"План Маршалла" от Пенни Прицкер. Что Вашингтон придумал для Украины после войны
Свои заманчивые обещания Пенни Прицкер адресует не так украинской власти, как в первую очередь — украинским избирателям. Это логично: после войны, наверное, будут выборы, иначе ни о каких западных инвестициях не будет и речи
Спецпредставитель США Пенни Прицкер презентовала "план Маршалла" для Украины 31 июля в Вашингтоне в Институте Брукингса вместе с послом Украины в США Оксаной Маркаровой. Презентация завершилась примечательным эпизодом. Представитель КНР спросил Маркарову, как Украина относится к китайским деньгам и инвестициям в послевоенное восстановление Украины. "Мне нравится эта фраза, знаете ли, едины в обороне, едины в восстановлении. Нам бы очень хотелось восстанавливать страну со всеми странами, которые разделяют эти ценности и активно их реализуют", — ответила Маркарова. По-видимому, именно это хотели услышать западные партнеры: реконструкцией Украины после войны займутся только те страны, которые сейчас оказывают нам военную помощь.
Время и деньги
Прицкер подтвердила, что масштабы потребностей Украины огромны. Она напомнила, что по состоянию на конец 2023 года Всемирный банк оценил необходимые расходы на восстановление и реконструкцию в $486 млрд в течение 10 лет.
Но это не означает, что план Прицкер рассчитан именно на этот срок и на эту сумму. Скорее, он о том, что необходимо сделать сейчас, чтобы эти деньги пришли. "Сейчас самое время помочь украинцам, — подчеркнула Прицкер, — подготовиться не только к следующему дню после войны, но и к грядущим десятилетиям".
Из слов Прицкер понятно, что потенциальные инвесторы не верят, что после войны Украина будет жить в мире и безопасности. Поэтому западные партнеры должны помочь нам усилить свою защиту. "Нам вместе нужно сейчас планировать на следующий день после войны. Все начинается с того, что США и наши союзники по НАТО продолжают расширять зону противовоздушной обороны по всей Украине, чтобы создать условия для экономического возрождения", — сказала она.
"Но одной военной помощи недостаточно. Мы должны сочетать усиленный зонтик безопасности с комплексной программой восстановления экономики", — отметила Прицкер и перешла к своему плану, который назвала "Путь Украины к процветанию" (Ukraine’s Path to Prosperity).
Что обещает Запад
Прежде всего она отметила отличие ее плана от плана Маршалла. После второй мировой войны один субъект, США, вносил вклад в восстановление многих западноевропейских стран. А сегодня, пояснила Прицкер, многие субъекты, включая страны и компании, вносят вклад в восстановление одной страны — Украины.
Конечно, это оптимистичный фактор. Если западные партнеры объединят свои усилия, то реконструкция Украины может стать для них успешным и выгодным проектом.
Прицкер назвала несколько перспективных возможностей: "Богатая черноземная почва с потенциалом прокормить 600 миллионов человек. Критически важные минералы, такие как литий и титан, которые позволят осуществить революции в области искусственного интеллекта и зеленых технологий. Железо и сталь, которые станут основой для новых строительств как в стране, так и по всему континенту. И, конечно же, величайший актив Украины — ее люди, многие из которых обучены в области науки, технологий, инженерии и аэрокосмической промышленности".
Особый энтузиазм у спецпредставителя США вызвали перспективы американского участия в украинской оборонной промышленности. Это сотрудничество уже налажено. "Американские компании оборонной промышленности очень рады работать в Украине, потому что они изучают инновации, а в Украине время от поля боя до инноваций составляет две недели", — пояснила Прицкер. К числу успехов администрации Джо Байдена она отнесла "развитие оборонно-промышленной базы Украины с новыми американскими партнерствами по совместному производству и совместным предприятиям в Украине — и для Украины".
А после реализации ее плана, обнадеживает Прицкер, "представьте себе Украину как производителя мирового арсенала демократии, поставляющего самые сложные совместимые с НАТО системы обороны и боеприпасы в Европу, США, Японию, Южную Корею и другие страны".
В других отраслях она тоже обещает бурный рост: "Представьте себе миллионы бывших беженцев из Германии, Польши, Румынии и других стран, которые вернулись домой, чтобы работать на полях, заводах, в портах и технологических инкубаторах Украины". Все это будет возможно, по ее словам, если Украина, США, наши международные партнеры и глобальный частный сектор полностью реализуют данный план.
Что должна сделать Украина
Свои заманчивые обещания Пенни Прицкер адресует не так украинской власти, как в первую очередь — украинским избирателям. Это логично: после войны, наверное, будут выборы, иначе ни о каких западных инвестициях не будет и речи. И западные партнеры предполагают, что это будут непростые выборы.
