Полет совы сквозь бурю. Украинская военная разведка в условиях полномасштабного вторжения

С началом полномасштабного вторжения россиян в Украину перед системой национальной безопасности и обороны нашего государства возникли новые беспрецедентные вызовы, повлиявшие не только на внутренние процессы в Украине, но и на глобальные трансформации

Война ознаменовала начало новой эпохи в мире, к которой многие государства, до этого еще и истощенные пандемией Covid-19, оказались неготовыми. Украина столкнулась с новой логикой процессов противодействия невиданной интенсивности. Поэтому в новых условиях украинские спецслужбы, в частности, Главное управление разведки МО (ГУР МО), стали настоящими новаторами.

Новые вызовы, новые взаимодействия

Аналитики Economist Intelligence Unit (EIU) утверждают, что российская агрессия против Украины создала угрозы для 81% стран, ее последствия влияют на развитие глобальной экономики.

Полномасштабное вторжение значительно расширило и диапазон профессиональной деятельности украинской военной разведки, особенно в информационной и аналитической работе, расширило возможности стратегической разведки и обработки данных для лучшего понимания экономической, социальной, производственной устойчивости государства-агрессора, установления природы его взаимодействия с другими странами.

Для ГУР МО особенно важными стали возможности сотрудничества со спецслужбами других стран, национальные интересы которых уже пострадали от российского государственного империализма. Это позволило организовывать оперативные поставки вооружения и военной техники в Украину, а также поразить военные топ-цели врага. Начальник ГУР Кирилл Буданов сказал: "Война путинского режима угрожает всей демократической модели мира, как раньше угрожало существование Гитлера".

Еще со времен Второй мировой войны европейский континент не видел такой большой протяженности линии боевых столкновений – активная линия фронта составляет до 1500 км. Это сегодня ощущает вся Европа.

Полномасштабная война также вызвала большой запрос на спецоперации на временно оккупированных территориях, в оперативном тылу врага, на территории государства-агрессора и в других уголках мира. Это значительно расширило работу в киберпространстве и с агентурой.

Впервые за годы независимости Украины деятельность ГУР находится под пристальным вниманием мировых медиа, аналитических и научных центров, поскольку опыт украинских разведчиков стал показательным для работы мировых спецслужб.

"…22-й год стал знаменательным для военной разведки тем, что мы усилили свои возможности и достигли новых. Военная разведка была готова, что в начале февраля или немного позже начнется широкомасштабное наступление", – отмечает заместитель начальника ГУР Вадим Скибицкий.

Боевые спецоперации военной разведки

Одной из первых задач ГУР МОУ стала оборона Киева. Не совсем по профилю, так как использование высокопрофессионального спецназа разведки в качестве легкой пехоты при любых других условиях – очевидное "расточительство". Но на тот момент ставки были слишком высокими. Утрата Киева привела бы к масштабному обвалу фронта и тотальной демотивации общества и армии.

Так что авангард российской армии столкнулся с профессиональными, мотивированными, хорошо вооруженными и обученными подразделениями, которые буквально вгрызались в каждый метр территории. Одновременно россиян методически отрезали от тыловых поставок. Запоздавшие "караваны" с боеприпасами, новой техникой, продовольствием и пополнением горели еще на дальних подступах к украинской столице.

Тогда же впервые отрабатывались принципы создания региональных движений сопротивления. Отряды, сформированные из местных жителей и координируемые представителями ГУР, представляли одну из главных опасностей, поскольку действовали независимо и в глубоком тылу. В дальнейшем их деятельность только нарастала.

"Есть закон Украины о сопротивлении, там сказано, что, где, как нужно делать, кто руководит, кто координирует эти вопросы. Соответственно, есть и успех: мы реально понимаем, как организовать, как поддержать, как скоординировать все наши усилия, и благодаря этому партизанское движение есть и будет только усиливаться", – говорит по этому поводу Вадим Скибицкий.

Одновременно претерпела серьезные изменения и сама структура военной разведки. Возникли новые подразделения, в ряды которых отбирали людей, готовых выполнять боевые задачи наивысшей сложности — "Кракен", "Шаман" и "Артан". Добровольцы со всего мира становились в ряды созданного Интернационального легиона.

Нашествие удалось остановить на ближних подступах к столице. За два месяца условного "паритета" на северном направлении российские подразделения были очень физически и морально истощены. Тогда они объявили о первом в этой войне "жесте доброй воли" – бегстве из Киевской, Сумской и Черниговской областей. Спецподразделения ГУР принимали непосредственное участие в освобождении наших территорий, в частности Дмитровки, Капитановки.

