Референдум о войне и мире. Как он изменит Украину

На время полномасштабной войны политическая жизнь в Украине впала в анабиоз. Но в ноябре она может выйти из спячки, и политики уже готовятся к этому

Киев, Майдан независимости, март 2022 года

В ожидании ноября

Никто не ждет чуда. Россия сама, по доброй воле или под чьим-то давлением, не уйдет с оккупированных территорий. Тем не менее, война может окончиться уже в ноябре. Именно на ноябрь Владимир Зеленский планирует второй саммит мира, который, по его словам, должен пройти с участием России.

Он сказал в интервью BBC в Лондоне 18 июля, что всему миру придется оказать давление на Россию, чтобы убедить ее сесть за стол переговоров и подумать о прекращении войны. "Это не означает, что все территории будут отвоеваны силой. Я думаю, что сила дипломатии может помочь", — заявил Зеленский и выразил надежду, что ослабление Россия на поле боя поставит Украину на более сильную позицию за столом переговоров. "Оказав давление на Россию, я думаю, можно договориться о дипломатическом урегулировании", — предположил он.

Как подчеркивает политический редактор BBC News Крис Мейсон, который вел интервью, Зеленский признал, что, по его мнению, возвращение всей украинской земли не обязательно является предварительным условием прекращения боевых действий.

Возможную формулу компромисса на переговорах описал бывший британский премьер Борис Джонсон после обсуждения этой темы с Дональдом Трампом, который на выборах 5 ноября может быть избран президентом США. По словам Джонсона, Трамп "сможет предложить сделку. Путину придется отойти, по крайней мере, к границам 2022 года, которые были до вторжения, а во избежание будущих конфликтов и неопределенности остальную часть Украины придется признать свободной страной, способной выбирать свою судьбу в рамках ЕС и НАТО, и абсолютно добро пожаловать присоединиться как можно скорее".

Если в ноябре события начнут развиваться именно в этом направлении, тогда нас ждут два параллельных процесса: замораживание боевых действий и дипломатическое урегулирование. С какого-то момента времени будет установлено прекращение огня — то ли с начала второго саммита мира, то ли с момента подписания соглашения о перемирии или мирного договора. После этого должно быть отменено военное положение. Как только это случится, политика выйдет из спячки. И ее станет очень много — она заменит собой войну.

В ожидании выборов

Дальнейший сценарий зависит от того, какой именно документ будет подписан. Не исключено, что будет подписано всего лишь соглашение о перемирии, то есть документ, не имеющий силы международного договора и потому не подлежащий ратификации. Тогда нас ждут выборы.

Согласно Избирательному кодексу, не позднее месяца со дня прекращения военного положения Центральная избирательная комиссия должна будет объявить о начале избирательного процесса очередных выборов народных депутатов, и не позднее чем через 61 день после этого должно состояться голосование. Также не позднее месяца со дня прекращения военного положения Верховная Рада должна назначить очередные выборы президента, и не позднее чем через 100 дней после этого должно состояться голосование.

Таким образом, сначала должны пройти парламентские выборы, а после них — президентские. Избирательный кодекс прямо запрещает провести эти выборы в один день. Конечно, кодекс можно изменить, но это второстепенный вопрос. В любом случае всем партиям и всем кандидатам в президенты придется сформулировать свое отношение к подписанному соглашению о перемирии и предложить свой план дальнейших действий.

И люди будут голосовать уже не столько за персоналии, сколько за варианты плана. Можно назвать как минимум три принципиально разных варианта: 1) провести третий саммит мира и на нем подписать полноценный мирный договор; 2) сохранять новый статус-кво (соглашение о перемирии без мирного договора), пока не наступят более благоприятные условия; 3) возобновить освободительную войну и вести ее до полного изгнания врага с оккупированных им территорий.

В ожидании референдума

Другой сценарий будет реализован, если в ноябре будет подписан мирный договор. Этот документ не будет иметь юридической силы, пока не пройдет через Верховную Раду и референдум. Между сторонниками и противниками договора сразу же развернется ожесточенная политическая борьба.

Это понимают все участники будущих политических баталий. В интервью итальянской газете Corriere della Sera мэр Киева Виталий Кличко рассказал об ожидании грядущих событий: "Следующие несколько месяцев будут очень трудными для Владимира Зеленского. Должен ли он продолжать войну, сопровождаемую новыми смертями и разрушениями, или рассмотреть возможность территориального компромисса с Путиным? И в этом случае какое давление будет со стороны Америки, если победит Трамп? И как объяснить стране, что нам необходимо отдать куски нашей территории, стоившие жизни тысячам наших воюющих героев? Какой бы шаг он ни сделал, наш президент рискует совершить политическое самоубийство. Давайте внесем ясность: мы должны выиграть войну, но ситуация становится все более сложной, она зависит от помощи, поступающей от союзников, было бы кошмаром, если бы нам пришлось воевать еще два года… Зеленскому, вероятно, придется прибегнуть к референдуму. Я не думаю, что он сможет достичь таких болезненных и важных соглашений самостоятельно, без народной легитимации".

