После 5 ноября. Как готовятся к мирным переговорам Зеленский, Путин и Трамп
Украинско-российские переговоры постепенно переходят из категории "фантастика" в категорию "реальность". Об этом свидетельствует и подготовка ко второму саммиту мира, и челночная дипломатия венгерского премьера Виктора Орбана
Планы Зеленского
Что задумал Владимир Зеленский, рассказал он сам на пресс-конференции 15 июля. Он перечислил предстоящие многосторонние встречи (в Катаре, Турции и Канаде) по трем пунктам формулы мира, которые обсуждались на саммите мира в Швейцарии, и сообщил о своем желании, чтобы второй саммит мира прошел в ноябре с участием России.
В конце июля или начале августа, скорее всего, в Катаре состоится первая встреча по энергетической безопасности Украины. В августе в Турции состоится встреча профильных министров по продовольственной безопасности. В сентябре в Канаде будет встреча по гуманитарным вопросам, в том числе по обмену пленными и детям.
"После этого, если все это сработает, — рассказал Зеленский, — я бы ставил задачу, чтобы в ноябре у нас был полностью готовый план, следовательно, и саммит, наверное. То есть план будет готов, для саммита второго будет все готово, если мы реализуем все эти три пункта. С нашей стороны, со стороны партнеров будет все сделано. Считаю, что для этого мы будем готовы приблизить максимально второй саммит".
Это был единственный важный месседж на всей пресс-конференции. И на него обратили внимание многие западные медиа. К примеру, газета The New York Times рассказала: "Поскольку война приближается к отметке в два с половиной года, Украина реализует план прекращения боевых действий путем переговоров. Президент Владимир Зеленский заявил в понедельник, что хочет провести второй международный мирный саммит позднее в этом году и что российские официальные лица должны принять в нем участие".
Похоже, сразу после 5 ноября, когда в США пройдут выборы, начнутся большие переговоры, которые завершатся каким-то компромиссом. И Зеленский в последние месяцы подготавливает к этому общественное мнение.
Сейчас, по свежим данным Центра Разумкова, 44% за переговоры, 35% против. Вопрос звучал так: "Как вы считаете, пришло ли время для начала официальных мирных переговоров Украины и России?" Опрос был проведен по заказу zn.ua с 20 по 28 июня. К ноябрю, возможно, процент согласных на переговоры будет еще выше.
В этом соцопросе есть еще один примечательный момент: подавляющее большинство респондентов категорически отвергают те ультимативные условия, которые выдвинул Путин. Почему же тогда перевешивает мнение, что время переговоров пришло? Оказывается, половина респондентов считает, что Путин готов торговаться.
При этом Путину приписываются разные мотивы. 50,3% думают, что к переговорам его толкает окружение, которое хочет вернуться к деньгам, активам и образу жизни, связанным со странами Запада. 49% считают, что Путин хочет успеть при своем президентстве вернуться за все переговорные столы со странами Запада и снять с себя обвинения Гаагского суда. 46,7% предполагают, что Путин готов торговаться, потому что война обходится дорого для экономики России.
Можно сделать вывод: половина украинцев уже согласна на переговоры, потому что согласна на компромиссы и того же ждет от Путина. Если это мнение еще сильнее укрепится в общественном сознании, то Зеленский воспримет это как общественный запрос — и в ноябре выполнит его.
Планы Путина
Нет никакого смысла пересказывать публичные заявления Кремля. Важен тот факт, что подготовка к переговорам уже началась. Ее первым раундом стала челночная дипломатия премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Он обсудил возможность прекращения огня и украинско-российских переговоров поочередно с Зеленским в Киеве 2 июля, Путиным в Москве 5 июля, Си Цзиньпином в Пекине 8 июля и Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго во Флориде 11 июля.
Орбан написал лидерам Евросоюза уже два письма: в первом он рассказал о своей встрече с Путиным, во втором — с Трампом. Эти письма не обнародованы, но разные медиа цитируют их ключевые тезисы.
Первое письмо попало в руки таких медиа, как "Суспільне", "Европейская правда", российская редакция "Радио Свобода". Путин, пишет Орбан, "был удивлен тем, что президент Украины отверг предложение о временном прекращении огня". То есть Путин через Орбана подает сигналы Европе, что ему нужны переговоры, хотя публично он занимает другую позицию.
По словам Орбана, Путин готов "рассмотреть любое предложение о прекращении огня, которое не послужит скрытой передислокации и перегруппировке украинских сил". Также Орбан пересказал слова Путина о двух документах, которые в разное время пытались описать параметры возможного мира или перемирия.
Один из этих документов — это так называемые "Стамбульские соглашения" апреля 2022 года. Их полное название — "Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины". Путин часто упоминает эти соглашения и говорит о готовности к ним вернуться.
Орбан пишет, что Путин по-прежнему считает стамбульский документ актуальным и готов согласиться на его условия. По словам Орбана, Путин особенно ссылается на пятую статью документа, которая, как говорится в письме, "определяет международные гарантии безопасности, которые должны быть предоставлены Украине".