Работа спецназа на самых проблемных участках фронта, операции в глубоком тылу врага, работа с пленными россиянами, поставка всех структур, задействованных в системе Сил безопасности и обороны разведывательными данными, работа с местными сопротивлениями – стали привычными буднями разведчиков.

Из всех знаковых событий войны отдельной вехой стала уникальная операция в окруженном Мариуполе. Несколькотысячный гарнизон города оказался в полной изоляции от основных украинских сил. Многократные попытки пробить коридор в город не дали результата, так что генерал-майор Буданов предложил план на грани возможного. При проведении операции было организовано семь рейсов, в которых в общей сложности приняли участие 16 военных вертолетов. "Караваны" проходили глубоко эшелонированную оборону окупантов, максимально насыщенную средствами ПВО. Так в окруженный гарнизон доставлялись необходимые боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие и пополнение. На обратном пути борта эвакуировали тяжелораненых и тела погибших воинов.

Далее было освобождение оккупированного острова Змеиный, где состоялся очередной "жест доброй воли" и снова взвился украинский флаг, территорий Харьковской области, Херсона и успешные действия на всех участках фронта.

Сейчас ГУР МОУ проводит операции в тылу врага, создавая предпосылки для полной деоккупации наших территорий. Спецподразделения военной разведки активно действуют на левом берегу Херсона и в оккупированном Крыму, уничтожая склады, логистику, технику, живую силу, парализуя российский флот и готовя плацдармы для работы основных Сил безопасности и обороны.

"Есть факт — [российские] корабли не могут никуда выйти: они покинули северную и западную часть Черного моря, они просто прячутся за углом поворота Крыма в юго-восточной части", — отметил начальник ГУР МО Украины, обсуждая успешность работы военной разведки в Крыму.

Отдельная страница – формирование беспилотной воздушной флотилии. Речь идет о создании собственного авиационного подразделения, в состав которого вошли как самые современные пилотируемые аппараты, так и высокотехнические БпЛА. Используя предоставленные союзниками технологии и собственные разработки, благодаря дронам ГУР оказывает постоянное давление на оккупантов.

"Пока их силы и средства, в частности противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, рассредоточены и на временно оккупированных украинских территориях, путинский режим оставил Москву незащищенной. И это они еще с НАТО не воюют. Что говорить о более масштабных вещах", – отмечает представитель Главного управления разведки Андрей Юсов.

Концепция генерала Буданова проста: опасность можно и нужно уничтожить еще до того, как она станет реальной угрозой. Поэтому беспилотники украинской военной разведки уничтожают высокостоящее российское ПВО, склады и военные производства в сотнях километров от нашей границы.

В построении принципов работы ГУР идет по собственному пути. Сравнения нашей военной разведки с американским ЦРУ или британской МИ-5 одинаково некорректны в первую очередь потому, что ни одно из них не действовало в условиях открытых, полномасштабных действий на собственной территории. Израильский Моссад – более близок, тем более что "загадочные" смерти российских военных преступников становятся нашей обыденностью. В этом смысле мнение руководителя ГУР Буданова безальтернативно: "Откровенные подонки в конце концов понесут заслуженную кару в любой стране мира. Заслуженной карой за такие деяния может быть исключительно их ликвидация. Ничего другого я не рассматриваю. Это мое личное мнение, я его придерживаюсь и буду претворять в жизнь".

Стратегические коммуникации, информационная и аналитическая работа ГУР МОУ

Сегодня ГУР МОУ также превратилось в мощный центр стратегических коммуникаций и влиятельного ньюзмейкера.

Стратком военной разведки сосредоточен на коммуникации с военно-политическим руководством Украины, разведывательным сообществом нашего государства, государств-союзников и партнеров, украинскими и мировыми медиа, украинскими и зарубежными компаниями и бизнесом, волонтерским сообществом, с экспертной средой, интеллектуалами и деятелями искусства, которые помогают в сборе средств на нужды боевых подразделений ГУР МОУ, а также в донесении украинской и иностранной аудитории стратегических нарративов противодействия враждебной пропаганде и дезинформации.

Параллельно с планированием и реализацией боевых спецопераций ГУР МОУ совместно с другими компетентными органами и центрами ведет информационные кампании по противодействию враждебной пропаганде и действиям Кремля: по разблокированию украинских портов и морских путей, по освобождению ЗАЭС от российских оккупантов, по углублению раскола между силами оккупантов и их центрами принятия решений, по ситуации на оккупированных территориях, освобождению военнопленных и т.д.

