Порошенко строит нелюбовные треугольники
Сразу же после возобновления активной фазы антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях Президент провел давно ожидаемые ротации в руководстве Вооруженных сил Украины. В подборе как минимум двух новых лиц силового блока Порошенко, впрочем, руководствовался не уровнем их боевой и тактической подготовки, опытом и персональной репутацией в армии, а степенью личного доверия и дружбы. Одним словом, целиком в духе своих предыдущих кадровых решений, посеявших множество подозрений.
Инициатива назначить новым министром обороны Валерия Гелетея застала практически всех врасплох: он не входил даже в десятку наиболее обсуждаемых в экспертном сообществе кандидатур на эту должность, так как к армии до сих пор имел отношение лишь во время срочной службы в середине 1980-х. Но Верховная Рада это кадровое решение Президента утвердила, тем самым опять продемонстрировав свое нынешнее полное непротивление кадровой политике Порошенко. Но почему "ход Гелетеем" был сделан сейчас, а не неделей раньше? Все
Как будет работать нелюбовный треугольник Косюк-Гелетей-Муженко, сегодня не понимает никто. Остается только надежда, что те, кто ничего не смыслит в военном деле, не будут лезть туда, куда не нужно
дело в том, что новым министром должен быть человек, который успешно окончит антитеррористическую операцию и останется в тени. Порошенко абсолютно уверен, что АТО будет проведено успешно, а о Гелетее как о герое никто говорить не станет. Все лавры достанутся именно Президенту.
Но Петр Алексеевич прекрасно понимает, что на этом жизнь не заканчивается: Россия никуда не денется и воевать с локальными террористами придется долго. Любая революция имеет несколько фаз - собственно революцию (2004 г.), контрреволюцию (2007, 2010-2014), восстание (2014), иностранное вмешательство (2014) и дальше или подавление восстания и постепенный возврат к мирной жизни, или же военный переворот (лучший тому пример Египет). Боится ли Порошенко военного переворота? Судя по всему, он его не исключает. Поэтому ему нужен свой министр, свой начальник Генштаба и, что более важно, свои полковники. Почему выбор пал на Гелетея, который не знает никого и ничего в армии? Потому что он достаточно смел, не побоится выйти на передовую и не предаст. Плюс он единственный силовик, которому Порошенко сможет доверять. Теперь все зависит от Гелетея - он должен выстраивать такие отношения в армии, чтобы в кратчайшие сроки стать "своим в доску". Немаловажно и то, что под это найдут финансирование. Порошенко не будет в ближайший год скупиться на армию, а значит, у Гелетея появятся аргументы.
Что касается нового начальника Генерального штаба ВСУ Виктора Муженко, то за него лично поручился заместитель главы АП Геннадий Зубко (Муженко был депутатом Житомирского облсовета от Партии регионов и давно дружит с Зубко). Этот генерал-лейтенант действительно имеет богатый опыт (участвовал в миротворческой операции в Ираке) и его уважают в войсках (неоднократно лично возглавлял успешные атаки украинских бойцов в Донбассе на позиции российских террористов). Кстати, именно Муженко уже без малого два месяца является одним из руководителей АТО. Теперь его статус повышен, но пребывать он и далее будет в тени, тем более что пиар-составляющая в его работе стремится к нулю. Хотя в случае проблем с военной частью АТО все шишки будут лететь в сторону Муженко, ну а если операция покажет свою эффективность, слава достанется самому Порошенко. Муженко имеет авторитет в армии, все знают, что он не отсиживается в тылу, и к нему у военных тоже вопросов возникнуть не должно.
Пока неясно, как будет работать связка министр-начальник Генштаба. Особенно если учесть наличие третьего персонажа - заместителя главы АП по силовикам миллиардера Юрия Косюка. Пока можно уверенно сказать, что никто до конца не понимает, как будет работать этот нелюбовный треугольник. Разговоры о том, что Косюк станет поставлять курятину из принадлежащего ему МХП в армию, не более чем миф. Армия не сможет решить его финансовые проблемы, связанные с потерей российского рынка сбыта.
Теоретически Косюк должен возглавить все силовые направления, включая продажу и покупку оружия. Но во всей этой схеме есть одна проблема - нет четкой вертикали, а по горизонтали пересекается слишком много вопросов. Как будет взаимодействовать весь этот сложный механизм, не понимает ни один из участников процесса. Притираться друг к другу все будут по ходу. Остается только надежда, что те, кто ничего не смыслит в военном деле, не будут лезть туда, куда не нужно.