• USD 41.5
  • EUR 43.7
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Новый Верховный суд. Почему Романюка не пустили в коллеги к снайперу из АТО

Среди 120 победителей конкурса в Верховный суд – менее 25% не из судебной системы. Но 75% имеют положительный вывод Общественного совета добропорядочности
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Почти девять месяцев потребовалось для отбора судей Верховного суда. Конкурс начался 7 ноября 2016 г. Зарегистрировались для участия 1436 человек, из них 846 подали документы на участие. Были допущены к конкурсу 653 претендента, из них 625 - к прохождению квалификационного оценивания, в ходе которого участники конкурса сдали профессиональные и психологические тесты, прошли проверки Национального антикоррупционного бюро Украины, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и Общественного совета добропорядочности.

На втором этапе Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККСУ) провела собеседования в коллегиях с 381 кандидатом. И наконец 27 июля ВККСУ утвердила рейтинг 320 кандидатов на должности судей Верховного суда. В соответствии с этим рейтингом ВККСУ направит в Высший совет правосудия рекомендации о назначении 120 кандидатов судьями административного, хозяйственного, уголовного и гражданского кассационных судов в составе Верховного суда - по 30 судей в каждом кассационном суде.

Детальный анализ персонального состава Верховного суда и возможных групп влияния в нем "ДС" проведет после избрания руководства Верховного суда и кассационных судов. Пока же можно поделиться общими впечатлениями от будущего высшего судебного органа Украины.

Это похоже на классический случай, когда "стакан наполовину пуст, наполовину полон", и каждый волен выбирать, на какой половине сосредоточить внимание. Только в данном случае Верховный суд "наполовину стар, наполовину нов".

Для любителей "зрады" новоизбранный Верховный суд заведомо отвратителен. Например, "Украинская правда" сообщила откровенную ложь: "По результатам конкурса в состав нового Верховного суда попадут 80% старых судей с сомнительной репутацией". В действительности из 120 кандидатов-победителей только 30 человек, или 25%, имеют отрицательное заключение Общественного совета добропорядочности. То есть, каждый четвертый будущий судья Верховного суда нарушал права человека, или принимал политически мотивированные решения, или не может объяснить собственные доходы. Но 25% - это все же точно не 80%. Три четверти будущих судей Верховного суда получили от Общественного совета добропорядочности положительный вердикт.

Конечно, это вовсе не гарантирует, что все они никогда в жизни не шли в разрез с законом. Но сейчас у них есть шанс заработать справедливыми законными решениями репутацию честных неподкупных судей Верховного суда. Удастся ли им это, не дискредитируют ли они сами себя - предсказывать пока рано.

Наверняка Верховный суд будет испытывать давление - хотя бы в виде мягких пожеланий - со стороны других ветвей власти: президентской, исполнительной, законодательной. А также со стороны различных партий, финансово-промышленных групп, лоббистских структур. Но судя по обращению Петра Порошенко в связи с завершением конкурса в Верховный суд, президент очень заинтересован в поддержании высокого реноме новоизбранного высшего судебного органа. И поэтому можно предположить, что совсем уж вопиющих случаев проталкивания через Верховный суд явно незаконных решений в интересах президентской команды не будет.

Реклама на dsnews.ua

К слову о реноме. Источники в будущем Верховном суде рассказывают, что именно по настоятельному совету с Банковой снялся с конкурса в этот суд председатель старого Верховного суда Украины Ярослав Романюк, получивший эту должность при Януковиче. Соответствующее заявление было оглашено во время пленарного заседания ВККСУ уже после того, как был зачитан рейтинг кандидатов и стало известно, что Романюк прошел в кассационный гражданский суд, заняв 25-е место из 30 проходных. Комиссия заявление Романюка удовлетворила и прекратила его участие в конкурсе.

Наверное, на Банковой за это что-то Романюку пообещали. Но то, что его не будет в Верховном суде, - это избавит репутацию реформированной судебной системы от слишком очевидного пятна.

Что же касается обновления, то почти 80%, или 93 из 120 кандидатов-победителей, являются или были судьями. И только 27 пришли на конкурс не из судебной системы: являются учеными или адвокатами. Но в стране, где самые известные адвокатские группировки ассоциируются с фамилиями Медведчука и Портнова, а один из крупнейших юридических вузов - с фамилией Кивалова, вообще наивно предполагать, что тотальная замена судей на адвокатов и ученых излечила бы судебную систему от ее пороков.

Важно то, что в Верховный суд пробилось немало судей из нижних звеньев судебной системы. Понятно, что среди них есть разные люди, но именно потому нельзя ко всем им клеить одинаковые ярлыки.

Например, можно только приветствовать, что третье место на конкурсе в кассационный хозяйственный суд занял ветеран АТО, снайпер - и в то же время судья Харьковского областного хозяйственного суда, кандидат юридических наук Александр Мамалуй. Он отправился служить в украинскую армию с первым призывом - в марте 2014 г. В составе роты снайперов 93-й отдельной механизированной Харьковской бригады воевал в Авдеевке, Донецком аэропорту, Песках, Опытном. После второй мобилизации стал снайпером в Пограничных войсках. И когда в его адрес бросают презрительное "старый судья" шабунины, которые сами не воевали, это позорно характеризует их, но не его.

Стоит отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Верховный суд начнет работу в сентябре, и после этого прокуратура и следственные органы уже не смогут обвинять в развале уголовных производств и проигранных судах недолюстрированную и нереформированную судебную систему. По крайней мере в высшем эшелоне судебной власти, как утверждает Порошенко, все поменялось. А значит, следователи и прокуроры теперь имеют возможность посадить любых пойманных коррупционеров, сепаратистов и прочих негодяев, пусть даже для этого придется доводить дело до Верховного суда.

И это ставит правоохранителей в совершенно новую психологическую ситуацию. Пенять на судебную систему уже нельзя, ибо это означает хаять судебную реформу - любимое детище президента. Придется или лучше работать - или расписываться в собственной профнепригодности.

    Реклама на dsnews.ua