• USD 42.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52.1
Спецпроекты

После освобождения Херсона. Заставят ли Зеленского договориться с Путиным о перемирии

У Путина — цейтнот. Ему нужно переломить ход событий срочно, прямо сейчас. И его шансы добиться этого невелики

Реклама на dsnews.ua

На дипломатическом фронте у нас проблемы. Об этом свидетельствуют публикации как в американских, так и в европейских медиа. Однако все познается в сравнении. У Кремля проблемы на порядок серьезнее, чем у нас.

Зачем приезжал Салливан

Газета The Wall Street Journal рассказала некоторые подробности, зачем 4 ноября приезжал в Киев советник президента США Джо Байдена по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан. Сразу подчеркнем, что с Салливаном регулярно контактирует руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак. Банковая очень дорожит этой связью, а сейчас — особенно. Именно поэтому Владимир Зеленский во время визита Салливана вручил ему орден князя Ярослава Мудрого ІІ степени.

The Wall Street Journal отмечает, что Салливан прибыл в Киев, чтобы поговорить с Зеленским и министром обороны Алексеем Резниковым — хотя такие встречи традиционно проводятся государственным секретарем или министром обороны США. "Салливан обратился к руководству Украины, призвав его публично заявить о своей готовности урегулировать конфликт", — пояснила газета цель визита, ссылаясь на анонимного представителя Белого дома. По словам этого чиновника, США не подталкивают Украину к переговорам, а просто хотят показать союзникам, что Киев ищет решение конфликта, который повлиял на мировые цены на нефть и продукты питания.

Днем раньше о такой позиции Белого дома сообщила газета The Washington Post. Ссылаясь на "людей, знакомых с дискуссиями", она рассказала, что "администрация Байдена в частном порядке призывает лидеров Украины сигнализировать об открытости к переговорам с Россией и отказаться от публичного отказа участвовать в мирных переговорах, если президент Владимир Путин не будет отстранен от власти". Под "публичным отказом" имеется в виду указ Зеленского от 30 сентября, где констатируется "невозможность проведения переговоров с президентом Российской Федерации В.Путиным".

По словам источников газеты, просьба американских официальных лиц не направлена на то, чтобы подтолкнуть Украину к столу переговоров, скорее это попытка обеспечить поддержку киевского правительства другими странами. "Хотя официальные лица США разделяют мнение своих украинских коллег о том, что Путин пока несерьезно относится к переговорам, они признают, что запрет Зеленского на переговоры с Путиным вызвал обеспокоенность в некоторых странах Европы, Африки и Латинской Америки, где война ведет к разрушительным последствиям. Наиболее остро ощущается воздействие на наличие и стоимость продуктов питания и топлива", — предполагает газета.

Она отмечает и другой фактор — внутриполитическую ситуацию в США. Опросы показывают, что республиканцы все меньше поддерживают продолжение финансирования украинских вооруженных сил на нынешнем уровне, и Белый дом может столкнуться с сопротивлением после промежуточных выборов 8 ноября, пишет The Washington Post.

Реклама на dsnews.ua

Главное сказано в конце статьи. Газета продвигает идею, что Украина должна пойти на уступки Путину. "Несмотря на отказ украинских лидеров разговаривать с Путиным и их клятву бороться за возвращение всей Украины, официальные лица США говорят, что они считают, что Зеленский, вероятно, поддержит переговоры и в конечном итоге пойдет на уступки, как он предполагал в начале войны. Они считают, что Киев пытается зафиксировать как можно больше военных успехов до наступления зимы, когда может появиться окно для дипломатии". Кроме того, по мнению газеты, некоторые страны Большой семерки "видят потенциальный поворотный момент, если украинские силы приблизятся к Крыму". Похоже, под уступкой Путину понимается как минимум Крым.

Европейские фантазии

Подобные темы звучат и в европейских медиа. Так, в журнале Der Spiegel вышла статья "Все больше немцев верят российской пропаганде", где представлено исследование берлинского института CeMAS, посвященное "пророссийским конспирологическим нарративам" и распространению дезинформации в немецком обществе. Доля тех, кто согласен или отчасти согласен с мнением, что "НАТО так долго провоцировал Россию, что ей пришлось вступить в войну", по сравнению с апрелем выросла с 29 до 40%. А доля тех, кто считает или частично считает Путина борцом с тайным всемирным правительством, выросла с 32 до 44%. Эти идеи пропагандируются на пророссийских митингах, которые проходят под лозунгом Wutwinter ("Злая зима") и эксплуатируют тему подорожания энергии и возможных проблем в теплоснабжении.

