После победы над Россией. Смогут ли военные взять власть на выборах
Конституция и законы не запрещают военнослужащим баллотироваться в народные депутаты и на пост президента. И для этого не нужно уходить в отставку
Все мы на новый год загадывали одно желание — победу над Россией. Но политики думают еще и о выборах. Согласно требованиям, прописанным в Конституции, очередные парламентские выборы должны состояться 29 октября 2023 г., а очередные президентские — 31 марта 2024 г.
Правда, законодательство запрещает проведение выборов в условиях военного положения. Чтобы парламентские выборы состоялись в срок, избирательный процесс должен начаться в конце августа. Если к тому времени военное положение не будет отменено, то сроки будут сдвигаться. Но в любом случае получается, что буквально через пару месяцев после победы (а мы все верим именно в победу над врагом и освобождение всех наших территорий) нас ждут парламентские выборы, а затем и президентские (проводить их одновременно запрещает Избирательный кодекс).
О том, что Офис президента усиленно готовится к выборам, подробно рассказала "Украинская правда". По состоянию на начало ноября, согласно закрытым исследованиям Банковой, главным конкурентом партии "Слуга народа" является еще не созданная политсила шоумена Сергея Притулы — ее рейтинг колеблется в пределах 12-14% среди тех, кто определился с выбором. Похоже, ОП рассчитывает на Притулу не только на парламентских, но и на президентских выборах, чтобы он сыграл роль главного конкурента Владимира Зеленского и успешно ему проиграл.
Главный непредсказуемый фактор
Однако сейчас любые подобные рейтинги — это не более чем желание угодить заказчику. Ибо они не учитывают главный непредсказуемый фактор — военных. Армия имеет наивысший рейтинг доверия. И в обществе есть запрос на участие военных во власти.
Конституция и законы не запрещают военнослужащим баллотироваться в народные депутаты и на пост президента. И для этого не нужно уходить в отставку. Также могут захотеть поучаствовать в политике те участники войны, которые после победы вернутся на гражданку. Мы не будем разделять эти категории. Да и для избирателей тоже будет важно в первую очередь то, что человек воевал и внес заметный вклад в победу, а не его статус на момент выборов: он военнослужащий, военнообязанный или резервист.
Можно не сомневаться в том, что военные сыграют на следующих выборах очень важную роль. Конечно, армия — это срез нашего общества, и она неоднородна в своих политических настроениях. Поэтому вряд ли военные выступят как единая политическая сила. Скорее можно ожидать, что они разделятся на несколько команд.
Напомним, что следующие парламентские выборы должны пройти по чисто пропорциональной системе с открытыми партийными списками. Каждая партия будет представлена в бюллетене первой девяткой своего общегосударственного списка, а также своим региональным списком кандидатов. Там не будут указаны должности кандидатов, только фамилии и инициалы. Поэтому каждая партия будет стремиться включить в свой список максимально узнаваемые фамилии. А наибольшие шансы на узнаваемость будут иметь именно фамилии военных — если, конечно, хотеть узнаваемости в положительном ключе, а не в связи со скандалами и компроматом.
Возьмем, к примеру, партию "Слуга народа". Если первым номером ее общегосударственного списка будет идти глава партии Елена Шуляк, или спикер парламента Руслан Стефанчук, или глава фракции Давид Арахамия, это будет одна история. И совсем другая — если первым номером будет идти, скажем, командующий Сухопутных войск ВСУ Александр Сырский. (После выборов он сможет отказаться от мандата и остаться в своей должности.)
То же самое можно сказать про каждую партию, которая всерьез претендует на преодоление барьера в 5%: и про партию "Европейская солидарность" Петра Порошенко, и про партию Притулы, и про любую другую. Узнаваемые военные будут нужны и для первой девятки, и для региональных списков. Именно вокруг этих фамилий, способных поднять рейтинг, будет строиться партийная агитация.
Результаты выборов будут зависеть от того, захочет ли сыграть в собственную политическую игру главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. И если да, то кого он выберет себе в союзники. Это может быть уже существующая партия, а может быть и новый политический проект.
Уточним, что закон запрещает военнослужащим членство в партиях. Но они могут быть выдвинуты в кандидаты любой партией. Наверняка будет попытка создать мощную партию военных (под названием, например, "Партия победителей"), в которой функцию организаторов возьмут на себя ветераны войны. Говорят, над этим уже работает бывший первый заместитель командующего Сил специальных операций ВСУ, экс-заместитель секретаря СНБО генерал-майор Сергей Кривонос.
Социальный лифт для ветеранов
Впрочем, военные окажут влияние на следующие выборы не только своими кандидатами. Они также повлияют на формирование политических приоритетов.
Какие приоритеты на послевоенное время у Зеленского и "слуг народа" — известно. Президент в своем послании к Верховной Раде 28 декабря подчеркнул, что восстановление Украины после боевых действий — это будет самый крупный экономический проект нашего времени в Европе. И "слуги" очень хотят сохранить власть, чтобы этот проект реализовывать.
В своем послании Зеленский упомянул и о ветеранах: "Создание современной ветеранской политики. Это очень важно! Создание в Украине современной системы реабилитации тех, кого война поставила в самое сложное положение. Чтобы в нашем обществе было именно это ощущение — что никто у нас не лишний. Это задача… Что обо всех украинцах мы заботимся, что каждому и каждой можем помочь".
Это конечно, правильно, но все же ветеранам нужна не только реабилитация и помощь. Они заслуживают того, чтобы быть на первых ролях в послевоенном восстановлении Украины. И они заслуживают этого точно не меньше, чем "слуги народа".
Мы еще увидим, как партии будут соревноваться в обещаниях социального лифта для ветеранов войны. Что ветераны должны иметь преференции в конкурсах в госорганах, приоритет в продвижении по карьерной лестнице на госслужбе. Наверняка будет предложена и идея ветеранских квот в избирательных списках партий, начиная с ближайших местных выборов. Собственно, почему бы и нет, если Избирательный кодекс уже ввел на парламентских и местных выборах гендерные квоты: в каждой пятерке не менее двух женщин (и мужчин тоже не менее двух). Для послевоенной Украины ветеранские квоты будут гораздо важнее гендерных.
Конечно, "слуги народа" тоже могут все это пообещать. Но с них — особый спрос. Они — партия власти, поэтому их будут судить не по обещаниям, а по делам. Сейчас военные видят, что социальный лифт работает совсем не для ветеранов. Последний громкий пример — указ Зеленского о назначении послом в Болгарии "сексологини" и "специалиста по вопросам обработки драгоценных камней" Олеси Илащук, которая не имеет никакого дипломатического опыта и вообще опыта работы на государственных должностях. Министерство иностранных дел Украины было вынуждено выступить с комментарием, что "назначение на должности послов некадровых дипломатов является обычной международной практикой". Никто бы и не возражал, если бы должность посла получил офицер — ветеран войны, пусть он и не является кадровым дипломатом. С учетом роли и места Болгарии среди стран ЕС в хранении и производстве техники и боеприпасов советских образцов, в которых очень нуждается воюющая Украина. И всем понятно — проблема не в том, что не нашлось подходящего ветерана. Проблема в том, что власть при назначении руководствовалась совсем иными соображениями.
На Банковой явно недооценили возможный резонанс от этой истории. Наверное, власть сделает какие-то выводы на будущее. Но как раз из таких, на первый взгляд, мелочей и будет складываться политическая позиция военных после победы. Они не хотят оказаться чужими на празднике жизни. И общество их в этом поддержит. Хотя оно политически неоднородно, но в нем есть консенсус насчет того, что военные должны участвовать во власти и контролировать ее.