ГУР обнародует информацию о состоянии дел у врага: изготовление и модернизация вооружения (в том числе ракет и дронов), изменение тактики их применения, кадровый состав действующих и новых воинских частей врага, перебрасывание военной техники и новых воинских подразделений, проведение врагом своего мобилизационного плана, выяснение и обнародование сведений о военных подразделениях и лицах, совершавших военные преступления против гражданского населения и военных в Украине, а также предателей и коллаборантов. Также обнародуются перехваченные разговоры русских военных со своими семьями, показывающие реальное положение дел и беспрецедентные потери в человеческой силе и технике русской армии.

Генерал-майор Вадим Скибицкий отметил: "Мы анализируем всю информацию, чтобы понять, какое положение дел в оборонно-промышленном комплексе РФ, каковы критические моменты для РФ. Например, если это крылатая ракета или какой-то высокоточный боеприпас, то такое вооружение производится не на одном предприятии.То есть, десятки заводов и КБ могут быть вовлечены в процесс производства, усовершенствования, различных необходимых сервисов. И если мы найдем хотя бы одно предприятие в цепочке, производящее какую-то весомую деталь, без которой ракета не полетит, и сможем сделать так, чтобы этих поставок не было – это и будет настоящий успех. Обход Россией международных санкций – это одна из ключевых проблем противника, потому что запрет на поставку товаров военного и двойного назначения в 2022 году заработал".

Не прекращается работа ГУР МОУ по углублению дезориентации российских правящих элит и разжиганию недоверия между ее представителями, распространению в российском обществе нарративов о губительности захватнической войны России против Украины и необратимости наказания для военных преступников.

Благодаря спланированным действиям ГУР возрос протестный потенциал в российском обществе – мы это видим в поджогах военкоматов и других государственных учреждений, гибели при загадочных обстоятельствах представителей российской власти, организации и консолидации протестных движений против режима Путина.

Еще одним приоритетом был, есть и будет поиск и привлечение к ответственности военных преступников, попытающихся по завершении войны залечь на дно в разных уголках России и мира. Кроме вопросов завершения войны, спецслужба также анализирует и готовится к деятельности в послевоенный период, к более глубокому участию в политических и общественных процессах в мире и на территории страны-агрессора.

Наше завтра

После войны перед Украиной и миром будут стоять новые вызовы для обеспечения устойчивого мира. Уже сейчас мы наблюдаем активное сближение стран БРИКС и китайско-российский дрейф ряда стран Африки. Происходящее на наших глазах укрепление Балтийско-Черноморского геополитического пояса усиливает роль Украины, а следовательно — и роль ее оборонных структур и структур сферы безопасности.

Украинским спецслужбам, включая военную разведку, придется существенно "глобализироваться" и обновить свои подходы. Главное управление разведки, по оценкам международных экспертов, является одной из самых влиятельных спецслужб на европейском континенте – так началась новая важная страница истории ГУР МОУ. В организации теперь значительно более высокая интенсивность и значительно большая функциональность, чем до полномасштабного российского вторжения, и это только начало.

Российский вопрос украинской совы

Представитель ГУР Андрей Юсов в интервью каналу ISLND TV отметил: "Диктатура всегда приводит к трагедиям и коллапсу того государства, на территории которого оно развивается. И российская империя, как бы она ни называлась, исторически умирает. Долго, в агониях, но умирает".

Так что в скором будущем перед всеми украинскими спецслужбами встанет еще один закономерный вопрос: что делать с Россией? Тема будущего российского государства должна стать ключевой, и к этому уже следует готовиться и предпринимать соответствующие действия.

"Это будут новые вызовы, новые риски. Мы должны понимать, что после победы Украины в каком-то видоизмененном виде частица от Российской Федерации останется рядом с нами. Вероятнее всего, через некоторое время появятся реваншистские настроения. Это нормальный круговорот в истории. Поэтому с Россией будет связано еще много работы. А кроме того, в мире нам найдется еще многио чем заняться. Это и борьба с мировым терроризмом, проявлениями насилия, спасением наших граждан, влиянием Украины в мире", — сказал в интервью ко Дню военной разведки Украины Кирилл Буданов.

Бой не завершен. Украинская военная разведка подолжает планировать сложные и рискованные спецоперации, перенося театр боевых действий на территорию государства-агрессора. Но уникальный опыт, полученный украинскими разведчиками за последние восемнадцать месяцев, уже стал показательным для мировых специалистов и аналитиков, коллег из западных спецслужб, а ГУР – уже стал брендом.