Точка перелома. Чего Украине ждать от Байдена в ближайшие пять месяцев

Главная перемена произошла не в политике Вашингтона, а в мозгах американцев

Новый тренд в США

Последние полтора месяца заметен новый тренд в конкуренции демократов и республиканцев США. Обе партии стараются переложить друг на друга вину за то, что помощь США Украине недостаточно велика и слишком запаздывает.

Оставим будущим историкам разбираться в том, чья вина больше. Сейчас гораздо важнее то, что этот новый тренд работает на нас. Первым убедительным результатом стал закон "О дополнительных ассигнованиях на безопасность Украины" на сумму $60,84 млрд, принятый Конгрессом после шестимесячной задержки. Тут смогли прийти к согласию демократы и республиканцы в обеих палатах. Второй результат — это частичное разрешение Джо Байдена украинским войскам использовать американское вооружение для ударов по российской территории. Тут сработало двухпартийное давление на Белый дом.

Будут и еще результаты. Иллюстрацией двухпартийных усилий может служить письмо к главе Пентагона Ллойду Остину, которое подписали 20 мая три видных конгрессмена: глава комитета по разведке Палаты представителей, глава делегации США в Парламентской ассамблее НАТО республиканец Майк Тернер, лидер демократов в комитете по разведке Джим Хаймс и бывший президент Парламентской ассамблеи НАТО демократ Джерри Коннолли. После встречи с делегацией украинских парламентариев конгрессмены подчеркнули, что для того, чтобы Украина лучше защищалась от России, США должны разрешить использование Украиной оружия, которое позволило бы ее вооруженным силам наносить удары по стратегическим объектам на территории России, обучить дополнительных украинских пилотов F-16 и предоставить более семи дополнительных батарей Patriot для защиты крупных городских территорий в Украине.

"Помощь Украине не поступает в достаточных количествах и своевременно, что усугубляет тяжелую ситуацию, — говорится в письме. — Мы просим вас ускорить выделение ресурсов". Под письмом подписались также республиканцы Дарин Лахуд, Нил Данн, Брайан Фицпатрик, Френч Хилл, Остин Скотт, демократы Линда Санчес, Рик Ларсен, Джейсон Кроу, Брендан Бойл, Андре Карсон.

И мы видим, что позиция Белого дома становится все более ястребиной (пусть и не так быстро, как этого хотелось бы нам). Это проявляется не только в том, что он шаг за шагом отодвигает свои красные линии: дает и разрешает нам то, чего раньше боялся. Он еще и собирается радикализовать свою политику санкций.

Новая задача антироссийских санкций

29 мая в Киеве побывал заместитель министра финансов США Уолли Адейемо. Как сообщило посольство США, он приехал, чтобы "обсудить поддержку Украины со стороны США, следующие шаги по усилению санкций и усилия, направленные на получение прибыли от замороженных российских активов". А уже 2 июня в Financial Times вышла программная колонка Адейемо, заголовок которой говорит сам за себя: "Нам нужно засыпать песок в шестерни российской военной машины".

"Прежде всего, мы должны признать, что эта машина приводится в действие и зависит от импортных компонентов, имеющих решающее значение для производства боеприпасов, ракет и танков. Раньше отдельные отрасли российской экономики импортировали товары двойного назначения для осуществления нормальной экономической деятельности. Но сейчас вся промышленная база России находится на военном положении, и нам необходимо обеспечить, чтобы в страну не попадали чувствительные товары двойного назначения — от станков до микроэлектроники", — объявил Адейемо.

То есть суть в том, что раз Россия пошла строить военную экономику, то душить надо всю Россию, а не только ВПК. Для этого нужно запрещать экспорт в Россию чипов и станков не только для производства боеприпасов, ракет и танков, но и для выпуска любой другой техники и вообще любых товаров.

Эту задачу он ставит перед всеми странами проукраинской коалиции. "Крайне важно, чтобы наши производители предприняли все возможные шаги для тщательного изучения своих цепочек поставок и предотвращения попадания оборудования западного производства в вооружения, развертываемые Кремлем. Нам также необходимо, чтобы финансовые институты в наших странах проверили свои корреспондентские отношения со странами, которые оказывают материальную поддержку российской военно-промышленной базе. Это включает в себя обращение особого внимания на малые и средние банки, которые часто являются предпочтительным средством Кремля для обработки платежей за товары военного назначения".

Конечно, тут есть опасность, что Россия найдет замену западным чипам и станкам, как и западным банкам, в Китае. Но Пекин не спешит рисковать своей экономикой ради спасения российской. В той же Financial Times почти одновременно с колонкой Адейемо вышла статья, где говорится о трех основных просьбах, с которыми Путин приехал к Си Цзиньпину 16 мая. Это сделка по трубопроводу "Сила Сибири-2", усилением активности китайских банков в России и игнорирование Китаем мирной конференции в Швейцарии. Как можно понять, Пекин согласился только на третью просьбу и этим фактически откупился от Путина.

Источники Financial Times пояснили, что "Пекин и Москва обсуждают вопрос о выделении одного или нескольких банков, которые будут финансировать торговлю компонентами для российской оборонной промышленности — почти наверняка навлекая на себя санкции США, которые исключат любой такой банк из более широкой глобальной финансовой системы". Однако по итогам визита Путина в Китай "сотрудничество с китайскими банками остается в гораздо меньших масштабах, чем просила Россия", констатировали источники газеты.

Новый шанс для Украины

Но откуда взялся новый тренд в США? Почему Байден становится более ястребиным и менее осторожным?

