениях в Крыму, а также после загадочного ухода из жизни руководителя спецслужбы Игоря Сергуна - по российским данным в Московской области, по американским - в Ливане. Весной ГРУ возглавил Игорь Коробов. В прошлом в его подчинении находились все иностранные резидентуры Управления.

Не исключено, что после поражений 2015 года начать демонстрировать диктатору свою эффективность новое начальство могло и с теракта в Киеве, хотя обычно целями ГРУ являются технологии, носители военных секретов и партизаны.

Так или иначе, украинскому руководству давно пора оставить неконструктивные кулуарные иллюзии о том, что с нынешней Россией можно достичь неких сбалансированных отношений, пусть и в формате гибридной холодной войны - по большому счету, от "Исламского государства" РФ отличается только системной коррумпированностью и демографической катастрофой. А с помощью вооруженной интервенции, подкупа, шантажа и террора Москва стремится увлечь на свой самоубийственный (так российское общество решило ответить на современные вызовы) курс как можно больше стран, в первую очередь - соседей. Однако третий год опыта показывает, что этой подрывной деятельности можно не только противостоять, но и отвечать на нее. В особенности если это провокационное убийство в центре украинской столицы.