Еще один документ, о котором Орбан поговорил с Путиным, — это так называемый "Китайско-бразильский мирный план" (официально меморандум называется "Общие договоренности между Китаем и Бразилией по политическому урегулированию украинского кризиса") от 23 мая 2024 г. В пересказе Орбана комментарий Путина звучит скупо: план "находится на рассмотрении российской стороны". Москва, говорится в письме Орбана, "готова обменяться мнениями" об этом плане.
Впрочем, месседжи Путина были не только о переговорах. Путин использовал Орбана, чтобы попугать Европу новым наступлением российских войск. "В ближайшие два месяца мы станем свидетелями более драматических потерь и военных событий на фронте, чем когда-либо прежде", — написал Орбан лидерам ЕС.
Можно ожидать, что Путин попытается "любой ценой" достичь к осени каких-то заметных успехов на каком-либо участке фронта, в расчете, что это укрепит его позицию на переговорах в ноябре.
Планы Трампа
О письме Орбана по итогам встречи с Трампом рассказала газета The Financial Times 15 июля. Орбан сообщил, что если Трамп победит 5 ноября, он быстро потребует мирных переговоров между Россией и Украиной и разработает для этого "хорошо обоснованные планы". Эта перспектива означает, по мнению венгерского премьера, что ЕС должен возобновить прямые дипломатические контакты с Россией и начать переговоры "на высоком уровне" с Китаем, чтобы найти мирное решение войны в Украине.
"До выборов мы не можем ожидать от [Трампа] никаких мирных инициатив. Однако я могу с уверенностью заявить, что после победы на выборах он не будет ждать инаугурации, а будет готов немедленно выступить в качестве мирного посредника, — сообщил Орбан в письме, направленном президенту Европейского совета Шарлю Мишелю и другим лидерам ЕС. — У него есть подробные и обоснованные планы на этот счет".
По мнению Орбана, это означает, что ЕС должен предвидеть изменение политики США и либо принять необходимость немедленных переговоров между Россией и Украиной, либо взять на себя больше ответственности за финансирование обороны Украины. "Я более чем убежден, что при вероятной победе Трампа пропорция финансового бремени между США и ЕС существенно изменится в сторону ЕС, когда речь идет о финансовой поддержке Украины", — напомнил он то, о чем давно пишут многие мировые медиа.
The Financial Times отмечает, что описание Орбаном мирного плана Трампа для Украины соответствует политическому документу, написанному двумя соратниками Трампа, которые, как ожидается, займут руководящие должности в сфере национальной безопасности в его администрации, если он победит на ноябрьских выборах. План Кейта Келлога и Фреда Флейтца из Института политики "Америка прежде всего" (America First Policy Institute) предполагал, что США продолжат укреплять оборону Украины, но будущая военная помощь потребует от Киева участия в мирных переговорах с Россией.
О плане Келлога и Флейтца рассказало агентство Reuters 25 июня. Келлог заявил, что в случае победы Трампа на выборах будет крайне важно как можно скорее усадить Россию и Украину за стол переговоров. "Мы скажем украинцам: "Вы должны сесть за стол переговоров, и если вы не сядете за стол переговоров, поддержка со стороны США иссякнет", — пояснил он. — И мы скажем Путину: "Вы должны сесть за стол переговоров, а если вы не сядете за стол переговоров, мы дадим украинцам все необходимое, чтобы убить вас на поле боя".
По словам Флейтца, на время мирных переговоров будет установлено прекращение огня и замораживание линии фронта.
Келлог и Флейтц представили свою стратегию Трампу, и Трамп ответил положительно, сообщил Флейтц. "Я не утверждаю, что он согласился с ним или согласился с каждым словом, но мы были рады получить обратную связь", — добавил он.
Что будет после 5 ноября
Собственно, именно к такому развитию событий готовится Банковая. И готовит нас. Не важно, как она будет это называть в ноябре — "второй саммита мира", "мирная конференция", "многосторонние переговоры", "переговоры при посредничестве США, ЕС и Китая". Важно то, что Россия будет там равноправным участником — а иначе она просто не будет участвовать.
Хотят ли этого наши союзники? Во всех 23 соглашениях о безопасности, которые Украина подписала, говорится, что страны окажут нам помощь в случае повторного нападения России. Для примера процитируем соглашение о безопасности, подписанное 13 июня с США: "В случае предстоящего вооруженного нападения или угрозы вооруженного нападения на Украину Стороны […] немедленно проводят встречи, по возможности в течение 24 часов, на самом высоком уровне для определения соответствующих дальнейших шагов и дополнительных потребностей в сфере обороны". То есть в эти соглашения уже заложена идея о том, что вскоре война будет поставлена на паузу.
Можно точно прогнозировать, что до 5 ноября не будет ни переговоров, ни прекращения огня, все будут ждать результатов выборов. Но сразу после 5 ноября (причем при любом исходе голосования) начнутся большие торги, где Украина будет одновременно субъектом и объектом.