Понятно, что дело в выборах, которые пройдут 5 ноября. И разгадку нужно искать в динамике настроений американских избирателей.

Незадолго до принятия Конгрессом закона "О дополнительных ассигнованиях на безопасность Украины" очень интересными наблюдениями поделился Институт Геллапа. Если проанализировать результаты его опросов за период с августа 2022 года по март 2024 года, то обнаруживается чудесная точка перелома в октябре 2023-го. Чудесная — потому что благодаря ей Украина сейчас фактически получила второй шанс избежать позорного мира на условиях Путина.

Институт Геллапа отслеживал динамику ответов американцев на два вопроса. Первый — это выбор между миром и войной: "Что бы вы предпочли, чтобы США сделали в российско-украинском конфликте? Постарались положить конец конфликту как можно быстрее, даже если это означает позволить России сохранить территорию, которую она захватила у Украины, или поддержать Украину в возвращении территории, которую Россия захватила, даже если это приведет к более продолжительному конфликту между двумя странами?"

В августе 2022 года сторонники войны имели более чем двукратное превосходство над сторонниками мира: 66% против 31% (разрыв 35%). Через пять месяцев (в январе 2023 года) цифры остались практически теми же: 65% против 31% (разрыв 34%). Еще через пять месяцев (в июне 2023 года) получилось 62% против 36% (разрыв сократился до 26%). И еще через четыре месяца (в октябре 2023 года) силы почти сравнялись: 54% против 43% (разрыв составил всего лишь 11%).

Перевес сторонников войны терялся все более быстрыми темпами. Это было похоже на камень, который катится с горы, набирая скорость. Наверное, все наблюдатели были уверены, что никто не сможет его остановить.

Эту тенденцию подтверждал и другой вопрос: "Думая о конфликте между Россией и Украиной, считаете ли вы, что США делают слишком много, чтобы помочь Украине, или слишком мало, или ровно столько, сколько нужно?" Тут важна борьба между двумя крайними вариантами: проукраинским "слишком мало" и украиноскептичным "слишком много".

В августе 2022 года ответ "слишком мало" имел заметное преимущество перед "слишком много": 38% против 24%. Однако уже в январе 2023 года силы практически сравнялись: 30% против 28%. В июне 2023 года получилось еще хуже: 28% против 29%. А в октябре 2023 года цифры выглядели как приговор Украине: 25% против 41%. Именно так проявляется пресловутая "усталость от Украины".

Конечно, когда 41% американцев считают, что нужно сворачивать помощь Украине, нет ничего удивительного в том, что республиканцы (причем не только трамписты) восприняли это как руководство к действию и принялись саботировать принятие закона о помощи Украине в 2024 финансовом году (он начался 1 октября 2023-го). Они просто хотели выиграть выборы и делали, как предполагали их аналитики, выигрышную ставку.

Но дальше случилось чудо. Камень, катившийся с горы, внезапно был остановлен. Как это удалось немощному 81-летнему старику, который иногда ведет себя странно и любит загадочно улыбаться? Этим вопросом мы займемся чуть позже, а пока опишем само чудо.

Итак, в октябре 2023 года было 54% сторонников войны против 43% сторонников мира (разрыв всего лишь 11%). В марте 2024 года оказалось то же самое, даже чуть лучше: 55% против 43% (разрыв 12%).

В октябре 2023 года только 25% считали, что США помогают Украине "слишком мало", а 41% — что "слишком много". В марте 2024 года их стало одинаково: 36% против 36%.

То есть обе тенденции, которые сулили Украине жуткие перспективы, чудесным образом остановились, а вторая даже обратилась вспять. Это выглядело невозможным: словно кто-то на ваших глазах заставил разбитую вазу принять первозданный вид, а выдавленную зубную пасту вернуться обратно в тюбик.

Байден мог сделать то, чего от него все ждали: прислушаться к тенденциям общественного мнения и приговорить Украину. Но он не стал торопиться. Американская пресса делилась инсайдами, что в ходе предвыборной кампании Байден и демократы собираются делать акцент на внутренней политике, а тему войны в Украине отодвинут на задний план.

Тем временем сам Байден регулярно и систематически обвинял Трампа и республиканское большинство в Конгрессе в том, что они играют на руку Путину. "Часы тикают. Каждую неделю, каждый месяц, проходящий без новой помощи для Украины, означает меньше артиллерийских снарядов, меньше систем противовоздушной обороны, меньше инструментов для Украины, чтобы защитить себя от этого российского нападения, — заявил он 6 февраля. — Поддержать этот законопроект — это противостоять Путину. Быть против этого законопроекта означает играть ему на руку. Мир смотрит".

То есть Байден сумел перенастроить американское общественное мнение, которое все больше уставало от Украины. Он его перенастроил на желание наказать Путина. И теперь это стало трендом также и для республиканцев.

Есть ли в этом какая-то мораль? Наверное, она в том, что не все политики одинаковы. Некоторые идут наперекор тенденциям общественного мнения — не потому, что они политические самоубийцы, а потому, что умеют эти тенденции ломать.

Конечно, хотелось бы, чтобы Байден делал для Украины больше и быстрее. Но не будем выносить ему приговор прямо сейчас: у него еще есть пять месяцев до выборов, чтобы исправиться. Если соцопросы будут требовать более жесткого наказания для Путина — возможно, он придумает что-нибудь особенное, чтобы порадовать американцев. Тогда порадуемся и мы.