Веселые соседи. Польша решила стать иконой украинских популистов
1 ноября 2017 г. возраст выхода на пенсию для поляков будет снижен до 65 лет для мужчин и 60 лет — для женщин. Таким образом, правящая в Польше партия Право и Справедливость (ПиС) решилась все-таки выполнить свое обещание, а ее глава Ярослав Качиньский получил возможность уничтожить пенсионную реформу, детище своего конкурента Дональда Туска.
В 2012 г., когда Туск был премьером Польши, решили, что нужно пошагово поднимать пенсионный возраст каждые четыре месяца на один месяц, пока он не достигнет 67 лет для мужчин и женщин. Мужчины должны были выйти на этот уровень в 2020 г., женщины в 2040 г.
Как и в Украине, в Польше подобные реформы не обходятся без истерики трудящихся. Радетели за счастье простого народа просто-таки бьются в конвульсиях — дескать, доколе!
Теперь, наконец-то, настал исторический момент и реформа отменена. На пенсию опять можно выходить с 60 лет женщинам и с 65 — мужчинам. Народ и его пока любимая партия празднуют победу. Правда, ПиС оставила еще лазейку для здравого смысла и тот, кто не захочет выходить на пенсию, когда положено, может поработать больше, но только в индивидуальном порядке. Среди тех, кто будет выходить на пенсию в 60 и 65 лет, резко вырастет доля получающих, как выразилась Gazeta Wyborcza, "голодные пенсии", иначе говоря, на минимальном уровне в 700 злотых (около 5 тыс. грн). В общем, путешествовать особо не на что, хорошо если будет чем оплатить коммунальные услуги и лекарства.
Сделав подарок тем, кто уже собрался на пенсион, правительство Польши подложило порядочную свинью молодому поколению — именно ему придется платить больше на содержание пенсионеров, но поскольку поколение пенсионеров и тех, кто уже собрался выходить на пенсию более многочисленное, то именно его интересы блюдет правящая партия.
Забавно, но периодически даже на правительственных экономистов снисходит просветление. Например, на вице-премьера по экономике Матеуша Моравецкого, и они отмечают, что, дескать, если в Польше ухудшится соотношение между количеством трудоспособного населения и пенсионерами, то стране грозит катастрофа. Самое забавное, что говорится это в ситуации, когда из 38 млн поляков на пенсии находятся всего 4,9 млн.
Между тем в Украине, при 42 млн населения (после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса), на пенсионном обеспечении состоят 12,5 млн украинцев. Так что, образно говоря, если, по словам г-на Моравецкого, Польше только грозит катастрофа, то в Украине она уже произошла, только мы этого как-то не заметили.
Самое интересное, что виноват в этом не Владимир Путин, развязавший гибридную войну против Украины. С большой долей вероятности можно утверждать, что если бы Путин не напал, то ситуация была бы аналогичной с польской. Можно даже не сомневаться, что не будь войны, украинские власти отменили бы повышение возраста выхода на пенсию (сейчас пенсионный возраст для женщин поднимается постепенно до 60 лет, а для мужчин на госслужбе — до 62 лет) сразу после победы революции, в феврале или марте 2014 г.
Теперь кажется, страх перед вторжением Путина прошел. На фронте, кроме обстрелов, ничего особого не происходит. По сообщениям журнала The Economist, после победы Дональда Трампа на выборах в США сырьевые рынки начинают оживать и демонстрировать позитивную динамику, так почему бы сырьевой Украине не обратить внимание на польский опыт и не сделать аналогичный шаг "на встречу людям"?
Тем более что в отличие от Польши, где значительная часть политического класса оппонирует решениям ПиС, которые разрушают экономику и подавляют экономический рост, в Украине даже протестовать будет некому, поскольку политических партий, выступающих за рациональную экономическую политику и ограничение желаний народа, у нас нет в принципе. В Украине все политические партии за народ и ограничивать его ни в чем не желают. У нас в стране в роли ограничительного пугала выступает исключительно МВФ, который и требует, то ограничить бюджет, то повысить пенсионный возраст, то прекратить субсидировать промышленность и сельское хозяйство, по каждому пункту вызывая приступы желчной ненависти.
Впрочем, это дело перспективы. А пока польский государственный комитет статистики (GUS) опубликовал данные о состоянии экономики, которые свидетельствуют, что экономический рост уже тормозит. В третьем квартале рост ВВП составил 2,5% год к году, а прогнозы давали 2,9%. Казалось бы, мелочь, всего 0,4 п. п., но проблема в том, что, по оценке специалистов GUS, рост затухает. Причем самое парадоксальное, что внешних причин для этого нет. Более того, во времена премьерства Туска польская экономика росла быстрее в худших условиях, когда на дворе бушевал мировой кризис, а тут ничего особого не происходит, а экономика тормозит.
Эксперты Форума гражданского развития (FOR) уже открыто говорят, что правительство ПиС просто потеряло год. Более того, дальше будет хуже — социальные инициативы правительства по раздаче денег семьям с детьми (программа 500+), снижение пенсионного возраста до самого низкого в ЕС уровня (60 лет для женщин) провоцируют иждевенчество и уход с рынка труда как минимум 240 тыс. женщин трудоспособного возраста и параллельно увеличивают дефицит пенсионного фонда на 10 млрд злотых (70 млрд грн). Ситуация начинает до боли напоминать украинские реалии, где дефицит Пенсионного фонда уже составляет 145 млрд грн.
Это еще не все достижения правительства ПиС. По мнению экспертов FOR, социальные выплаты, которые организует правительство Беаты Шидло, провоцируют поляков скрывать свои официальные доходы, чтобы получать доплаты от правительства. Ну здесь уже и добавить нечего — ни дать ни взять, самая настоящая Украина! Только, конечно, в экспортном варианте.
В общем, на опережающее развитие и сокращение дистанции с Германией по доходам на душу населения рассчитывать уже не приходится. Кроме того, из категории быстрорастущих экономик Польша, перемещается в категорию стран, которые развиваются медленно.
То, что там она встретится с Украиной, интрига малоприятная. Все-таки хотелось тешить себя надеждой, что когда-то (в неопределенном будущем) украинцы подтянуться к полякам, а не наоборот. Пока получается по-другому. И если в прошлом году, когда ПиС пришла к власти, экономика росла на 3,5% в год, Польша уверенно говорила, что планирует присоединиться к зоне евро, то теперь об этом нечего и мечтать. Экономика тормозит и растет всего на 2,1% в год.
И можно не сомневаться, что политика массовой раздачи социальной помощи, снижения пенсионного возраста и попытки государства подчинить себе судебную ветвь власти в скором времени превратят Польшу во вторую Украину. Без независимой судебной власти, с раздутым социальным сектором и популистами у власти обе страны будут прекрасной демонстрацией, что ничего хорошего в странах бывшей Речи Посполитой произойти не может.
Хотя казалось бы, рецепт успеха довольно прост. Дело за малым, необходим ответственный политический класс, способный принимать рациональные решения, гарантировать защиту частной собственности, независимый суд, стабильные деньги и не слишком увлекаться выполнением всех народных хотелок. В свое время генерал Шарль де Голль говорил, что скорее изменит избирателям, чем Франции. Для Польши такой подход скорее исключение, а для Украины и вовсе нонсенс. Поэтому и историческая судьба, и уровень жизни во всех трех странах несколько различаются.