По словам Прицкер, в течение многих лет в Украине идет "борьба за новую экономическую модель, новый общественный договор — это борьба поколений. Я видела эту борьбу воочию на Майдане и в других местах во время моих предыдущих визитов в Украину [в сентябре 2014, октябре 2015 и сентябре 2016], когда я была министром торговли. И я вижу это сейчас. Сегодня, учитывая масштаб и размах российской агрессии, Украина сталкивается с острой необходимостью раскрыть весь потенциал страны и порвать — раз и навсегда — с постсоветской экономической моделью. Мы знаем, что модель Владимира Путина коррумпирована. Это беззаконие. Это экономический беспорядок. Это антидемократично. Это репрессивно. Это олигархично. И это терпит неудачу! И это не то будущее, которого хочет украинский народ".
Как видим, Прицкер не говорит, что Украина уже порвала с коррумпированной постсоветской экономической моделью. Наоборот, она подчеркивает, что с этой моделью нужно порвать. Для этого и нужен ее план — чтобы рвать было легче.
Следует сказать, что рецепт от Прицкер малоприятен для любой власти. Он фактически требует согласия на внешнее управление — по крайней мере в той части, которая касается реконструкции.
План Прицкер состоит из пяти элементов: правительственное планирование единого проекта реконструкции Украины; быстрое увеличение количества готовых проектов; продолжение антикоррупционных реформ; больше мирового капитала для инвестирования в Украину; возвращение украинцев из-за границы. Самые горькие пилюли упакованы в первый элемент.
Успешная реконструкция требует общегосударственного планирования, которое создает единый проектный конвейер. "Эта структура должна иметь поддержку Банковой; должна отчитываться перед Стратегическим инвестиционным советом (СИС) по реконструкции при премьер-министре; и должна интегрировать городские и областные приоритеты. Этот потенциал необходим не только для энергетики, но и для всех критических секторов, а также для развития инфраструктуры", — рассказала Прицкер, явно обращаясь к украинской аудитории. В самом деле, не американцам же адресованы слова о необходимости "иметь поддержку Банковой".
"Честно говоря, этот тип генерального планирования, смоделированный по образцу плана Маршалла, является "недостающим звеном" в нынешнем подходе Украины к реконструкции. Для поддержки этих усилий Украина могла бы рассмотреть возможность назначения высокопоставленной, пользующейся международным уважением фигуры, которая будет обеспечивать стратегическое направление в соответствии с демократическими приоритетами правительства и евроатлантическими устремлениями, помогая связать потребности Украины с потребностями международных доноров и привлекая частный капитал", — так спецпредставитель США сформулировала ключевое требование к Банковой.
Она не уточнила, о какой "высокопоставленной фигуре" идет речь. Но из ее слов можно предположить, что это должен быть глава Стратегического инвестиционного совета (СИС) по реконструкции, который в этой сфере будет главнее премьер-министра.
В конце своего рассказа спецпредставитель США отметила, что "значительного прогресса" достигла MDCP (Multi-Agency Donor Coordination Platform, Межведомственная координационная платформа доноров). По ее словам, MDCP "должна превратиться в механизм принятия проактивных решений, способный предоставлять руководство и поддержку пяти элементам плана, изложенного сегодня". И как только это будет достигнуто, "MDCP должна переместить свой секретариат в Киев, чтобы укрепить связи с усилиями по восстановлению на местах".
Можно представить себе результат: секретариат MDCP в Киеве будет работать в тандеме с "высокопоставленной фигурой" возле премьер-министра, замкнув на себя оперативное руководство всеми крупными проектами реконструкции. В любом случае Прицкер рассказала на презентации только малую часть плана, а остальные подробности, не предназначенные для широкой публики, известны и на Банковой, и в Белом доме.
Судьба плана Прицкер
Джо Байден назначил Пенни Прицкер спецпредставителем США по экономическому возрождению Украины 15 сентября прошлого года. Ее полномочия рассчитаны на год и скоро окончатся. 5 ноября в США выборы с непредсказуемым результатом. Ввиду этого Прицкер спросили, какая судьба ждет ее план.
"Я думаю, что есть абсолютная перспектива того, что этот план сохранится, потому что это имеет смысл для украинцев, это имеет смысл для европейцев, это имеет смысл для Соединенных Штатов. И даже независимо от того, что произойдет на наших выборах, если США решат по той или иной причине отступить, а не быть такими передовыми, им все равно нужны такие возможности, о которых я рассказала", — ответила Прицкер. То есть она считает, что ее план выгоден США, кто бы ни стал новым хозяином Белого дома — Камала Харрис или Дональд Трамп.
Конечно, судьба плана зависит и от Украины. Возможно, Банковая встретила этот план без восторга. (Если бы восторг был, мы бы его уже слышали.) Но Прицкер обращается не столько к Банковой, сколько напрямую к украинцам. После реализации плана, обещает она, "представьте себе украинское правительство, которое устанавливает золотой стандарт прозрачности, подотчетности и честности в Европе; вызывая доверие у своего народа и у мировых инвесторов". Почему-то кажется, что она имеет в виду правительство, которое сформирует уже другая власть.