Застенчивое поручительство. Почему "фронтовики" немного стыдятся Мартыненко
Обвиняемый в коррупции бывший депутат-фронтовик Николай Мартыненко отделался от ареста достаточно дешево. Даже 300 миллионов, которых просила антикоррупционная прокуратура в качестве залога, не потребовалось. Вопрос решило поручительство за соратника по партии трех министров, одного замглавы ЦИК и 17 нардепов. Противостоять столь внушительной "поручительной бригаде" суд не смог. Как результат Николай Владимирович вышел на свободу, пообещав лишь сдать загранпаспорт, дисциплинированно ходить на допросы и не общаться с другими фигурантами дела.
Собственно, в том, что однопартийцы дружно поддержали далеко не последнего человека в своей партии, ничего удивительного нет. Странным выглядит другое, сразу же после судебного решения, огромное число поручителей тут же начали оправдывать себя в соцсетях.
К примеру, нардеп Леонид Емец, который, как поговаривают, много чем обязан Мартыненко, тут же начал уверять своих избирателей, что никаких финасовых дел с Мартыненко не имеет, а поручился за него, поскольку стоял вместе с Николаем Владимировичем на Майдане.
"Это факт, и я это видел собственными глазами. Еще раз, это не индульгенция. Если он виноват, то должен нести ответственность. Я объясняю, почему именно я поручился", - отметил нардеп, подчеркнув, что гарантирует свое поручительство собственным депутатским мандатом. Ну, почти классическое "Клянусь своей треуголкой!". При этом, Емец отдельно подчеркнул, что вопрос виновности или невиновности Мартыненко должен решить суд, а сам Емец по этому поводу личного мнения не имеет.
Еще один знаковый поручитель министр инфраструктуры Владимир Омелян, не стал скрывать, что поручился за Мартыненко потому что "партия сказала надо", а сам он не видел обвиняемого с 2014 года. "Это позиция Народного Фронта, а я министр, делегированный в правительство от этой политической силы... Я верю в НАБУ, надеюсь на честный суд и понимаю, что без судебных приговоров и тюремных сроков для топ-коррупционеров на качественные масштабные перемены надеяться нечего", - заявил министр, никак не высказав своего личного мнения по сути предъявленных Мартыненко обвинений.
Министр спорта Игорь Жданов в свою очередь, тоже апеллировал к майдановскому прошлому Мартыненко и его героическим заслугам, как бы оправдываясь за свое поручительство. Дескать, как можно не поручится за человека, который прошел весь Майдан от и до. И снова ни слова по сути обвинений.
Прочитав все объяснения поручителей, складывается устойчивое впечатление, что "фронтовики" вступились за Мартыненко, токмо волею пославшего партийного руководства и теперь им мучительно стыдно за такой вот, пятнающий репутацию, шаг. И они наперебой пытаются оправдаться перед избирателями, мол, вы только не подумайте, что мы коррупционера покрываем, если суд решит, что виновен, то пусть сидит, а до суда Мартыненко заслужил оставаться на свободе, ведь он больным не прикидывался и сбегать не пытался...
Особенно грустно то, что в украинских реалиях все это тоже не выглядит чем то слишком уж удивительным, а логика поручителей более-менее понятна. Вот только, настоящим и единственным критерием для поручителя за обвиняемого в уголовном преступлении должна быть непоколебимая уверенность в его невиновности. Все остальные заслуги, регалии, личные качества обвиняемого тут совершенно не при чем. В этом и есть, собственно, суть поручительства.
К сожалению, никто из уважаемых высокопоставленных поручителей так и не сказал, что он поручился за Мартыненко просто потому, что полностью уверен в его невиновности. А так получается, что соратники по "Народному фронту" пытаются усидеть на двух стульях - и соратнику по возможности помочь, и тут же от подозрительного товарищества дистанцироваться. Такое вот странное поручительство по-украински.