Помощь союзника. Как американский сертификат может спасти украинские авиаремонтные заводы

Американская стратегия военной помощи для Украины сформулирована уже достаточно давно, еще в начале войны на Донбассе. И сводится она к простым понятиям - помогать только там, где у страны есть "узкие места", которые отечественная военная промышленность не может закрыть самостоятельно

Конечно, из этого правила есть исключения - как, например, поставки партии противотанковых ракетных комплексов "Джевелин" при наличии массового производства собственного продукта, но тут больше играет роль политический фактор поддержки украинской власти как таковой. И американские "Дротики" выступают в качестве такого себе символа. Во всем остальном американцы в той или иной вариации придерживаются своей политики.

После того как украинские предприятия перешли преимущественно на выполнение государственного оборонного заказа, оказалось, что главную роль играют ремонтные предприятия, которых в Украине после распада Союза осталось достаточно много.

Все годы независимости это позволяло нашей стране зарабатывать на советском оружейном наследии: по мере необходимости снимать со складов оставленную на хранение технику, проводить ее предпродажную подготовку, а затем реализовывать в третьи заинтересованные страны. Это, во-первых, было крупным источником бюджетных поступлений, во-вторых, позволяло избавиться от устаревшей, а потому ненужной техники, в-третьих, обеспечивало ремонтные заводы заказами, а людей - работой. Кроме того, ремонтные заводы давали возможность модернизировать уже проданную технику.

Правда, тут россияне расставили "красные линии", и экспортировать мы могли только устаревшее оружие и только почти исключительно в не самые богатые страны Африки. Тем не менее это позволило в основном сохранить потенциал, который мы вовсю использовали в самые тяжелые моменты войны на Донбассе.

И вот после разрыва производственных связей с Россией особенно пострадала авиаремонтная отрасль. Под давлением Москвы традиционные заказчики стали массово отказываться от услуг наших предприятий. А замены им просто не было.

И вот буквально на днях со слов нового министра обороны стало известно, что США предоставили Украине сертификаты, которые позволят нашим предприятиям ремонтировать вертолеты типа "Миль" для иностранных заказчиков. Для нас это просто прорыв. Причем необходимо добавить, что работа по получению такого рода сертификатов заняла не один месяц.

Дело в том, что американская военная помощь союзникам по всему миру кроме массовых закупок оружия советского образца включает и послепродажное обслуживание. Таким образом, Госдеп вынужден поддерживать в летном состоянии и парк вертолетов Ми-8/17 в ВВС Афганистана, Ирака и собственных ВВС (а несколько машин поддерживают весьма специфические операции Сил Специальных операций по всему миру).

Естественно, что раз деньги правительства, то объявляются открытые конкурсы, одним из условий которых является участие компаний, которые зарегистрированы исключительно в странах - членах Альянса или имеющие сертификацию от правительства.

Поэтому, например, в 2015 г. контракт от Агентства НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA) на обслуживание парка Ми-8 ВВС Афганистана получило словацкое предприятие Letecké opravovne Trenčín, a. s. (LOTN). А это ни много ни мало, а $120 млн.

А в конце 2018 г. американцы снова искали компании для капитального ремонта афганских машин. Причем кроме ремонта планировали и замену бортового оборудования. Часть работ должна была выполнять непосредственно на месте.

Теперь в подобных конкурсах могут принимать участие и наши предприятия. Особенно это актуально для "Мотор Сич" и "Авиакона". Оба предприятия имеют колоссальный опыт обслуживания вертолетов советского производства. И самое главное - те же запорожцы ныне активно осваивают производство наиболее критичных узлов вертолета Ми-8 - лопастей и редуктора.

Для авиаремонтного сектора военпрома это может быть долгожданным выходом, так как образовался замкнутый круг. Вертолеты Ми-8 и Ми-24, которые состоят на вооружении силовых ведомств Украины, крайне нуждаются в обновлении и модернизации. Однако у военных просто нет таких денег, чтобы выделить их на проведение научно-исследовательских работ. В итоге они ждут конкретных уже летающих прототипов, а у авиаремонтных предприятий просто нет денег на их реализацию (ранее это все оплачивалось за счет зарубежных заказов).

Теперь же есть большая доля вероятности, что, получив некие средства, предприятия смогут предложить и достаточно интересные варианты и для нашей армейской авиации. Ведь практически остановлена программа модернизации боевого Ми-24, а ведь при условии привлечения зарубежных партнеров у "Авиакона" есть такой вариант, как Ми-24ПУ-2. Мало того, есть опыт модернизации вертолетов для ВВС Азербайджана.

С Ми-8 еще более радужная ситуация. Машина как достаточно распространенная в мире (как в гражданской, так и военной авиации), так и на данный момент уже достаточно устаревшая. Причем россияне не могут предложить вариант модернизации с заменой двигателя, так как у них его просто нет.

Зато запорожцы уже довольно таки успешно отработали вариант Ми-8МСБ, причем не только для машин модификации "Т", но и "МТВ". Мало того, уже летает и активно проходит государственные испытания и вооруженный вариант Ми-8МСБ-В. Причем это практически полноценный противотанковый вариант, так как может применять отечественные ПТУР "Барьер-В".