А о подталкивании Киева к уступкам рассказала итальянская газета La Repubblica в статье "Взятие Херсона, а потом переговоры". По ее сведениям, в свежих аналитических материалах, циркулирующих в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, столкновение в районе Херсона приобретает стратегическое значение не только с военной точки зрения, но и с политической и дипломатической. Победа над российской армией в Херсоне "может означать реальную возможность начать первые настоящие переговоры с Москвой". "Именно по этой причине из США — через Брюссель — приходит сообщение, которое также представляет собой приглашение украинскому правительству: если и когда Херсон будет возвращен, тогда можно начинать переговоры. С позиции силы, а не слабости", — рассказывает газета.

И дальше она сообщает, что у Вашингтона появился новый мотив затормозить войну. "Те решения, которые предполагались несколько месяцев назад в отношении возможной "смены режима" в Кремле, сейчас устарели. На данный момент для Соединенных Штатов полное поражение Путина будет иметь худшие последствия: передача контроля над Россией Китаю. Поэтому лучше иметь враждебного лидера, но побитого и независимого от Пекина", — предполагает La Repubblica. И в конце статьи фантазирует: "Война переходит в другую фазу благодаря своего рода "параллельному сближению" интересов Кремля и Белого дома. Переговоры точно не приведут сразу к миру, но, возможно, к прекращению огня на Донбассе. А также к продлению зернового соглашения".

Наши проблемы и проблемы Кремля

Конечно, все это говорит о том, что у нас есть проблемы. Одна из них четко проявилась еще два месяца назад: отсутствие взаимопонимания между Белым домом и Банковой на самом глубинном уровне, на уровне парадигм, по вопросу о переговорах с врагом. Парадигма Белого дома — не идти на переговоры, пока твои позиции слишком слабы, а соглашаться на переговоры только тогда, когда твои позиции достаточно сильны, чтобы ты мог диктовать условия врагу. Парадигма Банковой противоположна: если твои позиции слабы — значит, нужны переговоры, а если сильны — то переговоры не нужны. Указ о невозможности переговоров с Путиным — как раз из этой серии.

Фактически мы попросту отказались от войны на этом участке дипломатического фронта и отдали Путину этот козырь, вместо того чтобы самим уличать его в нежелании искать дипломатические решения. И это, наверное, ухудшило возможности администрации Байдена вести дипломатическую игру в нашу пользу.

Но все же не стоит преувеличивать значение этой проблемы. Она не будет играть определяющую роль в ближайшем развитии событий. То же можно сказать и о проблеме усталости американцев и европейцев от Украины. Да, эта проблема есть, и она, наверное, будет усугубляться. Однако в ближайшие месяцы она не будет иметь решающего значения.

А у Путина — цейтнот. Ему нужно переломить ход событий срочно, прямо сейчас. И его шансы добиться этого невелики.

Главную роль тут играют ВСУ (конечно, с помощью западных поставок вооружений). Усталость от Украины и вообще желание подтолкнуть Киев к уступкам Москве усиливаются тогда, когда Россия имеет успехи на фронте. Ну или когда Кремль титанически надувает щеки — как он сделал это полтора месяца назад, объявив мобилизацию. Однако сотни тысяч чмобиков (частично мобилизованных), как и десятки тысяч зэков, рекрутированных Пригожиным, не принесли Путину перелома ни на одном участке боевых действий. И когда российские войска потерпят фиаско на правобережье Херсонщины, можно будет ожидать нового подъема проукраинских настроений в США и Европе. А это точно не лучший фон для чьих-либо попыток заставить Киев согласиться на прекращение огня.

Кроме того, в Белом доме прекрасно знают, что Зеленский не может пойти на уступки Путину, потому что украинское общество категорически против любых уступок (и об этом говорят все соцопросы). Поэтому надежды Путина и его западных лоббистов, что Вашингтон принудит Киев, иллюзорны. К тому же администрации Байдена это совершенно не выгодно из внутриполитических соображений. Тот факт, что Украина с помощью американского оружия уже девятый месяц дает отпор российской агрессии и наносит врагу поражения, — это фактически единственный крупный успешный кейс Байдена во внешней политике, и демократам нет смысла разменивать его на какие-то договорняки с Путиным.

Наконец, против Путина играет его реноме. Он не только военный преступник. Он еще и недоговороспособен. Он лично и многократно солгал лидерам практически всех стран Большой семерки, когда заверял их, что у него нет планов нападать на Украину. Он продолжает выдумывать все новые сказочные объяснения развязанной им войне. И его постоянная ложь уже никого не пугает и даже не смешит.

Поэтому крайне сомнительно, чтобы Байден и другие западные лидеры захотели поверить Путину "в последний раз". Хотя, конечно, в Кремле могут надеяться опять всех обмануть.

    Реклама на dsnews.ua