Референдум — это требование статьи 73 Конституции, которая гласит: "Только всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины". Обойти это требование никак нельзя. Можно, конечно, попытаться "подправить" статью 73 Конституции, но вот проблема: согласно статье 156, изменения в статью 73 (как и в саму статью 156) должны утверждаться референдумом. Так что без референдума никак, если в мирном договоре будут зафиксированы территориальные уступки Путину.

Статья 85 Конституции говорит, что назначение такого референдума относится к полномочиям Верховной Рады. Впрочем, назначение референдума может затянуться на 30 дней. Именно такой срок отводится конституционным судьям (в законе о КСУ) для рассмотрения вопроса о конституционности международного договора, предусматривающего изменение территории Украины, который вносится в Верховную Раду на ратификацию. Для открытия конституционного производства по этому вопросу достаточно обращения 45 народных депутатов. Наверное, 45 противников договора в парламенте найдутся.

Предположим, что КСУ согласится с аргументами защитников договора и признает его конституционным. Тогда Раду ждет очень горячий день: ратификация. Наверное, внутри парламента и вне его найдутся люди, которые попытаются ратификацию сорвать. Если же это не получится, тогда Рада должна будет объявить референдум.

В 2021 году был принят закон о всеукраинском референдуме, предложенный Зеленским. В этом законе определено, что всеукраинский референдум насчет изменения территории Украины — это форма принятия гражданами Украины, имеющими право голоса, решения об утверждении принятого Верховной Радой закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины. Как только президент подпишет закон о ратификации договора, Рада безотлагательно принимает постановление о назначении референдума. Датой референдума должно быть последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования этого постановления.

Таким образом, в течение трех месяцев вся политическая жизнь в Украине будет вертеться вокруг одного вопроса: за или против договора о территориальных уступках Путину. Один месяц уйдет на рассмотрение в КСУ, еще два — на подготовку к голосованию, включая агитацию за и против. Все партии и общественные организации смогут (если пожелают) зарегистрироваться как сторонники или оппоненты вопроса референдума.

Эти три месяца самым радикальным образом повлияют на нашу привычную политическую традицию с вождистскими партиями. В качестве системы опознавательных сигналов "свой — чуждой" люди уже не будут использовать фамилию лидера. Не будет партий Залужного, Зеленского, Кличко, Порошенко, Разумкова, Тимошенко и пр. Будут партии сторонников разных позиций по вопросу о войне и мире:

  • Одна партия будет выступать за утверждение договора, заявляя, что это горькое, но необходимое решение, ибо без него невозможен длительный мир.
  • Другая будет говорить, что она ни за, ни против, потому что не собирается брать на себя ответственность ни за позорный мир, ни за бесперспективную войну — ответственность должна лежать на тех, кто был властью в последние пять лет.
  • Третья партия предложит отвергнуть мирный договор, но сохранить перемирие и прекращение огня в ожидании, а вдруг Путин умрет и Россия развалится.
  • Четвертая будет настаивать на продолжении войны до полного освобождения всей территории Украины.

И уже под эти партии будут подстраиваться лидеры. Мы сможем увидеть в одном лагере тех, кто раньше жестко конкурировали друг с другом или даже были непримиримыми оппонентами. И наоборот, бывшие единомышленники и союзники могут разойтись по разным лагерям.

В каком лагере окажутся Тимошенко, Разумков, Порошенко, Кличко, Зеленский, Залужный и другие? Вопрос, конечно, интересный — но не очень важный. Важнее то, какие партии сформируют правящую коалицию в новой Раде и как проголосует народ на референдуме: за или против уступок Путину.

В Избирательном кодексе записано, что общегосударственные выборы не могут проводиться одновременно с референдумом. Конечно, Рада может "исправить" кодекс и устроить так, чтобы референдум совпал с парламентскими выборами. В этом была бы своя логика, но нынешняя Рада руководствуется не логикой, а пожеланиями Банковой. Поэтому можно ожидать, что кодекс будет "исправлен" в другую сторону: чтобы сначала провести референдум, а уже затем — выборы президента (например, 30 марта) и парламента (например, 26 октября). В таком случае политические баталии вокруг вопроса о войне и мире растянутся на целый год.