Подводя черту под "Гюрзой-М". Как послужат стране катера нашего производства на фоне "Айлендов" и Mark VI

Семь катеров типа "Гюрза-М" могут очень надолго оказаться последними, произведенными в Украине, в составе нашего Военно-морского флота

Малый бронированный артиллерийский катер "Костополь" / dumskaya.net

Принятие на вооружение Военно-морского флота седьмого по счету малого бронированного артиллерийского катера типа "Гюрза-М", который получил собственное имя "Костопіль" (бортовой № P180), по сути означает окончание целой эпохи катеров отечественной постройки. Хотя контракт предусматривает поставку восьми единиц, однако в каком виде и когда будет достроен последний катер — большой вопрос.

На сегодня уже очевидно, что вектор в плане вооружения ВМС Украины сменился в сторону кораблей иностранного производства. 27 сентября 2018 года в американском Балтиморе состоялась церемония передачи Украине двух патрульных катеров типа Island, а до конца 2021-го, возможно, будут переданы еще три катера этого типа. Готовится передача Украине от США шести катеров класса Mark VI с вооружением, а в СМИ активно обсуждается тема использования нашей страной британских ракетных катеров.

На этом фоне уже заявлено, что "Гюрза" больше покупаться не будет, введут в строй два построенных штурмовых катера типа "Кентавр", и все. Ни о каком продолжении сотрудничества с "Кузней на Рыбальском" речь не идет.

Однако стоит признать, что на сегодня именно семь катеров типа "Гюрза-М" и составляют основу мощи ВМСУ в прибрежных районах. Причем четыре катера находятся на Азовском море — в порту Бердянск, где планируется создать постоянную военно-морскую базу. Два катера были переброшены туда наземным транспортом в сентябре 2018 г., еще два совсем недавно — 22 сентября. Остальные три находятся в Одессе.

Отметим, что катера этого проекта, как и многие другие разработки отечественного военно-промышленного комплекса, ведут свою родословную еще с нулевых годов. Тогда в Исследовательско-проектном центре кораблестроения в Николаеве был разработан бронированный катер — проект 58150 (шифр "Гюрза"). Украине удалось заинтересовать им Узбекистан, который за американские деньги заказал на верфи завода "Ленинская кузня" постройку двух таких катеров. С 2005 г. катера типа "Гюрза" несут службу на реке Амударья в районе города Термез, где перекрывают контрабанду оружия и наркотиков на границе с Афганистаном.

В 2015 г., когда появилась необходимость быстрого насыщения ВМСУ катерами, проект был серьезно переработан — прежде всего было увеличено водоизмещение и общие размеры (требовалось, чтобы катера могли ходить не только по рекам, но и в прибрежных районах Азовского и Черного морей). Серьезно был изменен и состав вооружения — вместо башен БМП-2 и БТР-70 катера получили два дистанционно управляемых морских модуля БМ-5М.01 "Катран-М", которые, по сути, являются вариантом боевого модуля БМ-3 "Штурм", устанавливаемого на БТР-4. Каждый такой модуль вооружен 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1, 30-мм автоматическим гранатометом КБА-117, 7,62-мм пулеметом КТ, а также парой отечественных ПТРК "Барьер" с лазерной полуактивной системой наведения.

В итоге новый проект получил шифр "Гюрза-М" и Министерством обороны Украины было заказано восемь катеров. Первый катер для ВМСУ, который получил название "Білгород-Дністровський", был спущен на воду в Киеве 11 ноября 2015 г.

На сегодня семь катеров типа "Гюрза-М" составляют основу мощи ВМСУ в прибрежных районах / dumskaya.net

Несмотря на то, что основные помещения катера (рулевая рубка, отсеки оружия, топливные цистерны, моторный отсек) бронированы, однако, как показали события 25 ноября 2018 г. в районе Керченского пролива, близкий огневой контакт возможен только с противником, вооруженным легким стрелковым оружием (но не более того). Кроме того, применение противотанкового ракетного комплекса в морских условиях затруднено, а весь остальной комплекс вооружения может применяться исключительно в условиях шторма до трех баллов.

Хотя от катера к катеру состав оборудования менялся. Так, "Костопіль" — единственный из серии, кто получил противодиверсионную гидроакустическую станцию Cerberus Mod 2 производства немецкой компании Atlas Elektronik. Кроме того, у него изменен состав вооружения — установлены боевые модули КАУ-30М под управлением оптико-электронной огневой системы Spin. Он же получил возможность установки морских мин. При этом нельзя не отметить, что, имея возможности для обнаружения диверсантов, катер не получил никакого противодиверсионного вооружения — хотя бы типа советского гранатомета МРГ-1.

Катера же условно второй очереди — "Вишгород", "Кременчук", "Лубни" и "Нікополь" — имеют изменения по ходовой части. Так, у них другой гребной винт, изменена компоновка машинного отделения. Все это позволило выйти на расчетную максимальную скорость в 25 узлов, которая была недоступна катерам первой очереди — "Аккерману" и "Бердянську".

В дальнейшем планируется модернизация всех катеров этого проекта в качестве носителей беспилотного авиационного комплекса F-2M. Судя по всему, будет реализован катапультный запуск с борта катера и парашютная посадка на воду. Однако ныне сам комплекс только проходит государственные испытания.

В целом катера типа "Гюрза-М" имеют все очевидные недостатки "москитного флота", главный из которых — малая дальность действия, автономность и мореходность, которые не позволяют им действовать на больших расстояниях от собственной базы, а также в сложных погодных условиях (шторм). Также они имеют крайне ограниченные возможности по защите от авиации и крылатых ракет противника (вся катерная система ПВО — это скромные переносные зенитно-ракетные комплексы). Таким образом, они могут действовать только под надежным прикрытием частей береговой обороны и морской авиации. А и с тем, и с другим у нас пока серьезные проблемы.

С другой стороны, ввод в строй катеров западного производства пока тоже не выглядит серьезной альтернативой для "Гюрзы-М". Несмотря на заявленную универсальность, два полученных "Айленда" вооружили орудиями "времен взятия Очакова" — 25-мм артиллерийскими установками 2М-3М. Очевидно, что в таком виде они крайне условно усиливают мощь украинского флота.