Интимные беседы. Наговорила ли заместительница Гонтаревой на ее отставку
На этих записях советник главы правления "Платинум Банка" Дмитрий Зинков и владелец этого же банка Борис Кауфман обсуждают с Рожковой, как банку легче получить рефинансирование НБУ под меньшие залоги, чиновник рекомендует банкирам способы избежать уплаты процентов по стабилизационным кредитам, а также обещает "договариваться" и "проталкивать" нужные для банка решения.
Екатерина Рожкова в официальном комментарии на странице НБУ в Facebook уже признала, что записи разговоров - настоящие. Она уточнила при этом, что постоянно ведет диалог с акционерами и менеджментом всей сотни украинских банков. "Это обычный рабочий процесс", - написала она и добавила, что готова дать пояснения следователям из Национального антикоррупционного бюро Украины или других правоохранительных органов по каждому разговору, который у нее был с менеджментом или владельцами банков.
Хорошо иметь друга в НБУ
Екатерина Рожкова в Нацбанке возглавляет департамент банковского надзора. То есть, ее прямая обязанность - надзирать за исполнением банками финансовых нормативов деятельности, которые устанавливает для них НБУ. Но до того, как в июне прошлого года возглавить департамент банковского надзора, Екатерина Рожкова почти два года отработала на руководящих должностях того же "Платинум Банка" - сначала заместителем председателя, а потом - исполняющим обязанности председателя правления. Поэтому неудивительно, что Рожкова настолько благоволит коллегам с предыдущего места работы, что может показаться, что она все еще работает в "Платинум Банке". Тем более по тону разговора создается впечатление, что говорят не банкир и чиновник, контролирующий работу этого банка, а просто старые друзья. Но в беседах речь идет о серьезных финансовых вопросах.
Например, на одной из записей Дмитрий Зинков жалуется, что чиновники из НБУ предъявляют банку претензии, что заемщики по некоторым кредитам платят слишком маленький процент за пользование займом. При этом из разговора становится понятно, что кредиты банка под фантастически низкие 1-2% годовых привлекали компании, связанные непосредственно с Борисом Кауфманом, который заявил ранее, что намерен приобрести 75% акций этого банка. Екатерина Рожкова в ответ говорит, что острый вопрос низких ставок по этим кредитам можно будет снять, прописав в программе действий "Платинум Банка" норму о том, что банк "обязуется принять меры по повышению ставок" по этим кредитам. "Я постараюсь так это протолкнуть, а вы дальше потом будете что-то там делать", - говорит Екатерина Рожкова.
Еще на одной записи Екатерина Рожкова обещает поспособствовать изменению инструкции Национального банка, редакция которой не позволяет утвердить Григория Гуртового собственником "Платинум Банка", поскольку "ПТБ Холдинг", через который Гуртовой оформил собственность на банк, имеет убытки. При этом зампредседателя Нацбанка обещает прислать проект изменений инструкции в "Платинум Банк", чтобы изменения были "правильно" сформулированы. "И мы эти изменения примем на следующей неделе", - говорит Екатерина Рожкова и приглашает Дмитрия Зинкова попить кофе.
Также Екатерина Рожкова и Дмитрий Зинков на одной из записей говорят о том, что ни у Григория Гуртового, ни у Бориса Кауфмана нет источника происхождения средств для прозрачного формирования уставного капитала "Платинум Банка". Рожкова советует банкирам увеличить капитал банка через финансовую помощь акционеров, поскольку в этом случае не нужно подтверждать документами, откуда деньги. Также Екатерина Рожкова дает совет, как "Платинум Банк" может уклониться от уплаты Нацбанку процентов за пользование стабилизационным кредитом, хотя речь идет не о каких-то копейках, а о 20-30 млн. гривен. "Я подумаю, как все это прокрутить", - обещает банкирам главный "банковский" контролер НБУ.
У нас тут не Запад
Представители украинского финансового рынка и бизнес-среды были не в восторге от того, как на самом деле происходит общение регулятора с банкирами. Александр Завадецкий, ранее занимавший пост начальника департамента НБУ по регистрационным вопросам и лицензированию, заявил, что глава НБУ Валерия Гонтарева после такого должна уволить Екатерину Рожкову. "Тот конфликт интересов, в котором находится Рожкова, на мой взгляд, не может быть решен другим образом", - заявил Завадецкий. По его словам, он 10 лет проработал в иностранных банковских группах (Ситибанк, Райффайзен, Коммерцбанк) и знает о некоторых возникавших там прецедентах. "Могу с уверенностью сказать, что остаться на должности у чиновника в подобной ситуации не было бы никаких шансов. По непосредственным фигурантам скандала сразу же начинаются следственные действия. А те топ-менеджеры, которые не были задействованы в скандале непосредственно, а просто каким-то образом имеют отношение, сами уходят в отставку", - сказал он.
Руководитель аналитического отдела компании Concorde Capital Александр Паращий отметил, что когда обсуждается вопрос о подгонке нормативов работы банков под один конкретный банк - это само по себе уже нонсенс. "Если бы такая история всплыла на западе, то чиновник, засветившийся в ней, сам бы подал в отставку ", - уверен он.
Эксперт напомнил, что в Украине есть неплохой закон "О предотвращении коррупции", который предписывает урегулирование конфликта интересов. В случае же с Екатериной Рожковой такой конфликт есть, о чем Рожкова сама призналась в прямом эфире 3STV 21 октября. "Для того, чтобы в возникшей ситуации выполнить требования закона, необходимо было как минимум отстранить Рожкову от участия в принятии любых решений связанных с банком", - сказал он.
Ранее заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб заявлял, что правление Национального банка принимает решения по банкам, которые испытывают проблемы, коллегиально. Однако, если верить записям разговоров, на самом деле правлению могут навязываться решения, которые лежат в плоскости интересов только одного банка.
Александр Паращий отметил, что на Западе очень серьезно относятся к вопросу возможного конфликта интересов. "По всем этическим нормам, регулятор, ранее работавший в банке, или иным образом связанный с банком, не может общаться наедине с его представителями по вопросам решения проблем этого банка. Как минимум, он должен делегировать свои полномочия, касающиеся работы с этим банком", - сказал он.
Очевидно, что в ближайшее время украинский финансовых рынок узнает, работает ли банковский регулятор по западным стандартам, или по "своим".